Святитель Феофил Антиохийский о человеке и Боге
Святитель Антиохийской Церкви Феофил, впервые представляет Бога как Троицу в Единице. Его представление проистекает из апофатического отрицательного Богословия. Человек Святого Феофила представлен как лучшая работа рук Божиих. Для человека творится все бытие, он является центром этого мира. Человек имеет особую связь с Богом, представленную Святым Феофилом в качестве непосредственного созерцания Божества. Созерцатель должен иметь душу очищенную от греха. Представление о человеке дихотамично, он состоит из тела и души. Человек не бессмертен и не смертен, что дает право св. Феофилу утверждать о его вечном бытии. Бог представлен как Отец, Сын и святой Дух, в единстве. Слово и Премудрость (Сын и Св. Дух) прибывают в Отце. Отец – есть бытие всей Троицы. В домостроительстве мира участвуют и Слово и Премудрость. Слово – есть внутреннее произносимое Слово Отца, святой Дух – Жизнеподательная сила в этом мире, находящаяся в Отце. Все Три Лица святой Троицы имеют одну природу, но различны по Лицам. Такое представление дает право утверждать, что святой Феофил говорил о единосущии Лиц святой Троицы и различии Их по ипостаси.
Ключевые слова: Троица, Отец, Сын, Слово, Святой Дух, Премудрость, апофатическое богословие, человек, кеносис, созерцание, созерцатель.
Святитель Антиохийской Церкви Феофил, первый отец раннехристианской Церкви, который в своем богословии именует Единого Бога Троицей. Созерцание Божественной благодати приводит Святителя Церкви Христовой к пониманию того, что Бог, устроивший весь мир и своими руками сотворивший человека, есть Троица в Единице. К сожалению, о Святителе Феофиле до нас дошли очень скудные сведения. Этот достопочтенный святой отец, живший во II веке, оставил после себя достаточно произведений, важных для христианского богословия, но, к сожалению, до нас дошли только три его книги к Автолику. В этих книгах святой муж обращается к языческому философу Автолику, где со всей ясностью своего богословского ума излагает учение о Триипостасном Боге, тварном мире и человеке. Богословие Святителя Феофила сливается в едином оргάне с богословием великих мужей Антиохийской Церкви. Его богословская мысль, хотя и дошедшая до нас только в трех его книгах к Автолику, дает нам право утверждать, что этот святой муж созерцал как личностные глубины Пресвятой Троицы, так и тайну творения человека как живой личности.
Человек Святителя Феофила
«Ибо солнце есть образ Бога, а луна – человека. И как солнце превосходит луну могуществом и славою, так Бог далеко превосходит человека» [10].
Святитель Феофил Антиохийский в своей богословской системе, представляет человека как образ и подобие Божие. Бог творит человека как лучшее существо из всех своих творений. Именно человеку, по мысли св. Феофила, отводится особое место в этом тварном мире. По его мысли, все тварное бытие устроено Словом или же посредством Слова, а человек, как лучшее творение, создается руками Божьими. «Словами: «сотворим человека по образу и подобию Нашему» Бог во-первых, показывает достоинство человека. Сотворив все словом, Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека бессмертного почитает делом достойным Своих рук» [10]. Творение человека, в отличие от всего мира, есть особая задача Божественного промысла о тварном бытии. Бог устраивает мир Словом для человека. Под Словом св. Феофил подразумевает Λόγος – вторую ипостась святой Троицы. Для понимания св. Феофилом антропологической картины творения человека Божественными руками, он использует отрывок из библейского текста о Божьем Троическом совете перед творением человека по образу и подобию. Такое восприятие библейского текста о творении человека, говорит о следующем: «Толкуя известное библейское изречение: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), он замечает, что этими словами Бог, прежде всего, показывает (το αξίωμα)1См. словарь Дворецкого, Вейсмана. (Ценность, (высокое) качество, достоинство, почёт, уважение, честь, авторитет). , ибо, сотворив все посредством Своего Слова, Он только создание человека счел достойным (ίδιων έ᾿ργον χειρών)[8]2См. словарь Дворецкого, Вейсмана. А также сайт (https://www.perseus.tufts.edu/hopper/morph?l=ίδιωс&la=greek). От έργο работа ἴδιος свой собственный действующий по собственной воле, поступающий добровольно, относящийся к самому себе χείρ рук, кисть.». Используемый св. Феофилом термин «работа», указывает на наличие в результате произведенного труда или действия личной выгоды совершающего эту работу лица3Работа: занятие как источник заработка, труд, деятельность физическая, умственная, ответственная. См. Толковый словарь Ожигова. //URL: http: https://gufo.me/dict/ozhegov/работа (дата обращения 10.042020).. Таким образом получается, что Бог по мысли св. Феофила, когда творит человека, своими руками делает достойную работу своей собственной волей. «Делает работу», нужно понимать, как делает работу, результат которой будет имеет значение для творившего Бога, то есть выгоден Лично Ему.
Св. Феофил именует человека достойнейшим творением Бога. По его мысли, Бог творит человека как Самодостаточное существо, не нуждающееся ни в ком и ни в чем. Но творение человека – есть необходимый факт Божественной любви или домостроительства Божьего. Бога переполняет любовь, и эта любовь изливается в творении человека посредствам рук Божьих. «Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом ни в чем не нуждаясь и существуя прежде веков, Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него-то предуготовил мир» [10]. Из такого положения вещей исходит понимание того, что Бог открывается в этом мире исключительно для οικονομία (Домостроительства) о человеке. Весь мир и все, что окружает человека, есть не что иное, как сотворенное для человека бытие. Эта Божественная забота, прежде всего, проявляется в самом человеке. По мысли св. Феофила, Бог являлся человеку в раю в Своем Слове и беседовал с ним. «Слово ходило в раю под видом Бога и беседовало с Адамом» [10]. Под видом Бога, св. Феофил понимает Божественный Λόγος (Слово). «Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога» [10]. Адам слышал голос Бога в раю и беседовал с ним (Быт 3:10), он был непрестанным Его собеседником. св. Феофил говорит о том, что Бог проявлял постоянную заботу о человеке. Эта забота заключалась в соприкосновении Адама с Богом посредством Логоса, в результате которого Адам получал от Бога нетварную Благодать. Такую же благодать, по мысли св. Феофила, человек унаследует и после своего воскресения. Ему (человеку) будет доступно созерцать глубинные тайны Премудрости Божией «такое видение это не столько созерцание Бога, как конечное Его явление, в котором Он становится видимым каждому человеку в той мере, в какой человек этого удостоился». [3]
Божественный замысел о человеке заключен в том, что Бог, сотворивший человека ради своей выгоды, никогда не отказывается от Своего человека. Прежде всего это заключается, по мысли св. Феофила, в том, что Бог творит человека «средним, ни совершенно смертным, ни бессмертным, но способным к тому и другому» [10]. Эта способность бессмертия и смертности указывает на совершенство человеческой природы. Человек представляется св. Феофилом из души и тела, и в такой связи он может именоваться человеком. Тело, так же как и душа, участвует в обожении. Но достижение «полного знания и созерцания Бога сделается возможным тогда, когда мы совлечемся смертного тела и облечемся в бессмертие» [7]. Логичным будет считать, что св. Феофил говорит о Богообщении по средствам познания Бога, но не по существу, а по благодати. В данном действии домостроительства Божьего о человеке, проявляется доверительная черта Творца к творению, и творения к Творцу. Мы можем предположить, что тут речь идет о κένωσις (опоражнивание)4См. Словарь Дворецкого.. Этот термин в данном переводе лучше подходит под понимание, чем пустота, истощение, уничижение. «Порожний», от которого происходит опоражнивание в русском языке, заключает в себе сохранение внешних атрибутов и качеств, но очищение внутренности предмета или объекта. Так в богословии Бог остается трансцендентной не познаваемой Личностью, так же как и человек остается человеком. Личности устремляются одна к другой, оставаясь теми, кто они есть, взаимно проникая друг в друга, но при этом, не смешиваясь и производя синтез обоих.
В богословии св. Феофила особое место занимает мысль взаимопроникновения Бога в человека и человека в Бога, но с сохранением своего сущностного начало. «Бог перенес человека из земли, из которой сотворил, в рай, дав ему побуждение к преуспеянию, чтобы возрастая и совершенствуясь, даже явленный как Бог, восходил на небо бессмертно» [10]. «Если очистить душевное зрение, то человек может подняться до высот боговедения. Если показать человека, значит, и приблизиться к созерцанию Бога, если познать человека, значит, познать и Бога, если углубление в тайны антропологии, значит и постижение каких то тайн теологии и теософии, то не сказано ли этим что-то очень большое, очень возвышенное о человеке» [2].
В Адаме св. Феофил видит младенца, который приступает заповедь Божию по незнанию, но это незнание ,по мысли св. Феофила, приводит все человечество к смерти. Смерть – есть приобретенное посредством грехопадения качество человеческой природы, но Божий промысел, даже после грехопадения, не оставляет человека «Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь» [10]. Соблюдение Божьих заповедей как нравственного критерия, приводит человека к созерцанию Бога, несмотря на его непослушание. Здесь-то и прослеживается мысль о кеносисе, как опорожнения одной Личности ради другой. Бог, несмотря на непослушание человека, не оставляет его одного. Даже приобретенная смерть в человеке, по мысли св. Феофила, побеждается воскресением. Бог в силе восстановить человека после его смерти, так как смерть есть приобретенное качество человеческой природы, а воскресение, по мысли св. Феофила, есть естественное действие, заложенное в человека Богом и проявляющееся в нем при его жизни. «Воскресение, совершающееся в тебе самом, заключается в том, когда человек подвергается какой-нибудь болезни и теряет дородность тела, крепость и красоту, но, получив милость от Бога и исцеление, снова возвращается телесное здоровье, красота и сила» [10]. В воскресении св. Феофил видит прежде всего надежду на соединение человека с Богом. В своей богословской системе, св. Феофил выстраивает учение о человеке как поистине живой и неповторимой личности.
Святой Феофил о Боге
«Бог безначален, потому что Он не произошел, неизменяем, потому что бессмертен» [10].
Святитель Феофил в своей богословской системе пользуется методом апофатического отрицания Бога. Его Бог Непознаваем, Необъемлем, Непостижим. Такое представление о Боге возникает посредством того, что Бог как Всеобъемлющий не может быть описуем, поставлен в определенные рамки. В таком представлении, Бог не имеет границ и всегда Самодостаточен. Апофатическое богословие руководствуется виденьем Бога посредством Его нетварной энергии, открывающейся в тварном мире. Мы можем сказать, что такое описание Бога заключается не в восприятии Его через схоластическую рациональную систему богословской мысли, а в личном опыте Богообщения человека. «Предел, которого достигает апофатическое богословие, если только можно говорить о пределе и завершении там, где речь идет о восхождении к бесконечному, этот бесконечный предел не есть какая-то природа или сущность; это также и не лицо, это – нечто, одновременно превышающее всякое понятие природы и личности, это – Троица» [4].Такой опыт, по мысли великого русского богослова В. Н. Лосского, свойственен только в Православной Церкви.
Богословский опыт видения Бога Святителем Феофилом, приводит его к тому, что Бог – есть Троица в Единице. Триадология св. Феофила имеет особые черты. Он говорит, что мир сотворенный Богом, устраивается по средствам Его Троичного бытия. «Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости» [10]. Такой мистический опыт познания Бога как Троицы, возникает у св. Феофила из Его представлений о Божественном откровении. Троица непостижима, но Ее явление происходит в действиях откровения в мире. Бог постигается непостижимым знанием о нем, св. Феофил говорит, что Бога можно созерцать посредствам душевных очей, очищенных от всякой скверны греха [10].
Созерцание святой Троицы св. Феофилом приводит его к пониманию явных различий в Божестве. Отец – есть причина Божественного бытия, Слово – Логос, находящееся внутри, но в тот же момент произносимое Отцом Слово, святой Дух – есть Премудрость Отца, являемая в этом мире как Дух пророческий, руководящий процессами мира.
«Бог, имея Свое Слово в собственных недрах родил Его, проявив Его вместе со Своею Премудростию прежде всего» [10].
Отец в Троице откровения, по мысли св. Феофила, является бытием всей Троицы. Он дает бытие Слову и Премудрости, и посредствам Слова и Премудрости, Отец устраивает бытийный мир. «Бог Отец, Который чрез Слово и Премудрость врачует и животворит. Бог, словом Своим и Премудростью сотворил все» [10]. Такое положение вещей в Троице говорит о единосущии Лиц святой Троицы. Слово, так же как и Премудрость, существуют в недрах Отца. Отец является бытийной причиной всей святой Троицы, дающий Свою сущность как Слову, так и Премудрости. Сам Духовный Логос прибывает в личных утробах Отца (τον εαυτού λόγον ένδιάθετον εν τοις ιδίοις σπλάγχοις), что указывает в свою очередь на единую природу, но личностные различия.
Логос в Троице – есть Слово, прибывающее в личных утробах Отца. Это указывает на то, что утробы, стоящие во множественном числе, представляются здесь как бытийное начало Отца всей Пресвятой Троицы. Слово в один момент Λόγος ἐνδιάθετος, а в другой момент Λόγος προφορικός, указывает на личностные действия Логоса в Троице, несмотря на то, что Слово внутреннее и Слово произнесенное являются действием Отца. Это указывает на Их единоприродность и на свойственные только Им Личностные различия. «Выражение «σύμβουλος» (σύμ-βουλος подающий советы, советник)5См. Словарь Дворецкого. , прилагаемое к Слову, называемому у Феофила ἐνδιάθετος, ясно показывает, что он представляет Сына существующим лично и предвечно рожденным и рождающимся от Отца» [1]. Такое положение вещей в понимании Троицы св. Феофилом, указывает на Их личностные различия, которые приводят нас к пониманию Троицы как единосущной, но при этом имеющей в каждом из Лиц свою собственную ипостась – отличие в сущностном бытии.
святой Дух в Троице св. Феофила именуется Премудростью, которая наставляет пророков и священных авторов. святой Дух, как Животворящая Сила, участвует в домостроительстве мира вместе с Сыном. «св. Феофил ясно утверждает вечность Отца, Сына и Святого Духа и вечность самих внутритроичных отношений, которые выводятся из контекста домостроительства» [5]. святой Дух, так же как и Логос, в понимании Троицы св. Феофилом, имеют свое бытие от Отца. Он называет святой Дух Премудростью Отца, что указывает на Личностное свойство Святого Духа. св. Феофил говорит о Святом Духе так: «Он тот, кто «θεραπεύων και ζωοποιών»» [10] (от θερᾰπήϊα целительные средства, лекарства от болезней, от ζωός живой)6См. Словарь Дворецкого, Вейсмана.. В символе веры Православной Церкви τό ζωοποιόν переводится как Животворящий. В V веке святой царь Юстиниан, в Христологию введет термин «η ζεστασιά» – теплота. Та самая теплота, которая вливается в Евхаристическую чашу перед причащением, со словами: «Теплота веры исполнь Духа Святаго» [9]. Н ζεστασιά созвучна с ζωοποιόν [6]. Η ζεστασιά происходит от сложения двух слов ζωή (жизнь) и ανάσταση (воскресение). Таким образом, получается, что святой Дух есть Животворящая сила, которая исцеляет, животворит, обновляет, делает человека обязательным участником воскресения.
«Следовательно, нужно носить имя Сына, быть членом Его Тела, чтобы воспринимать Духа» [4].
В заключении. Мы видим у святого Феофила Антиохийского, что человек является неповторимой живой личностью, сотворенной Богом посредствам Его рук, как выгодное для Него Самого Творение. Такое понимание о человеке впервые появляется в богословии Христианской Церкви. Человек св. Феофила представляется ценным, значимым творением в Божественном замысле о нем. Бог не просто творит его как некую данность, необходимость, а совершает это с особой ценностью, значимой для Себя. Это отношение Бога к человеку приводит нас к той мысли, что Бог и человек – взаимопроникаемые существа, но при этом их личностные свойства сохраняются и не нарушаются. По причине этого, творение человека является особым творческим актом Бога. Человек в понимании Святого Феофила, бесспорно, живая и неповторимая Личность.
Бог, в богословии Святого Феофила, впервые именуется как Троица. Его Божественное познание происходит посредствам апофатического отрицания Бога. Он Неописуем, Непостижим, Необъемлем. В Троице св. Феофила, Отец является бытием Сына и Святого Духа, он именует Отца недрами, в которых заключено Слово и Премудрость. Посредством Слова и Премудрости устраивается тварный мир. Познание Отца происходит через познание Слова и св. Духа. Для созерцания Которых важна сердечная чистота созерцающего. Слово и святой Дух являются домостроителями мира, тем самым проявляются как Живые и неповторимые Личности. Троица св. Феофила есть Единица. Можно смело сказать, что различие Лиц святой Троицы проявляется в их ипостасях, при этом не нарушая Их бытийного единства.
Как Троица, так и человек, Святителем Феофилом Антиохийским представлены как живые и неповторимые Личности.
Смотрите также: «Святой Иустин философ. О человеке и Боге».
ЛИТЕРАТУРА
- Болотов В.В. Учение Оригена о святой Троице. //URL: http: https://www.odinblago.ru/bolotov_origen/4 (дата обращения 14.04.2020).
- Киприан (Керн) архим. Антропология Святителя Григория Паламы. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/1_2_16 (дата обращения 10.04.2020).
- Лосский В. Н. Боговидение. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/bogovidenie/ (дата обращения 10.04.2020).
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/3 (дата обращения 13.04.2020).
- Максимов Ю. Учение О Духе Святом в Новом Завете. Часть 8. Феофил Антиохийский, Татиан Ассириец. //URL: http: https://pravoslavie.ru/1544.html (дата обращения 14.04.2020).
- Мейендорф Иоанн прот. Введение в Святоотеческое богословие. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/. (дата обращения 14.04.2020).
- О святом Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику Статья.. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohijskij/o-svjatom-feofile-antiohijskom-i-ego-knigah-k-avtoliku/ (дата обращения 10.04.2020).
- Сидоров А. И. Курс Патрологии. Раздел Второй. Греческие Апологеты II Века. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/kurs-patrologii-sidorov/2_6 (дата обращения 10.04.2020).
- Служебник. Литургия свт. Иоанна Златоуста. //URL: http: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/slugebnik/slug04.shtml (дата обращения 14.04.2020).
- Феофил Антиохийский св. Послание к Автолику. Книга 1. Книга 2. Книга 3. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohijskij/poslanie_k_avtoliku/ (дата обращения 19.03.2020).
Аннотация на английском языке:
Malnov P.Y.
SAINTED THEOPHILUS OF ANTIOCH. ABOUT MAN AND ABOUT GOD.
Sainted Theophilus of the Antiochian Church was the first to describe God as the Trinity in Unity. The description is based on apophatic theology, which includes the incomprehensibility of God's attributes.
According to Theophilus man is the best creature of God's Hands. Everything exists for man who is the center of the world. Also there is his idea that man has a special link to God to contemplate Him directly. The contemplator must have a soul without a single sin. The idea of man is dichotomous which means duality. Man consists of body and soul. Well, man is both mortal and immortal, so Sainted Theophilus can assert about the eternal existence of man.
God is the unity of the Father, the Son and the Holy Spirit. The Word and the highest Wisdom (the Son and the Holy Spirit) are in the Father. So, the Father is the being of the entire Trinity. The Word and the highest Wisdom contribute to the Creation of the World. The Word is the Father's inner spoken Word. The Holy Spirit emanates from the Father and this's the life-Giving (vivifying) power of the world. There is one essence of the Holy Trinity, but there is a difference between hypostasis.
So, the description confirms the Trinity's consubstantial and the difference of hypostases in It.
Keywords: the Trinity, the Father, the Son, the Word, the Holy Spirit, the highest Wisdom, apophatic theology, man, kenosis, contemplation, contemplator.