Зачем спорить по поводу учения о Святом Духе?
Значение учения об исхождении Святого Духа
Недавно православный портал «Иисус» опубликовал видеозапись митрополита Волоколамского Илариона, посвященную вероучительным и обрядовым различиям между православием и католичеством. Из 12 различий, рассмотренных Владыкой Иларионом, мне хочется обратить внимание на расхождение в учении об исхождении Святого Духа.
Данное расхождение между двумя христианскими конфессиями связано с вопросом о причине бытия Святого Духа. Православные считают, что такой причиной (или началом) бытия Святого Духа является только Отец [1, с. 162; 2]. Католики же считают, что единым началом бытия Святого Духа являются Отец и Сын, при этом причинность Отца и причинность Сына понимаются по-разному, так как Отец является причиной бытия Святого Духа по преимуществу [3; 4]. Именно это учение Римско-католической Церкви и привело к добавлению в Символ веры слов «и Сына» (по-латыни — «Filioque», в русской транскрипции — «Филиокве»). По названию данного добавления данное учение иногда кратко называют учением о Филиокве. Прочитав последние пять предложений, человек, знакомящийся с христианским вероучением, может задать вполне закономерный вопрос: какое отношение к вере имеют все эти абстрактные споры о богословских тонкостях? Постараемся дать ответ на этот вопрос, рассмотрев проблему с нескольких сторон.
Во-первых, в сфере догматов, выражающих истину веры, недопустимы ошибки. Как отмечает в своей книге «Православие» митрополит Иларион, «учение о Филиокве, по мнению восточных отцов, противоречит словам Христа о том, что Святой Дух от Отца исходит (Ин 15,26)» [5]. Важно обратить внимание, что «в ходе полемики греческие отцы выдвинули против латинского учения о Филиокве разнообразные возражения, которые можно свести к пяти основным» [5]. Среди этих пяти возражений можно отметить то, что «учение о Филиокве противоречит Священному Писанию» [5], а также то, что «учение о Филиокве противоречит писаниям восточных отцов Церкви, авторитет которых подтвержден Вселенскими Соборами» [5]. Указанные противоречия означают, что восточные отцы видели ошибку в учении об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Если в нашей повседневной жизни мы стремимся избегать ошибок, то как же мы можем допустить в словах о Боге неточности, искажающие учение Священного Писания и Священного Предания Церкви?
Во-вторых, мы верим, что Православная Церковь водима Святым Духом. И это водительство Святого Духа существует от дня Пятидесятницы и никогда не прекращалось. Если мы верим, что Православная Церковь является той самой настоящей Церковью, основанной Христом, то мы должны быть внимательны к ее учению. Православная Церковь на нескольких Соборах высказалась о важности вопроса об исхождении Святого Духа и раскрыла православное понимание этой проблемы (Константинопольский Собор 879-880 гг., Константинопольский Собор 1484 г., Ясский Собор 1642 г., Иерусалимский Собор 1672 г.). Соборный голос Церкви является голосом Святого Духа в Церкви, к этому голосу необходимо прислушаться.
В-третьих, многие отцы Православной Церкви, богословы и исследователи видели в учении об исхождении Святого Духа от Отца и Сына как единого начала связь с различными ересями. В частности, святитель Фотий Константинопольский видел в этом учении сходство с ересью Савеллия, суть которой в том, что Лица Троицы не считаются реально существующими, они лишь представляют собой некоторые проявления Бога наподобие ролей, играемых в разных ситуациях. Святитель Фотий утверждал, что распространение свойства изводить Святого Духа и на Сына приводит к размытию различия между Ипостасями Пресвятой Троицы и тем самым к савеллианству [1, с. 164; 5].
В-четвертых, стоит упомянуть и самый сложный аспект рассматриваемой проблемы — непосредственное влияние учения о Филиокве на духовную жизнь христианина. Есть много разных мнений по этому непростому вопросу. Отметим лишь одно. Выше мы упомянули о той связи, которую видел святитель Фотий между рассматриваемым учением и ересью Савеллия. Ни у кого не вызывает сомнения губительное влияние этого заблуждения на спасение души, так как оно подрывает самые основы учения о Боге и спасении человека.
Таким образом, мы видим, что вопрос об исхождении Святого Духа касается основ христианской веры. При детальном рассмотрении становится понятно, что эта проблема не является абстракцией, далекой от жизни большинства верующих.
Цель данной короткой заметки — пригласить наших читателей к дискуссии вокруг учения о Филиокве. В такой дискуссии на страницах нашего портала (https://vk.com/jesus_portal, https://www.facebook.com/JesusChristPortal/) мы сможем глубже вникнуть в эту проблему, понять причины спора об исхождении Святого Духа, увидеть историю этой полемики, длящейся более тысячи лет, и познакомиться с учением отцов Церкви о Святом Духе. В следующей заметке на данную тему мы предполагаем рассмотреть применение языка святоотеческого богословия в случае учения об исхождении Святого Духа.
Ссылки:
- Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский. Антилатинские сочинения. – 2-е изд. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. – 248 с.
- Томос Константинопольского собора 1484 г., с торжественным осуждением униатского Ферраро-Флорентийского собора. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tomos-konstantinopolskogo-sobora-1484-g-s-torzhestvennym-osuzhdeniem-uniatskogo-ferraro-florentijskogo-sobora/
- Лионский собор 1274 г. Конституция о Святой Троице и католической вере. «Христианское вероучение»: догматические тексты Учительства Церкви (III — ХХ вв.) Издательство св. Петра. Санкт-Петербург, 2002. С. 128.
- Ферраро-Флорентийский собор 1438-1439 гг. “Laetentur coeli”. Булла Папы Евгения IV (6 июля 1439 г.). "Христианское вероучение": догматические тексты Учительства Церкви (III — ХХ вв.). Издательство св. Петра Санкт-Петербург, 2002. С. 129.
- Митрополит Иларион (Алфеев). Православие. Том 1. Раздел III
Вероучение. Глава II. Бог. 4. Бог в творениях Отцов Восточной Церкви. Исхождение Святого Духа. Сретенский монастырь, 2012 г. Режим доступа: http://pravoslavie.by/page_book/ishozhdenie-svjatogo-duha