Какая женщина увидела воскресшего Христа первой?

Дуччо, «Явление Христа Марии Магдалине»
Источник: «Воскресный день»

Согласно всем четырем Евангелиям, первыми исчезновение тела Иисуса из гробницы обнаружили женщины. Иоанн упоминает только одну: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20:1). Матфей говорит о двух женщинах у гроба: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28:1). У Марка свидетелями отсутствия тела Иисуса в гробнице становятся три женщины: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мр. 16:1).

Наконец, в рассказе Луки фигурируют три женщины, названные по имени, и другие, не названные:

В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба… То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам (Лк. 24:1, 10).

Кто понимается под «другой Марией» в Евангелии от Матфея? Она упоминается в этом Евангелии дважды: в рассказе о погребении (Мф. 27:61) и в рассказе о воскресении (Мф. 28:1). Обычно под «другой Марией» понимают Марию, мать Иакова и Иосии, о которой в параллельных местах говорит Марк (Мк. 15:40 и 16:1). Однако существует и иное толкование, согласно которому другая Мария — это Богородица. Этого мнения придерживался святитель Григорий Палама (XIV в.), а почти за тысячелетие до него — преподобный Ефрем Сирин.

Перу святого Ефрема принадлежит «Толкование на Диатессарон» — свод четырех Евангелий, составленный Татианом во II веке. Обращаясь к повествованиям о Воскресении, Ефрем Сирин уделяет большое внимание Матери Иисуса. Это связано с тем, что толкователь принимает Марию Магдалину из рассказа Евангелиста Иоанна за Деву Марию. Слова Иисуса «не прикасайся ко Мне» (Ин. 20:17) он толкует, со ссылкой на чье-то мнение («говорят»), в том смысле, что Дева Мария не была крещена и потому не имела права принимать участие в Евхаристии:

…Говорят, что не позволил Марии прикасаться к Нему потому, что она не приняла еще Таинства Тела и Крови Его, дабы указать пример, что не только враги, как Иуда, но и те друзья, которые подобно Марии не были запечатлены, не приступали к таинству Его. Затем, поскольку Ева, простерши руку, подвергла тело человеческое смерти и наполнила всякими болезнями, поэтому Господь не допустил Марию приступать к телу Своему, но сохранил это тело для той мышцы, которая посадила Его по правую Свою сторону и для той руки, которая после вознесения окружила Его всяким блаженством.

Продолжая размышлять над этим эпизодом, Ефрем включает в свое толкование несколько других эпизодов с участием Девы Марии, протягивая смысловую нить от начала евангельской истории к ее завершению:

Потом, так как Мария усомнилась, услышав, что Он воскрес, и пришла, и увидела Его, и спросила „если ты взял Его“ (Ин. 20:15), посему сказал это, дабы показать Ей, что Он действительно воскрес: „к Отцу Моему Я восхожу“ (Ин. 20:17)… Так как она сомневалась, то сказал Ей: „не приближайся ко Мне, пока Я не взойду к Отцу Моему“, как и там: „Тебе Самой душу пройдет меч“ (Лк. 2:35)… Когда сказал: „не прикасайся ко Мне“, то новое возвещение о восшествии Его, всецелое и полное, дано было Марии, ибо говорит: „иди, скажи братьям Моим: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему“ (Ин. 20:17)… Почему же запретил Марии прикасаться к Нему? Быть может, потому что передал Ее вместо Себя Иоанну: „Жено, — говорит, — вот сын Твой“ (Ин. 19:26). Однако ни первое знамение не произошло без Нее, ни начаток гроба не остался без Нее.

Почему святой Ефрем принимает Марию Магдалину за Марию, Матерь Иисуса? Ответ, очевидно, следует искать в тексте «Диатессарона». Греческий оригинал этого текста не сохранился. Однако имеется арабский перевод, и в нем в данном месте фигурирует просто «Мария». В древнем сирийском переводе Евангелия от Иоанна, сделанном во II веке, также речь шла просто о Марии без уточнения «Магдалина». Таким образом, есть все основания полагать, что святой Ефрем пользовался текстом, в котором не уточнялось, о какой Марии идет речь. Более того, толкование, которое он предлагает, не было его собственным изобретением, а скорее всего было доминирующим в Сирийской Церкви его времени.

Итак, преподобный Ефрем Сирин полагал, что Дева Мария была среди женщин, которым Иисус явился по воскресении. Однако сам евангельский текст не дает достаточных оснований для того, чтобы предположить, что «другая Мария» — это Матерь Иисуса. Наверное, если бы Евангелист имел в виду Ее, он бы сделал это более очевидным.

Источник: Митрополит Волоколамский Иларион. Тайна Богоматери. Истоки и история почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии. Главы 1 и 2.