Изгнание нечистого духа
В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Мк. 1: 23-28
Для евангелиста Марка чудеса Иисуса — красноречивое и яркое доказательство того, что Он является Сыном Божиим: это не может быть сокрыто даже от демонов. Иисус как чудотворец не может быть отделен от Иисуса-учителя, и чудеса, подобно притчам, выполняют учительные функции Повествования о чудесах вправлены в общий контекст развивающегося конфликта между Иисусом и религиозными лидерами еврейского народа. Тема чудес тесно взаимосвязана с темой веры: чудеса укрепляют в людях веру в Иисуса как Сына Божия; без веры не может быть чуда; неверие является препятствием к совершению чудес.
Иисус намеренно не отвечал напрямую на вопросы, касавшиеся природы той силы и власти, которыми Он обладал, потому что, с Его точки зрения, она должна быть очевидной: эта сила и власть исходят от Бога. Об этом знали или, по крайней мере, догадывались все, кто обращался к Иисусу с верой; для тех же, кто оспаривал Его действия, природа этой власти была закрыта, или они принимали Его за мага, который «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24).
Этой властью Иисус делился со своими учениками еще при жизни. Двенадцати апостолам Он «дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней» (Лк. 9:1). А семидесяти говорил: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). После же Своей смерти и воскресения Он наделил этой властью Своих последователей, о которых сказал: «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками... возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17).
О реакции злых духов на встречу с Иисусом Блаженный Августин пишет: «Нечистые духи знали, что должен прийти Иисус Христос: они слышали об этом от ангелов, слышали от пророков и ожидали Его прихода. Ибо если бы не ждали, то почему закричали: „Что Тебе до нас? Ты пришел погубить нас прежде времени? Знаем, Кто Ты - Святый Божий“ (ср. Мф. 8:29, Лк. 4:34). Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: „Что Тебе до нас?“ Веру имели, любви не имели — потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам. Вспомните вместе со мной, почему был прославлен Петр, почему он прослыл блаженным. Потому что сказал: „Ты — Христос, Сын Бога Живаго“ (Мф. 16:16). Но ведь не слова он выразил, а состояние сердца; оно и сделало его блаженным. Сына Божьего исповедовал Петр, Сына Божьего исповедовали демоны; в чем разница, Господи? Для меня это отличие ясно: Петр говорил в любви, демоны — в страхе… Вот что скажи: разве демоны не верят и не трепещут? Скажу тебе, различаю ясно: вера действует через любовь» (ср. Гал. 5:6).
Узнать больше Вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона "Иисус Христос. Жизнь и учение", размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии "Читайте Евангелие".
Читайте Евангелие дня с митрополитом Иларионом в нашем Инстаграме.