Святой мученик Иустин Философ. О человеке и Боге
Святой мученик Иустин Философ, раннехристианский отец Церкви II века. Христианский писатель-апологет, защитник веры от нападок эллинско-иудейской философии. Апологии содержат в себе христианское представление о человеке и Боге. Св. Иустин представляет человека как разумное животное, отождествляя его животность с душой, которая есть хранительница духа. Бог творит человека состоящего из тела и души. Для св. Иустина душа, так же как и тело, вечны, но в отличие от души, тело имеет естественную биологическую смерть, которая призвана привести человека к воскресению. Св. Иустин обращает свое внимание на то, что независимо от того, каким образом тело перед смертью претерпит изменение, оно воскреснет в своем первоначальном виде и соединится с душой, которое оно имело до смерти. Св. Иустин отрицает предсуществование, смерть, а так же сон души, указывая на то, что человек называется целостным человеком исключительно только тогда, когда душа соединена с телом. Св. Иустин утверждает, что человек будет приведен на суд к Богу, когда воскреснет. Для этого он пользуется нравственно-аскетическими критериями христиан. Св. Иустин представляет Бога как Троицу – Отца, и Сына и св. Духа. Он указывает на то, что Отец и Сын, равные по природе, св. Дух, есть Дух пророческий, вдохновляющий священных писателей. Св. Иустин утверждает, что на протяжении всей Ветхозаветной истории, человечеству являлся Бог Сын. Св. Иустин воспринимает Св. Троицу в субордициональном восприятии по ипостаси, что дает право утверждать, что св. Иустин воспринимает Бога Единоприродным.
Ключевые слова: св. Иустин, Бог, Троица, человек, душа, тело, воскресение, субординационизм, ипостась, нравственно – аскетический критерий.
Святой мученик Иустин Философ. Древний Богослов Христианской Церкви, живший во II веке по Рождестве Христовом, интересен тем, что в христианство он пришел, будучи философом. Свободно владея не только эллинской философией, но и священным Писанием Церкви Христовой, он выстраивал свои апологии в защиту христиан от нападок языческо-иудейского мира. Эго апологетические труды, направленные на защиту христианской веры несут в себе глубокое представление о Боге, человеке и материальном мире, созданном Творцом, но и бесспорно сеют семена Богословия личности.
Человек. Святого мученика Иустина
«Человек, прежде всего, «разумное животное» [2]. Для Святого Иустина Философа понятие «животное» ассоциируется с душой, он говорит, что Бог сотворил человека из земли и вдунул в него дыхание жизни, как это сказано в книге Бытия. Олицетворение дыхания жизни как раз и воспринимается Святым апологетом, как разумная душа человека, в отличие от всех других душ вообще в этом мире. «Ибо тело есть жилище души, а душа жилище духа» [4]. Концепция целостности человека Святым мучеником представляется именно как тело, душа, дух. Понятие духа отождествляется с умом, что дает право отцу Киприанну Керну утверждать, что Святой Иустин был дихотомистом [2]. Важным вопросом в апологиях Святого мученика, касающимся человека, является, прежде всего, вопрос о воскресении из мертвых, и дальнейшей реально существующей жизни человека в обновленном воскресшем теле. Надо понимать, что для эллинистического мира, так же как и для иудейского, вопрос воскресения мертвых виделся довольно-таки сложным, поэтому Святой Мученик и Философ Иустин ставит его «ребром», показывая, что без воскресения нет смысла говорить о человеке, как о полноценном творении Божием, соединяющим в себе весь мир и Бога. Именно воскресение тела важно для всего Иустиновского богословия, как основная идея всего целого человека. Именно так сотворил его (человека) Промыслитель Бог. «Ибо Слово говорит: «и взял Бог персть от земли и создал человека» [4]. Тело, в отличие от Платоновской философии, которую критикует Иустин, – не есть «могила души», тело для Иустина – есть прекрасное творение Божие, непросто сотворенное как нечто обычное, а именно выделенное из всего общего творения. «Не нелепо ли говорить о плоти, созданной Богом по Его образу, что она бесславна и ничего не стоит?» [4]. По мысли Иустина, тело обязательно воскреснет и будет бессмертным, так же как и душа человека.
«Разве душа сама по себе есть человек? Нет – она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, – оно называется телом человека. Если же ни та, ни другое в отдельности не составляют человека, но только существо, состоящее из соединения той и другого, называется человеком» [4].
Интересен тот факт, что тело будет соединено с душой, которое она имела и до смерти. И тело, даже если оно перед смертью имело некое повреждение, будет восстановлено полностью. Святой Иустин утверждает, что человек будет после воскресения восстановлен в своем первозданном состоянии, за исключением только половой функции размножения.
«Отправление матки есть зачатие, а мужеского члена излияние семени. Хотя они и будут в состоянии совершать эти действия, но поэтому не необходимо, чтобы они действовали по первоначальному своему устройству. И Господь наш Иисус Христос не по-другому чему родился от девы, как для того, чтобы упразднить рождение от незаконной похоти и показать начальнику зла, что и без человеческого соития возможно для Бога образование человека». [4].
Воскресение и изменения человеческого тела заботило всю богословскую систему Святого Иустина. Для него было важным, что именно наравне с душой, тело человека есть прекраснейшее творение рук Божиих, которое после своего воскресения, обновится, не претерпит никаких физических изменений. По его мнению, человек – это живая вечная душа, и так же живое, вечное тело, подвергающиеся сначала смерти, как естественному принципу природы, а затем обязательному восстановлению, как телесно, так и душевно. «Судией будет Христос, и души их будут соединены с теми же телами» [7с,35].
Для Святого Иустина не возникает вопроса, в отличие от эллинской философии о том, что будет с душой человека после его смерти, для этого он пользуется христианским учением о воскресении человека, что в свою очередь представляет человека как единое, неделимое целое. Смерть человека не есть придел, хотя бесспорно для Иустиновского богословия, смерть – есть естественное прерывание биологического процесса жизни. А вот душа, которая у Иустина тварная, как и все в его понимании в этом мире, есть нечто живое в человеке, которое дает жизнь всему человеку по промыслу создавшего ее Творца. «Непременно: един есть Бог не рожден и нетленен, и сего ради Бог есть; прочее же все по Нем, рожденное и тленное» [5с,21] и в другом месте «Ибо все что ни есть, или будет когда по Боге, имеет тленное естество» [5с,21]. Все в этом мире тварно и творение рассматриваются именно как действие Бога. Бог является Творцом материи, Святой мученик не соглашается с философскими эллинистическими воззрениями, где материя совечна Богу. Именно Бог в его понимании есть: «Отец и Создатель всего мира» [5с,35].
Важным вопросом для св. Иустина, остается дальнейшее существование человека после его воскресения. Для того чтобы понять, что произойдет с человеком после его смерти и воскресения, он обращается к христианскому нравственно-аскетическому критерию. Этот критерий, по его мнению, важен для человека, стремящегося соединится с Богом. Его понимание нравственно-аскетической практики, представляет собой совершенствования всего человека при его жизни. Не после и не до его существования, как этому следовала эллинистическая традиция. Святой апологет полностью отвергает теорию предсуществования души, или переселения ее из одного тела в другое, или полного забвения (умирания), или же сна души.
«Ибо, ежели бы они были не рождены, то бы грешили, и не были исполнены безумия, и не были бы иногда робки, а иногда дерзки, ниже по воли своей переселялись в свиней, змиев и псов» [5с,22].
Именно Христианство, по его мнению, способно улучшить качество жизни человека как душевно, так и физически. В истинном познании Бога есть возможность всецело совершенствоваться и быть оправданным на суде Божьем, а для этого нужно совершенствоваться, будучи именно целостно составным человеком, оберегая свою личность от «греховной скверны». «Зерно личности-ипостаси в человеке» находится «под нарастающими и жестокими угрозами сил мира сего» [3]. Бог воплотился для того, что бы человек получил возможность Обожения. Подвергая себя определенным нравственно-аскетическим упражнениям, мы лицезреем Бога как конечную цель всех желаний христианина [8с,13]. Человек для Святого Иустина именно искусное изображение Бога, для которого и творится этот мир как видимый, так и невидимый.
«Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях» [7с,97].
Человек, как центр бытия мира, – такова идея Иустина Философа. Не человек для мира, а мир для человека.
Бог. Святого Иустина Философа
«Мы чтим, – Творца вселенной, сущаго Бога; знаем Сына Его и имеем Его на втором месте, и Духа пророческого имеем на третьем месте, и у нас есть основание почитать Их» [1с,41].
Безусловно, как и все богословы его современности, Святой мученик Иустин был субординационистом. В его понимании основ простейшей Триадологии, Отец является причинной Святой Троицы, но это не мешает ему говорить, о том, что сущность Отца и Сына и Святого Духа едины. Его концепция субординационизма вполне приемлема для Православного богословия. Отец и Сын не есть разные Боги, но обладают Единой сущностью, и, с другой стороны, Сын в Троице Иустина – есть Логос, вполне личностно существующий. «Сущему превыше мира Бога, выше которого нет другого Бога», «Самый Сей Бог, от Отца всяческих рожденный: сый Слово, и Премудрость, и Сила» [5с,158]. Система Троических взаимоотношений для богословия Иустина Философа предельна проста, Отец рождает Сына, не как иного Бога, или мысль, как в эллинистической философии, а Сын является равным по существу Отцу, который устрояет все в этом мире, согласно экзегетической трактовки Священного Писания Иустином. Для Святого Иустина понятие Логоса Сына Божия проистекает именно из Священного Писания Церкви Христовой. Он не согласен с философией эллинистического понимания о Боге и втором начале в Нем. И с другой стороны, его взгляд на Сына Божия не вполне укладывается в привычное для нас понятие единосущия всех Лиц Святой Троицы. Характерно то, что Логос (Слово) Божие вторая ипостась Святой Троицы Святым Иустином понимается по-разному.
«В начале прежде всех творений Бог родил из Себя разумную силу, которую Дух Святый называет то славою Господа, то Сыном, то Премудростью, то ангелом, то Богом, то Господом и Словом» [1с,41].
Его богословская система показывает, что Сын, непостижим и разноименен, из-за этого на протяжении всей человеческой истории Он не открыл Своего Личностного имени, хотя являлся в разных образах. Именно Его разноименность приводит Святого Иустина к тому, что именно Бог Сын действует во всей Ветхозаветной Истории. Он настаивает, на том, что Бог Сын являлся и Аврааму и Моисею, и ввел в землю обетованную Израильский народ. Для него эта идея – центральная идея того, что Бог является миру посредством Своего Сына. Именно имя Иисус, есть «имя Самого Бога» [6с,6]. Иустин уверен, что воплощение второй ипостаси Святой Троицы – есть Сам Бог. Сам Художник и Создатель всего, Которым Он сотворил небеса и все остальное, вот Кого послал Он к людям [7с,242]. Сам же Сын воспринимается Иустином, Богом, как и Отец, причем равным Ему. Сын является единой природой Отца. И это четко выраженно в Богословии Святого Мученика.
«И сказал Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло (Быт.3,22). Сказал, «как один из Нас», число между Собой существующих (Лиц) по крайней мере, двух означали» [5c,160-161].
Святой Дух в богословии Святаго Иустина воспринимается как Дух пророческий, вдохновляющий священных писателей. У В. В. Болотова можно найти такое утверждение, что Святой Дух в Иустиновой Триадологии имеет третье место, на это, он указывает отсылкой к Святому Василию Великому в Его сочинении против Евномия [1с,45].
Богословские выражения Святого Иустина приводят нас к субординационизму по ипостаси, который, по мысли В. В. Болотова не стоит «ни в каком противоречии с идеей Их единосущия»[1с,45].
Рассмотрев учения о человеке и о Боге Святого Мученика Иустина, мы пришли к следующим заключениям.
В богословской системе Святого Иустина четко прослеживается учение о человеке как о центральном творении этого мира. Именно человек является, по мнению Святого Иустина связующим звеном между Богом и миром. Человек бессмертен, Святой Иустин уверен в том, что после биологической смерти человека он обязательно воскреснет. Душа соединится с конкретным телом, в котором она была до своей смерти. Для Святого Иустина нет сомнения, что человек, живущий, и совершенствующийся по заповедям Божьим будет обязательно жить вечно, лицезрея Троичного Бога. В своем богословском учение о человеке он представляет его именно как личность состоящую в иконе Творца.
Бог в богословии Святого Иустина – это Святая Троица. Представленная в субординициональной системе по ипостаси, что приводит к мысли, что Святой Иустин рассматривает Бога как Единосущного. Для него Сын равен Отцу, но в другой момент по воли Отца, Сын устрояет этот мир. В богословии Святого Иустин прослеживается мысль, о том, что Бог и сотворенный по Его образу человек, живые и неповторимые Личности.
Смотрите также: «Святой Иустин философ: его человек и Бог». Видео цикла «Теологика».
ЛИТЕРАТУРА
- Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб. Типография Ф. Г. Елеонского и Ко. 1879 г.
- Киприан (Керн) архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. // URL: http:https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/1_2_12/ (дата обращен Мученик Иустин Философ св. Отрывок о воскресение// URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/otryvok-o-voskresenii/ (дата обращения 25.02.2020 г.).
- Мефодий (Зинковский) Иеромонах. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ ЛИЧНОСТИ: ИСТОКИ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Диссертация на соискание ученой степени доктора богословия. На правах рукописи. М— СПБ. С. 570. // URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/24822-%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B2-XIX-XX-%D0%B2%D0%B2.pdf (дата обращения 25.02.2020 г.)
- Мученик Иустин Философ св. Отрывок о воскресение// URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/otryvok-o-voskresenii/ (дата обращения 25.02.2020 г.).
- Мученик Иустин Философ св. Разговор с Трифоном иудианином. Коломна. Свято – Троицкий Ново – Голутвин монастырь. 1993 г. С 21.
- Мученик Иустин Философ св. Об Имени Божием. М., Исповедник. 1914 г.
- Святой Иустин Философ и Мученик, Святой Игнатий Богоносец, Святой Поликарп Смирнский, Послание к Диогенту. Памятники Древнехристианской письменности. М., Храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дымиана на Маросейке. 2005 г.
- Хитров М. И. св. Иустин Философ – Мученик и Его Время. Журнал «Странник» из ноябрьской книжки. 1877 г.
Аннотация на английском языке:
Malnov P.Y.
SAINT MARTYR JUSTIN THE PFILOSOPHER. ABOUT MAN AND ABOUT GOD.
Saint Martyr Justin the Philosopher is an early Christian father of the Church of the 2nd Century. He is a Christian writer and an apologist. St. Justin was a faith's defender against the attacks of the Hellenistic-Jewish philosophy. His apologia includes the Christian point of view on human being and God.
Saint Justin describes human being as a rational animal. St. Justin shows the connection of the animal component (‘animality’) and the soul which is the safeguard of spirit. As a God’s creature the human has both body and soul. According to St. Justin, the soul and the body are eternal, however, there is a difference between them. Biological death, being normal for the body, is a necessary way to Resurrection. St. Justin emphasizes the fact of reunion of body and soul after the resurrection. No matter how deeply the body had changed before its death. It would be risen from the death in its original appearance (form). St. Justin denies the idea of pre-existence, death and soul's dream. According to St. Justin the human being is able to be an absolute person only if the soul and the body are connected. St. Justin claims that a human being will be brought to the Judgment of God after resurrection. He uses Christian moral and ascetic criteria for it.
Justin the Philosopher represents God as the Holy Trinity: the Father, the Son, and the Holy Spirit. St. Justin highlights the equal nature of the Father and the Son, while the Holy Spirit is divine spirit that inspires sacred authors . St. Justin claims that the Son revealed Himself to humankind during the Old Testament's history. St. Justin has a subordinate perception of the Holy Trinity by hypostasis, thus he might be considered to embrace God’s nature as a unified one.
Key words: St. Justin, God, Trinity, human being, soul, body, resurrection, subordinationism (subordinate perception), hypostasis, moral and ascetic criterion (criteria).