Дал ли Христос право оскорблять других?

Христос и фарисеи. Джеймс Тиссо, работа из цикла  «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» 
Источник: Бруклинский музей

Соотнесение своей жизни со Христом — очевидное для христианина решение. Если подражать не Христу, то кому? И если не все события нашей жизни находят точное соответствие в Евангелии, то это не значит, что мы не должны искать ответа именно у Христа.

Вместе с тем, подражание Христу не означает механического копирования Его действий. Христос явил людям истину, но может ли христианин сказать «я есть истина»? Христос сказал: «Я — Свет миру» (Ин. 8:12). Кто из нас готов сказать это про себя?

Но и здесь Христос открыл нам возможность для того, чтобы уподобиться Ему. Мы не есть истина, но мы можем проверить, есть ли истина в нас. Иоанн, любимый ученик Христа, указал нам для этого легкий путь: 1 Ин. 1:8. Никто из нас не может сказать про себя «я свет миру», но всех нас вместе, Своих учеников, Христос называет именно так: «Вы — свет мира» (Мф. 5:14). А как стать Его учениками, Он тоже говорит: нужно иметь между собой любовь (Ин. 13:35).

Вместе с тем, все больше православных блогеров и их подписчиков находят возможным оскорблять друг друга, оправдывая это ни чем иным как подражанием Христу! Иисус ведь называл Своих оппонентов «змеями» и «порождениями ехидны» (Мф. 23:33)! Разве мы не обязаны подражать Учителю?

Ответ на этот вопрос дают уже приведенные выше слова Христа и Его учеников. Не во всем мы можем повторить поступки Христа буквально. Он назвал Себя Судией мира (Мф. 25:31–46), но нам запретил выносить суждения о людях. Запретил неоднократно и в выражениях, не оставляющих сомнений (Мф. 5:22, 6:12, 14–15; Мф. 7:1–5). Причина очевидна: Христос — Сын Божий в собственном смысле слова, Он пришел в мир научить его и судить его. Он выносит суд и знает сердце человека, каков он есть. Мы таким знанием не обладаем. Христос мог сказать человеку то, что вызывало у него смущение, потому что Он знал, как направить мысли и поступки человека. Наше же знание о других людях всегда ошибочно.

Называя Своих оппонентов «змеями» и «порождениями ехидны» (заметьте, используя два разных слова, обозначающих змею), Христос не унижал их достоинство, а напоминал им слова Писания, которые они хорошо знали:

Нечестивцы от самого рожденья отступники. Лжецы от чрева матери сбились с пути.
Яд их — словно яд змеи (nāḥāš), они как рогатая гадюка (peṯen), что уши свои заткнула,
чтобы не слышать голос заклинателей, искусных мастеров заклинания (Пс. 56/57:4-6).

Религиозная культура эпохи Второго Храма (равно как и после его разрушения, в традициях раввинистического иудаизма) подразумевала, что, узнавая фразу, человек воспроизводит в памяти и ее широкий контекст. Книжники и фарисеи, слышавшие слова Христа, должны были вспомнить и начало псалма 56/57:

Справедливы ли ваши решенья, божества? Разве по правде вы судите людей?

Злое вы замышляете в сердце, на земле — ваши руки помогают насилию!

Итак, Христос напомнил Своим оппонентам о том, что они, призванные судить народ, не исполнили своего предназначения. Его напоминание было и горьким и ироничным одновременно, точно так же как горечь и ирония сочетались в словах псалма, где неправедные судьи названы «божествами» (принятое чтение: ’ēlīm).

Как Богочеловек, принесший в мир суд, Христос мог употребить эти слова. Нам же он прямо сказал, что называть брата «пустым человеком» или «безумцем» у нас нет никакого права (Мф. 5:22). Как впоследствии раскрыл эту мысль Евагрий Понтийский, если мы не можем решить вопрос без гнева, значит мы просто поленились как следует подумать.

Мы призваны подражать Христу. Может быть, все искушения, связанные с интернет-пространством, помогут нам в конце концов хотя бы немного подражать Ему в любви.