Проповедь мертвым
Первое послание апостола Петра содержит исключительно важное свидетельство о схождении Христа во ад. Апостол говорит не только о пребывании Христа в адской «темнице», но и о Его проповеди находившимся там душам:
…Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы (1 Пет. 3:17–21).
Тему схождения Христа во ад апостол Петр раскрывает в контексте учения о Крещении. Связь между смертью Христа и Крещением подчеркивает апостол Павел, и это представление легло в основу церковного учения о Крещении:
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:3–4).
Апостол Петр обращается к сходной образности, однако раскрывает ее в неожиданном ключе. Он соединяет две линии аргументации в одну:
- Христос сошел во ад и проповедал находивщимся там душам, дав им надежду спасения, в том числе погибшим от потопа во дни Ноя;
- семейство Ноя спаслось от потопа.
Эти два тезиса объединяются в идее крещения. Крещение есть избавление от зла через воду, подобно тому как это было при потопе; Крещение есть действие воскресшего Христа, спасшего ветхозаветное человечество.
Далее Петр пишет:
Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет. 4:6).
Приведенные слова легли в основу учения о том, что Христос пострадал за «неправедных», и проповедь Его в аду коснулась в том числе и тех, о ком в Ветхом Завете сказано, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт 6:6). Некогда подвергнутые суду «по человеку плотию», осужденные и погубленные Богом, Который, по выражению Библии, раскаялся в том, что их создал (Быт 6:6), эти люди не погибли окончательно: сойдя во ад, Христос дает им еще один шанс на спасение, проповедуя им Евангелие Царствия, дабы они ожили «по Богу духом».
На кого распространялось спасительное дело Христа, к кому была обращена Его проповедь в аду, кого Он воскресил из мертвых, кого освободил от власти ада и кого ввел в рай? Отцы Церкви отвечали на эти вопросы по-разному. Св. Григорий Богослов оставил без ответа вопрос о том, всех ли без изъятия спасает Христос или одних верующих. Св. Амфилохий Иконийский считал, что за Христом последовали все обитатели ада[1]. Богословы александрийской традиции склонялись к тому, что Бог «всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада»[2]; Климент Александрийский даже включал язычников в число спасенных[3]. Преп. Роман Сладкопевец, вслед за Ефремом Сирином, утверждал, что после сошествия Христа во ад «отверзлись все гробницы, и все мертвые вышли из них и возликовали»[4]. Св. Ипполит Римский, напротив, утверждал, что Христос благовествовал в аду «душам святых», а св. Кирилл Иерусалимский считал, что Христом «искуплены все праведные, поглощенные смертью». По учению св. Иоанна Дамаскина, Христос проповедовал всем мертвым, но для одних Его проповедь была причиной спасения, а для других — «обличением неверия».
Источник: Митрополит Волоколамский Иларион. Первое послание Петра. В книге: Соборные послания. Учебник бакалавра теологии. Находится в работе в Издательском доме «Познание».
[1] Амфилохий Иконийский. Слово 6, против еретиков.
[2] Афанасий Александрийский. Пасхальное послание 10, 10.
[3] Климент Александрийский. Строматы 6, 6.
[4] Роман Сладкопевец. Кондак 45, 17.