Говорит ли Библия об ангелах-хранителях?

 

Ангелы Господни. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1316 - 1321 годы
Источник: Демид / Fotoload

Согласно святителю Иоанну Златоусту — да! В Евангелии есть прямое указание на то, что у христиан есть ангелы на небесах:

«„Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного“ (Мф.18:10). Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, которых многие почитают таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных. Как, в самом деле, можно назвать малым того, кто дороже целого мира? Того, кто друг Богу? Спаситель называет малыми тех, которые были таковы во мнении людей. Он не говорит „многих“, но „одного“, предотвращая и через это вред от многих соблазнов. Как удаление от злых, так и почитание добрых доставляет великую пользу; и человек внимательный двояким образом предохраняет себя от зла, — удаляясь от содружества с людьми соблазняющими, и отдавая уважение и честь мужам святым. Потом еще и другие побуждения представляет нам почитать этих мужей, говоря: „что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного“. Отсюда очевидно, что все святые имеют на небесах ангелов. И апостол говорит о жене, что она „должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов“ (1Кор. 11:10); и Моисей говорит: „Поставил пределы народов по числу ангелов Божиих“ (Втор. 32:8). Здесь не об ангелах только говорится, но и о высших чинах ангельских. А говоря, что они „видят лице Отца Моего Небесного“, не иное что означает, как великое их дерзновение и великую честь».

(Беседы на Евангелие от Матфея, 59)

Под «святыми» святитель Иоанн понимает здесь христиан. Каждый христианин посвящает свою жизнь Богу, и он, будучи святым (отделенным для Бога), несет за это ответственность. Так, слова апостола Павла из 1 Кор. 11:10, явно относятся ко всем христианским женам. И именно эти слова Златоуст приводит в подтверждение того, что «все святые имеют на небесах ангелов».

Стало быть, Иоанн Златоуст, объясняя стих Мф. 18:10, излагает учение о том, что ангел дается каждому христианину. Ангелы людей, ведущих добродетельную жизнь, имеют дерзновение пред Богом. Об ангелах нерадивых христиан святитель Иоанн не говорит, однако в церковной традиции неоднократно встречаются указания на то, что ангелы людей, ведущих жизнь, недостойную звания христианина, пребывают в скорби. Один сирийский автор сравнивает этих ангелов с земледельцами, скорбящими из-за того, что их усилия не принесли труда.

Читайте также: что мы знаем об ангеле Благовещения?