Что общего у фарисея и самарянки?
Христос и самарянка, гравюра Агостино Карраччи
Источник: Wikimedia Commons
Некоторые исследователи отмечают много общего между беседой Иисуса Христа с Никодимом (Ин. 3:1–21) и Его беседой с самарянкой (Ин. 4:4–42). Они говорят об особом приеме Евангелиста Иоанна: он описывает несколько пар похожих персонажей, мужчин и женщин. Никодим и самарянка составляют такую смысловую пару.
Другие подобные примеры: Матерь Иисуса и царедворец (Ин. 2:1–12 и 4:46–54), слепорожденный и Марфа (Ин. 9:1–41 и 11:1–54), Мария и Иуда (Ин. 12:1–8), Матерь Иисуса и любимый ученик (Ин. 19:25–27), Мария Магдалина и Фома (Ин. 20:11–18, 24–29)1Beirne M. M. Women and Men in the Fourth Gospel. P. 42–218..
В случае с Никодимом и самарянкой параллелизм усматривается в том, что оба они в ходе диалога с Иисусом задают наивные вопросы, демонстрирующие полное непонимание того, о чем Он говорит. По мере разговора у них происходит постепенное просветление сознания. В итоге оба они становятся последователями Иисуса: самарянка по окончании разговора, а Никодим — в конце Евангелия (Ин. 19:40)2Beirne M. M. Women and Men in the Fourth Gospel. P. 67..
Беседа с самарянкой, как и разговор с Никодимом, происходит на двух разных уровнях: на одном уровне говорит Иисус, на другом вопрошает собеседник. Иисус как бы ведет за собой собеседника, поднимая его все выше и выше и научая за простыми земными явлениями и предметами видеть духовные реальности.
Источник: Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 5. Агнец Божий.