«Кто не со Мной, тот против Меня. Кто не против вас, тот за вас». Есть ли тут противоречие?

Христос Пантократор. Византийская фреска. Византийский музей в Афинах
Источник: Демид / Fotoload

Фразу «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30; Лк. 11:23) Иисус произнес, отвечая на грубое обвинение. Фарисеи, не желая признать совершённое Им чудо, говорили, что Он изгоняет бесов силой веельзевула.

В другой ситуации сами ученики Иисуса Христа увидели человека, изгоняющего бесов Его именем, и запретили ему это делать. На это Христос сказал: «Кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9:50).

Есть ли противоречие в этих двух фразах?

Казалось бы, они говорят о противоположных вещах. Первая фраза представляется более категоричной. Второе изречение кажется более мягким: достаточно не быть прямым противником Христа и Его учения.

Однако оба изречения Христа, похожие по форме, выражают одну и ту же мысль: по отношению к Иисусу и Его делу невозможно сохранять нейтралитет. Можно быть либо за Него, либо против; третьего не дано.

На протяжении всей евангельской истории мы видим, как одни люди положительно реагируют на чудеса и слова Иисуса, веруют в Него и идут за Ним, а другие, наоборот, чем больше видят Его чудес и чем больше слышат слов, тем более ожесточаются. Дело и проповедь Иисуса становятся судом для мира. На этом суде одни получают оправдание, другие осуждение; одни оказываются по правую руку от Иисуса, другие по левую (Мф. 25:33). Благодаря Ему невидящие обретают видение, но те, кто считают себя видящими, если не принимают Его, в действительности оказываются слепыми (Ин. 9:39). По вере в Иисуса больные исцеляются, бесноватые освобождаются от одержимости; те же, кто не уверовал, становятся на сторону сил, с которыми Иисус борется, то есть на сторону диавола.

Отвечая на упрёк фарисеев, Иисус использует образы из сферы военного дела: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12:29). В словах «Кто не со Мною, тот против Меня» и «Кто не против вас, тот за вас», Иисус обращается к той же тематике. Когда идет бой, нейтралитет невозможен: человек либо воюет на одной стороне, либо на другой. С кем и за кого воевать — в данном случае зависит от выбора самого человека. Каждый раз, когда совершается то или иное чудо, Иисус ставит Его участников и свидетелей перед выбором: быть с Ним или быть против Него. Этот выбор встает перед каждым конкретным человеком; перед целыми категориями лиц (например, книжниками и фарисеями); он встанет и перед всем Израильским народом, когда Сам Иисус окажется подсудимым. 

Источник: Митрополит Волоколамский Иларион. Евангелие от Матфея. Исторический и богословский комментарий.