Гид по иконографии Божией Матери от митрополита Илариона
Казанская икона Божией Матери. Вологодско-Устюжские земли, вторая четверть XVIII века. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload
Какие типы изображений Богородицы существуют? Что символизирует каждое из них? И зачем вообще их различать? В преддверии праздника Казанской иконы Божией Матери публикуем подробный гид по иконографии.
Основные типы изображений Богородицы в Византии
Подразделение всех богородичных изображений на иконографические типы достаточно условно, названия типов тоже варьируются в зависимости от источников и контекста[1]. В самой Византии богородичные иконы отличали одну от другой не по типам, а по названиям, и то, что в наше время в научной литературе называется иконографическим типом, изначально могло быть названием конкретной иконы или нескольких икон. Тем не менее, можно выделить несколько основных типов изображений Богородицы с Младенцем и без Него, получивших наиболее широкое распространение в Византии первого — начала второго тысячелетий.
Оранта
Богоматерь Оранта с предстоящими ангелами Господними. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1208 – 1209 годы. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload
Широко распространенный и один из наиболее древних иконографических типов Богоматери — Оранта (от лат. Orans — «Молящаяся»): Богородица изображается фронтально с воздетыми руками. Этот тип восходит к раннехристианской эпохе, когда фигуры молящихся с воздетыми руками изображались на стенах катакомб. Со временем в образе молящейся стали изображать Деву Марию, такие изображения встречаются уже в катакомбах, о чем говорилось выше. В Византии тип Оранты получил большое распространение, причем не только в церковном искусстве. Например, поясное изображение Оранты помещено на обратной стороне золотой монеты (солида) императора Льва VI Мудрого (886–912). С VI века Оранта включается в композицию «Вознесение», помещаемую в куполе храма; со временем Оранта из этой композиции перемещается в алтарную апсиду. В эпоху Македонской династии размещение Оранты в апсиде становится нормативным для многих храмов[2].
Разновидностью Оранты являются изображения Богоматери, в том числе поясные, с Младенцем-Христом в медальоне: такой образ, получивший название Никопея («Дарующая победу»), впервые появляется на печатях императора Маврикия (582–602). Он встречается также в росписях монастыря преподобного Аполлония в Бауите (Египет, VI–VII вв.) и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII век), а также в более поздних памятниках, таких как фреска алтарной апсиды собора Святой Софии в Охриде (1037–1056 гг.). На Руси этот иконографический тип получит наименование «Знамения»[3].
Еще одной разновидностью Оранты является образ Богородицы как часть Деисиса: композиции, в центре которой изображен Спаситель, а по сторонам Божия Матерь и Иоанн Креститель. Здесь Божия Матерь, представлена, как правило, с простертыми руками, но не во фронтальной позе, а вполоборота к зрителю; Ее лик обращен ко Христу. Один из наиболее ранних образцов такой композиции, как уже говорилось, присутствует в римской церкви Санта-Мария Антиква (VII в.). Другие образцы: мозаика кафоликона Ватопедского монастыря (конец X — начало XI в.), медальоны с поясными изображениями Христа, Богоматери и Предтечи над алтарной апсидой Софийского собора в Киеве (1037)[4].
Одигитрия
Богоматерь Одигитрия (на фоне эпитет Парамифия — Отрада, Утешение). Греческая икона. Византийский музей в Афинах. Лики
Источник: Демид / Fotoload
Иконографический тип Одигитрия («Путеводительница») обязан своим названием иконе, написанной, по преданию, апостолом Лукой и хранившейся в константинопольском монастыре Одигон[5]. Сама икона не сохранилась, но сохранились ее описания и изображения. Богородица, представленная на этой иконе, держит на руках Младенца; Ее лик обращен к зрителю, правой рукой Она указывает на Младенца; лик Младенца также обращен к зрителю, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой руке свиток.
Во втором тысячелетии данное наименование распространится на другие богородичные изображения данного типа. Между тем, сам этот иконографический тип встречается гораздо раньше, чем он получил такое название. К этому типу относятся, в частности, мозаика IX века из алтарной апсиды храма Святой Софии в Константинополе, описанная Патриархом Фотием в 17-й Беседе, а также мозаика Х века в южном вестибюле того же храма, где рядом с Богородицей, сидящей на троне с Младенцем на руках, изображены благоговейно склонившиеся перед ней императоры Константин и Юстиниан.
«Умиление»
Владимирская икона Божией Матери. Иконописец: Преподобный Андрей Рублёв. Конец XIV – начало XV века. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload
Широкое распространение в Византии получает иконографический тип «Умиление» (Ἐλεούσα). Название Елеуса применяется к разным иконам Богородицы уже в VIII–IX веках[6]. В дальнейшем оно закрепляется за образом, на котором Богородица представлена обращенной лицом к Младенцу, нежно прильнувшему к Ее щеке и обнимающему Ее за шею. По мнению В. Н. Лазарева, тип Умиление развился из типа Одигитрия в результате сближения голов Богоматери и Младенца, что позволило Ему обхватить Ее шею руками и прижаться к Ней Своей щекой[7].
Одним из образцов такого типа является изображение Богоматери с Младенцем в каппадокийской церкви Токалы килисе (XI в.): «Изумительное по своему благородству лицо Богоматери полно глубочайшей одухотворенности; даже в пределах такого сугубо спиритуалистического искусства, как византийское, это лицо производит впечатление чего-то исключительного и необычного… Главный акцент поставлен на печальных глазах, как бы отражающих скорбь всего мира. Аристократический, слегка изогнутый нос и тонкие, бесплотные губы лишены всякой материальности, что еще более усиливает гипнотическое действие глаз»[8].
Более поздний и более известный, при этом не менее выразительный пример Богородицы типа «Умиление»: византийская икона, написанная не позднее 1130 года, известная на Руси под названием «Владимирской». Можно без преувеличения сказать, что это самая известная икона Богородицы. Утонченные черты лица Богоматери, удлиненный нос, маленькие губы, печальные глаза, смотрящие на зрителя, тонкие длинные брови, тонкие пальцы, и главное, особый внутренний мир, исходящий от Пресвятой Девы: все это соответствует тому описанию Ее внешнего облика, который мы встречаем в Ее житии, написанном Епифанием Монахом. Не менее выразительна фигура Младенца в золотом хитоне, нежно обхватившего Ее за шею и прильнувшего к Ее лицу. Две фигуры вместе составляют единое целое, что делает икону универсальным символом материнства.
Смотрите также: учение Церкви о Богородице. 10 тезисов митрополита Илариона.
«Млекопитательница»
Икона Божией Матери «Млекопитательница». Византия, XIII век. Монастырь Святой Екатерины на Синае
Источник: Демид / Fotoload
Среди икон других типов следует упомянуть Богоматерь «Млекопитательницу» (Γαλακτοτροφούσα). На иконах этого типа Богородица изображена кормящей Младенца грудью. Одним из древнейших образцов этого типа является, возможно, образ Богоматери с Младенцем, прильнувшим к Ее груди, из римских катакомб Присциллы (II в.), однако однозначного суждения сделать нельзя ввиду плохой сохранности фрески. В конце 20-х годов VIII века папа Римский Григорий II в письме к императору-иконоборцу Льву III Исавру упоминает «изображения чудес Господа Иисуса Христа, а также изображения святой Его Матери, имеющей на руках питающегося млеком Господа и Бога нашего»[9].
Некоторые исследователи считали, что образ «Млекопитательницы» получил широкое распространение на Западе, а на Восток пришел под влиянием Запада в поздневизантийскую эпоху. Однако уже в VII веке образ Богоматери Млекопитательницы помещался в апсидах египетских храмов. За пределами Египта самое раннее известное изображение «Млекопитательницы» обретается среди росписей VII–IX веков в гроте Христа Пантократора на горе Латрос (в современной Турции). Образ Богородицы, кормящей грудью, встречается также в составе композиции «Бегство в Египет». На периферии образ «Млекопитательницы» получил более широкое распространение, чем в столице[10]. Возможно, для утонченной эстетики Константинополя он представлялся слишком откровенным и натуралистичным.
«Взыграние»
Икона Божией Матери «Взыграние» (Пелагонитисса). Вторая половина XIV века. Монастырь Высокие Дечаны, Косово и Метохия, Сербия
Источник: Демид / Fotoload
Наконец, следует отметить иконы типа «Взыграние», на которых Богородица изображена с Младенцем, который играет или резвится: Его голова резко запрокинута назад, одной рукой Он касается щеки Матери, в другой, откинутой назад, держит свиток. Сам термин «Взыграние» появился на Руси и не имеет аналогов в Византии. О том, когда и где появился этот иконографический тип, ученые продолжают спорить, однако большинство исследователей склоняется к тому, что он сложился в Византии, а не на Западе. Возможным прототипом «Взыграния» была икона, известная в Византии как Пелагонитисса. Наиболее ранние известные образцы этого типа встречаются на Балканах (XI–XIII вв.).[11]
Для чего нужны разные типы икон
Каждый из известных иконографических типов призван подчеркнуть конкретные аспекты личности и служения Пресвятой Девы Марии. Когда Она изображается с простертыми к Богу руками, подчеркивается Ее роль Ходатаицы и Заступницы за род человеческий. Когда Она представлена с Младенцем, сидящим фронтально, подчеркивается Ее роль в Боговоплощении. В тех же случаях, когда Богоматерь представлена с Младенцем, прильнувшим к Ее щеке, особым образом подчеркивается Ее материнство.
Будучи объектом молитвенного почитания верующего, каждая икона одновременно несет в себе мощный нравственный посыл. Икона Богоматери с Младенцем, нежно обнимающим Ее, — вот тот идеал, который Церковь предлагает всякой христианской женщине. Церковь считает материнство наивысшим призванием женщины. И образы Богоматери с Младенцем служили постоянным напоминанием женщинам о том, какими хотела бы их видеть Церковь.
На заре христианства апостол Петр писал женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3:3–4). Этот нравственный идеал нашел свое живописное воплощение в бесчисленном количестве образов Богоматери с Младенцем, помещавшихся на стенах византийских храмов, в царских палатах, монастырских кельях и домах простых верующих.
[1] См.: The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. P. 2175–2176.
[2] Маханько М. А. «Оранта». С. 80–81.
[3] См.: Квливидзе Н. В. «Знамение». С 271–272.
[4] Квливидзе Н. В. Деисус. С. 316–319.
[5] См. с. //////. Об истории почитания этой иконы и ее многочисленных списках в Византии и на Руси см.: Щенникова Л. А. «Одигитрия». С. 419–428. См. также: The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. P. 2172–2173.
[6] См.: The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. P. 2171.
[7] Лазарев В. Н. Византийская живопись. С. 284.
[8] Лазарев В. Н. История византийской живописи. С. 125.
[9] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. С. 18.
[10] Климкова А. А., Маханько М. А. «Млекопитательница». С. 129–130.
[11] Шалина И. А. «Взыграние». С. 105–107.