Прощальная беседа. Новая заповедь о любви

Седмица 1-я Великого поста


Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

Ин. 13: 31-38

С наступлением Великого поста в будние дни не совершается Божественная Литургия, за которой читается Евангелие. В этот период мы будем читать те отрывки из Евангелия, которые описывают историю спасительных страданий Иисуса. Крестные страдания предшествовали воскресению Христа – тому событию, которое является основанием христианской веры. Готовясь встретить праздник Пасхи, мы вместе с Евангелистами будем следить за тем, что пережил Иисус ради спасения каждого человека. 

Наше чтение мы начинаем с прощальной беседы Иисуса со Своими учениками. Эта беседа занимает в Евангелии от Иоанна четыре с половиной главы. Она происходит после того, как Иуда покинул Тайную вечерю. Тональность беседы радикально отличается от той, в которой Иисус общался со Своими оппонентами. Здесь Иисус находится в окружении тех, кто последовали за Ним и кому Он передаст Свое дело после смерти и воскресения. Не случайно в этой беседе встречается необычное, ранее не встречавшееся в Евангелии обращение: «дети!». Оно подчеркивает тот особый, доверительный тон беседы, который она приобрела после ухода Иуды.

Иисус начинает беседу со слов: «Ныне прославился Сын Человеческий». Это выражение может означать, что «час», о котором Иисус говорил и к которому готовился, уже наступил, и Сын Человеческий прославляется через все события, начиная с Тайной вечери. Суд над Иисусом, Его смерть, воскресение и вознесение станут апогеем той славы, которая была явлена в пришествии в мир Богочеловека Христа, в совершённых Им чудесах и знамениях.

Во время беседы звучит заповедь о любви. Почему эту заповедь Иисус называет «новой»? Заповедь о любви была известна еще со времен Ветхого Завета, но в словах Иисуса речь идет не о той любви, которая определяется общей принадлежностью любящего и любимого к одному народу (а именно такой смысл имела заповедь любить ближнего в Ветхом Завете). Речь в словах Иисуса идет о качественно иной любви — той, которая имеет сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции: ее источником является Сам Иисус, подобно тому, как источником любви Иисуса к людям является Бог Отец.

Предсказание Иисуса о том, что Петр отречется от Него, которое звучит в ходе беседы, было одновременно и предупреждением. Петр мог, запомнив это предупреждение, в нужный момент вспомнить о нем и не совершить то, о чем был предупрежден. Это показывает нам, что предведение Божье не означает необходимости для человека совершить то, что Бог предвидит.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.