Жены-мироносицы и тайные последователи Иисуса

Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц


Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Мк. 15:43-16:8

Продолжая праздновать воскресение Христово, мы совершаем память людей, проявивших в последние часы земной жизни Христа и сразу после Его крестной смерти особую любовь и верность Ему.

На протяжении евангельской истории, с момента выхода Иисуса на проповедь вплоть до Тайной вечери и Гефсиманского сада, мы видим Его окруженным учениками. Однако в истории распятия, смерти и погребения Иисуса ученики исчезают (за исключением Иоанна). Вместе с тем, неожиданно появляются новые люди — никогда ранее не упоминавшийся Иосиф Аримафейский, не упоминавшийся среди учеников Никодим.

Если сложить все свидетельства вместе, то Иосиф предстает как человек богатый, добрый и правдивый; он — член синедриона, но не был участником заседания, на котором Иисуса осудили на смерть; он — ученик Иисуса, но тайный из страха перед иудеями. Упоминание об Иосифе свидетельствует о том, что даже в синедрионе не было полного единодушия по отношению к Иисусу: среди его членов были сочувствовавшие Ему, но свое сочувствие они скрывали.

В истории распятия и погребения Иисуса выходят из тени женщины, ранее фигурировавшие, главным образом, в виде группы безымянных последовательниц Иисуса: у них появляются имена, Евангелисты рассказывают об их действиях. О чем говорит этот факт? Прежде всего, о том, что в момент кризиса люди проявляют себя иначе, чем в обычной жизни.

Женщины не убоялись, что их признают ученицами Христа, последовали за Ним до креста, до Голгофы и после Его смерти спешили на гроб, чтобы помазать Его Тело благовониями. Господь не вверил женщинам служение священства, иерархическое служение. Вся церковная иерархия состоит из мужчин, но женщина является не просто помощницей мужчины в созидании Тела Христова — Церкви, женщина является помощницей Самого Спасителя. И многие женщины в истории Церкви просияли не только тем подвигом, которым прославились жены-мироносицы, но и подвигом апостольским, проповедническим. Были женщины, удостоенные имени равноапостольных, потому что по своим трудам сравнялись с апостолами.

Узнать больше Вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона "Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий", размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии "Читайте Евангелие".