Может ли имя «Иисус» исцелять само по себе?

Спас Нерукотворный. Фреска церкви Архангела Михаила в деревне Като Лефкара на Кипре. XII век
Источник: Демид / Fotoload

Апостолы совершали чудеса именем Иисуса Христа. Неужели им не было достаточно веры, почему было важно именно произнести имя Спасителя? Значит ли это, что имя «Иисус» само по себе обладает чудодейственной силой? 

Митрополит Волоколамский Иларион дает ответ на эти вопросы, основываясь на опыте архимандрита Софрония (Сахарова). Со старцем Софронием архипастырь был знаком лично. 

Многие страницы книг отца Софрония посвящены молитве Иисусовой и призыванию имени Божия. Осваивать Иисусову молитву он стал сразу же по приезде на Афон, но именно в пустынном уединении он узнал подлинную силу имени Божия, когда оно произносится в молитве. По его словам, «Тот, Кто превыше всякого Имени в своей Сущности, раскрывается сотворенным “по образу” разумным существам во множестве имен: Вечный, Всеведущий, Всемогущий, Вседержитель; Свет, Жизнь, Красота, Мудрость, Благость, Истина, Любовь, Праведный, Спасающий, Святый, Освящение и другие. В каждом из них и чрез каждое из них мы испытываем прикосновение к нам Единого Бога, и в силу Его неделимости мы имеем Его всего. Так достойно мыслить, но вместе с тем ни одно из них не дает нам полноты постижения, ‘‘как Он есть’’. Его бытие в своей сущности превосходит все Имена. И все же Он продолжает открываться в Именах». 

Из всех имен Божиих особое значение имеет имя «Иисус», полученное воплотившимся Богом, когда Он пришел на землю: «Имя „Иисус“ прежде всего открывает нам смысл или цель прихода Бога во плоти: “нашего ради спасения”. Восприятие Богом нашего естества указывает на возможность и для нас стать сынами Бога. Наше сыноположение заключается в сообщении нам Божественной формы бытия: “В Нем обитает вся полнота Божества телесно”… Ум наш в удивлении замолкает пред этой тайной: Творец облекся в тварное; Вечный и Невидимый воспринял на Себя временную и изменчивую форму бытия; Дух, стоящий далее всякой мысли — соделался плотью и дал нам возможность осязать Его руками, взирать на Него телесными очами; Бесстрастный подвергся страданиям; Жизнь безначальная связала Себя с умиранием». 

Явные отголоски имяславских споров слышатся в следующем отрывке из книги «О молитве»:

 

Что такое «имяславие» и почему из-за него русских монахов изгоняли с Афона? Читайте в материале на нашем ЯндексДзене.

 

«Имя „Иисус“ и как смысл-познание, и как “энергия” Бога по отношению к миру, и как собственное Имя Его — онтологически связано с Ним. Оно есть духовная реальность; Его звуковая сторона может сливаться с его реальностью, но не обязательно. По звуку оно давалось многим смертным, но когда мы молимся, мы произносим его с иным содержанием, с иной установкой духа нашего. Оно для нас — мост между нами и Им; оно канал, по которому к нам приходят потоки Божественной силы. Как исшедшее от Святого Бога — оно свято и освящает нас чрез призывание его. С этим Именем и чрез него молитва принимает некую осязаемость: оно соединяет нас с Богом. В нем, этом Имени, присутствует Бог, как в некоем сосуде — драгоценной вазе, полной благоухания. Чрез него Надмирный становится ощутимо имманентным. Как Божественная энергия — оно исходит от Сущности Божества и Божественно само по себе». Здесь, по сути, воспроизводится учение имяславцев и их аргументация в защиту почитания имени „Иисус“. В частности, мысль о том, что имя Божие есть «энергия» Бога, является одним из лейтмотивов имяславской литературы. 

Другой лейтмотив — опровержение мнения о том, что имени Божию присуща некая магическая сила. Этот мотив мы тоже находим у отца Софрония: «Мы знаем, что не только Имя „Иисус“, но и все другие Имена, открытые нам свыше, онтологически связаны с Ним — Богом. Мы знаем сие из опыта Церкви. Все таинства в Церкви нашей совершаются чрез призывание Имен Божиих, и прежде всего святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Все наше богослужение основано на призывании Имен Божиих. Мы не приписываем им, как звуковым явлениям, магической силы, но произносимые в истине исповедания веры и в состоянии страха Божия, благоговения и любви — мы воистину имеем Бога совместно с Его Именами. Многие поколения священнослужителей сохранили познание о силе Имени Бога и совершали таинства с глубоким ощущением присутствия Живого Бога. Им открылась тайна священнодействия Божественной литургии. Для них не было сомнений, что Кровь и Тело Христа пред нами в своей подлинной реальности. Над ними было призвано Имя Того, Который, когда произносит слово, то слово становится “фактом”».

 

Святоотеческое богословие имени подробно разбирается в исследовании митрополита Волоколамского Илариона «Священная тайна Церкви». Только что вышло четвертое издание этой книги.

 

Вслед за имяславцами отец Софроний говорит о том, что имя Иисус не есть простое человеческое имя, которое носили и другие Иисусы. Применительно к воплотившемуся Богу оно имеет особый смысл: «Имя „Иисус“ было дано по откровению свыше. Оно исходит из вечной Божественной сферы и никак не является измышлением земного разума, хотя и выражено тварным словом. Откровение есть акт — энергия Божества, и, как таковое, принадлежит иному плану и трансцендирует космические энергии. В своей надмирной славе Имя „Иисус“ — метакосмично. Когда мы произносим сие Имя Христа, призывая Его к общению с нами, то Он, все наполняющий, внимает нам, и мы входим в живой контакт с Ним. Как предвечный Логос Отца, Он пребывает в нераздельном единстве с Ним, и Бог-Отец чрез Слово Свое вступает в общение с нами. Христос Единородный совечный Сын Отца, и потому говорит, что “никто не приходит к Отцу, как только чрез Него”. Имя „Иисус“ — значит Бог-Спаситель; как таковое, оно может быть отнесено ко Святой Троице; возможно отнесение его к каждой Ипостаси отдельно. Но в молитве нашей Имя „Иисус“ употребляется исключительно как собственное Имя Богочеловека, и ум наш обращен при этом вниманием к Нему». 

Публикация подготовлена по новой книге митрополита Волоколамского Илариона «Святые наших дней», которая готовится к выходу в Издательском доме «Познание». Электронная версия книги доступна на ЛитРес. 

Читайте также: Что на самом деле значит имя «Иисус»?