Кто такая «другая Мария»?
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фрагмент иконы. Псков, конец 1540-х годов
Источник: Демид / Fotoload
Первые свидетели Воскресения
Согласно всем четырем Евангелиям, первыми исчезновение тела Иисуса из гробницы обнаружили женщины. Иоанн упоминает только одну: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20:1). Матфей говорит о двух женщинах у гроба: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28:1). У Марка свидетелями отсутствия тела Иисуса в гробнице становятся три женщины: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк. 16:1).
Наконец, в рассказе Луки фигурируют три женщины, названные по имени, и другие, не названные:
«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба… То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам» (Лк. 24:1, 10).
Другая Мария
Кто понимается под «другой Марией» в Евангелии от Матфея? Она упоминается в этом Евангелии дважды: в рассказе о погребении (Мф. 27:61) и в рассказе о воскресении (Мф. 28:1). Обычно под «другой Марией» понимают Марию, мать Иакова и Иосии, о которой в параллельных местах говорит Марк (Мк. 15:40 и 16:1). Однако существует и иное толкование, согласно которому другая Мария — это Богородица1См., в частности: Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 27 (PG 123, 473). Рус. пер.: С. 248; Григорий Палама. Омилия 18, в Неделю мироносиц (PG 151, 241). Рус. пер.: Т. 1. С. 190–191..
В рассказе о воскресении Христа Мария вновь играет существенную роль. Прп. Ефрем Сирин принимает Марию Магдалину из рассказа евангелиста Иоанна за Деву Марию. Слова Иисуса «не прикасайся ко Мне» (Ин. 20:17) он толкует, опять же со ссылкой на чье-то мнение («говорят»), в том смысле, что Дева Мария не была крещена и потому не имела права принимать участие в Евхаристии:
…Говорят, что не позволил Марии прикасаться к Нему потому, что Она не приняла еще Таинства Тела и Крови Его, дабы указать пример, что не только враги, как Иуда, но и те друзья, которые подобно Марии не были запечатлены, не приступали к таинству Его. Затем, поскольку Ева, простерши руку, подвергла тело человеческое смерти и наполнила всякими болезнями, поэтому Господь не допустил Марию приступать к телу Своему, но сохранил это тело для той мышцы, которая посадила Его по правую Свою сторону и для той руки, которая после вознесения окружила Его всяким блаженством2Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие 21, 26 (Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque. P. 226–227). Рус. пер.: Ч. 8. С. 334. То есть для мышцы и руки Бога Отца..
Продолжая размышлять над этим эпизодом, Ефрем включает в свое толкование несколько других эпизодов с участием Девы Марии, протягивая смысловую нить от начала евангельской истории к ее завершению:
Потом, так как Мария усомнилась, услышав, что Он воскрес, и пришла, и увидела Его, и спросила «если ты взял Его» (Ин. 20:15), посему сказал это, дабы показать Ей, что Он действительно воскрес: «к Отцу Моему Я восхожу» (Ин. 20:17)… Так как Она сомневалась, то сказал Ей: «не приближайся ко Мне, пока Я не взойду к Отцу Моему», как и там: «Тебе Самой душу пройдет меч» (Лк. 2:35)… Когда сказал: «не прикасайся ко Мне», то новое возвещение о восшествии Его, всецелое и полное, дано было Марии, ибо говорит: «иди, скажи братьям Моим: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17)… Почему же запретил Марии прикасаться к Нему? Быть может, потому что передал Ее вместо Себя Иоанну: «Жено, — говорит, — вот сын Твой» (Ин. 19:26). Однако ни первое знамение не произошло без Нее3То есть чудо в Кане Галилейской., ни начаток гроба не остался без Нее4Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие 21, 27 (Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque. P. 227). Рус. пер.: Ч. 8. С. 334–335..
Почему святой Ефрем принимает Марию Магдалину за Марию, Матерь Иисуса? Ответ, очевидно, следует искать в тексте «Диатессарона». Греческий оригинал этого текста не сохранился. Однако имеется арабский перевод, и в нем в данном месте фигурирует просто «Мария»5Marmardji A. S. Diatessaron de Tatien: Texte arabe établi, traduit en français, collationné avec les anciennes versions syriaques, suivi d’un évangéliaire diatessarique syriaque et accompagné de quatre plances hors texte. Beirut, 1935. Р. 508–510.. В древнем сирийском переводе Евангелия от Иоанна, сделанном во II веке, также речь шла просто о Марии без уточнения «Магдалина»6Metzger B. Early Versions of the New Testament. P. 264; Crawford Burkitt F. Evangelion da-Mepharreshe. Vol. 1. P. 528.. Таким образом, есть все основания полагать, что святой Ефрем пользовался текстом, в котором не уточнялось, о какой Марии идет речь. Более того, толкование, которое он предлагает, не было его собственным изобретением, а скорее всего было доминирующим в Сирийской Церкви его времени7См.: Schoemaker S. J. Rethinking the “Gnostic Mary”. P. 561–569; Murray R. Symbols of Church and Kingdom. Р. 329–35. См. также: Baarda T. Th e Gospel Quotations of Aphrahat the Persian Sage. Vol. 1. P. 254–257..
Это представление выражено одной из ранних синайских энкаустических икон, именуемой «Радуйтесь» (Χαίρετε). Эта икона датируется VII веком и представляет собой изображение явления воскресшего Христа двум женщинам. Христос облачен в темно-красный гиматий поверх голубого хитона; Его лик обращен к женщинам, рука поднята в благословляющем жесте. Одна из женщин стоит с протянутыми к Нему руками, другая припала к его ногам. Над стоящей женщиной сокращенная надпись ΑΓ ΜΡ, означающая `Αγία Μαρία (Святая Мария). Этой надписью на ранних иконах обозначалась Божия Матерь; обозначение ΜΡ ΘΥ (Μήτηρ Θεοà — Матерь Божия) появилось лишь в послеиконоборческий период8Weitzmann K. Studies in the Arts at Sinai. P. 106.. Таким образом, «другая Мария» из Мф. 28:9–10 тоже ассоциируется здесь с Божией Матерью.
Вкратце: Согласно четырем Евангелиям, первыми исчезновение тела Иисуса из гробницы обнаружили женщины. Количество и имена женщин разнятся в разных Евангелиях. В Евангелии от Матфея упоминается «другая Мария», личность которой является предметом споров. Так, прп. Ефрем Сирин отождествляет «другую Марию» с Богородицей. Это толкование не было общепринятым, но получило распространение в Сирийской Церкви.
Источник: Митрополит Иларион, «Тайна Богоматери. Истоки и история почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии».