Что астрономия говорит нам о дате Распятия?
Распятие Господне. Византийская икона второй половины XIV века из Монемвасии. Византийский музей в Афинах. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload
Совокупность имеющихся данных позволяет сделать лишь приблизительные выводы относительно времени рождения Иисуса Христа: Он родился не раньше 7 и не позже 1 года до Р. Х. Напротив, относительно даты Его смерти ясности гораздо больше.
- Во-первых, имеется единогласное свидетельство Евангелистов о том, что Иисус был распят пятницу (Мф. 27:62; Мк. 15:42; Лк. 23:54; Ин. 19:14, 31);
- во-вторых, мы можем опираться на свидетельство Евангелиста Иоанна о том, что в этот день должен был быть заклан пасхальный агнец (Ин. 18:28).
На основании этих двух свидетельств Дж. Финеган, автор известного исследования по библейской хронологии1Finegan J. Handbook of Biblical Chronology: Principles of Time Reckoning in the Ancient World and Problems of Chronology in the Bible`. Peabody, 1998., приходит к выводу о том, что Распятие произошло 7 апреля 30 года или 3 апреля 33 года2Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. P. 359–363..
Финеган опирается на астрономические вычисления, приведенные в статьях Дж. Фотерингема и Р. Паркера — В. Дабберстейна3Fotheringham J. K. The Evidence of Astronomy and Technical Chronology for the Date of the Crucifixion. — Journal of Theological Studies. N 35 (138). April, 1934. P. 146–162; Parker R. A., Dubberstein W. A. Babylonian Chronology, 626 B. C.–A. D. 45. Studies of Ancient Oriental Civilization 24. Chicago, 1942.. Расчеты, представленные в обеих публикациях, частично совпадают, частично же отличаются по той причине, что Паркер и Дабберстейн постулировали для некоторых годов добавление так называемого «второго Адара» (дополнительного месяца), чтобы не допустить смещение календаря. Эта практика хорошо известна из раввинистической традиции, однако для эпохи евангельских событий невозможно с достоверностью утверждать, для каких годов производилось такое добавление и производилось ли.
Чтобы учесть все возможные варианты, Финеган учитывает данные обеих публикаций. Ученый рассуждает следующим образом:
- как из синоптических Евангелий, так и из Евангелия от Иоанна следует, что Распятие произошло в пятницу;
- при этом из синоптических Евангелий следует, что эта пятница датируется 15 нисана, ибо Тайная вечеря состоялась в день заклания пасхального агнца, т.е. 14 нисана;
- напротив, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус был распят не на пасху, а в день заклания агнца, 14 нисана (согласно Ин. 19:14, Иисус был распят в «пятницу перед Пасхою», и в этот день, согласно Ин. 18:28, надлежало «есть пасху», т.е. пасхального агнца).
Эти две датировки (Распятие в пятницу 15 нисана и Распятие в пятницу 14 нисана) Финеган сверяет с данными Фотерингема и Паркера-Дабберстейна. 15 нисана могло приходиться на пятницу в 27-м году (согласно обоим исследованиям) или в 34-м году (согласно исследованию Паркера-Дабберстейна). Это возможные даты Распятия согласно синоптическим Евангелиям. 14 нисана приходилось на пятницу в 30-м и 33-м годах: это возможные даты Распятия согласно Евангелию от Иоанна. Далее, Финеган устанавливает две крайние точки, в пределах которых возможны вычисления даты Распятия. Самая ранняя из предлагавшихся дат крещения Иисуса — 26 г. Самый краткий период времени, предлагавшийся для определения длительности Его земного служения — ок. 1 года. Самая поздняя возможная дата крещения Иисуса 29 г. Наиболее продолжительный срок Его служения, выводимый из Евангелий — 3-4 года. Таким образом, мы получаем крайние точки: 27 — нач. 34 г.
Теперь Финеган выбирает наиболее достоверную из полученных им дат. 27-й и 34-й гг., полученные на основании хронологии синоптических Евангелий, соответствуют крайним точкам обозначенного выше интервала и поэтому маловероятны. 30-й и 33-й годы, полученные исходя из хронологии Иоанна, хорошо вписываются в этот интервал: таким образом, ученый считает предпочтительной хронологию Иоанна.
Второй дате – 33-му году – исследователь отдает предпочтение4Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. P. 362. . Выбирая между 30-м и 33-м годами, Финеган рассуждает следующим образом. В 31-м году был отстранен от власти и казнен претор Луций Энний Сеян, который к этому стал фактическим правителем империи в условиях бездействия императора Тиберия. Сеян отличался крайним антисемитизмом и оказывал непосредственное влияние на римскую политику в Палестине. Эти влиянием во многом была обусловлена жестокая политика Пилата первой половины его прокураторства. Соответственно, по мнению Финегана, маловероятно, чтобы попытка Пилата избежать казни Иисуса и одновременно его опасение вступить в конфликт с религиозной элитой Иудеи имели место в 30-м году, когда Сеян был в зените могущества. Так Финеган приходит к 33-му году как наиболее вероятной дате Распятия. Он ссылается на ряд исследователей, занимающих ту же позицию, в том числе на Х. Хёнера5Hoehner H. W. Chronological Aspects of the Life of Christ. Grand Rapids, 1978. P. 65–114, 141–142..
Другие ученые, однако, склоняются к 30 году как наиболее вероятному году Распятия Иисуса6См., напр.: Sloyan G. S. The Crucifixion of Jesus. History, Myth, Faith. Minneapolis, 1995. P. 11..
Источник: митрополит Волоколамский Иларион. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. Глава 3. Раздел 2.