Как угрожать и смеяться по-библейски. О жанрах пророческих текстов
Жанровое многообразие пророческих текстов
Вступление
В нашем докладе мы коснемся только книг так называемых поздних пророков, в состав которых входят четыре книги – Исайя, Иеремия, Иезекииль и книга Двенадцати малых пророков1О единстве книги Двенадцати малых пророков см., напр.: Scaiola D. I Dodici profeti: perche «minori»? Bologna, 2011. Арсений (Соколов), иг. Единство книги Двенадцати пророков. «Страницы», №16:1. С. 3-12..
За исключением некоторых прозаических частей и пассажей, эти книги написаны в стихотворной форме. Не следует, однако, забывать, что в ветхозаветной литературе не всегда можно четко разграничить поэзию и прозу. Проза по своей искусности может порой возвышаться до поэзии; в свою очередь, поэтические тексты могут опускаться до прозаизмов или разрываться нарративом2О путях выработки критериев в определении отличий еврейской архаической поэзии от прозы см., напр.: Вевюрко Т. Поэзия vs проза и некоторые другие проблемы изучения архаической израильской поэзии. В сб.: Лезов С.В., Тищенко С.В. (ред.). Библия: литературоведческие и лингвистические исследования. Выпуск 3. Москва, 1999. С. 84-107 (там же – библиография по вопросу).. Как верно отмечает отечественный библеист Андрей Десницкий, «четкого разграничения между прозой и поэзией в Ветхом Завете нет, а есть, скорее, два полюса, между которыми лежит достаточно обширная область промежуточных форм»3Десницкий А. Поэтика библейского параллелизма. Москва, 2007. С. 66..
В последние десятилетия исследование древнееврейской поэтики получило новый виток развития. Одним из пионеров применения критических методов общего литературоведения к Библии явился испанский филолог и библеист Луис Алонсо Шёкель (1920-1998), долгие годы бывший профессором Библейского института в Риме. Его замечательные работы пока, к сожалению, не доступны русскому читателю и все еще ждут своего переводчика. Бóльшая часть примеров, которыми мы проиллюстрируем настоящий доклад, взята из книг Алонсо Шёкеля «Manual de poetica hebrea» («Руководство по еврейской поэтике») и «Profetas. Comentario» 4Alonso Schökel L. Manual de poetica hebrea. Madrid, 1987. Alonso Schökel L. Profetas. Vol I. Madrid, 1980. Из других работ Алонсо Шёкеля по ветхозаветной герменевтике следует назвать его докторскую диссертацию «Estudios de poética hebrea» (Barcelona, 1963), а также такие книги, как «Hermeneutica de la Palabra» (Madrid, 1986) и «La Palabra inspirada» (Madrid, 1987). Среди других авторов, проводивших обширные исследования ветхозаветной поэтики, следует упомянуть Вильфрида Уотсона (Watson W.G.E. Classical Hebrew Poetry. Sheffield, 1984), Нортропа Фрая (Frye N. The Great Code. The Bible and Literature. New York – London, 1984) и Роберта Олтера (Alter R. The Art of Biblical Poetry. New York, 1985) и. А не так давно появилась и на русском языке первая солидная монография на тему ветхозаветной поэтики – процитированная выше «Поэтика библейского параллелизма» Андрея Десницкого (Москва, 2007), которая легла в основу его докторской диссертации по филологии..
Итак, сделаем небольшой обзор литературных жанров, представленных у поздних пророков, сначала в традиционной библейской классификации, затем – в современной литературоведческой.
Библейская классификация
Самым распространенным в Танахе поэтическим жанром является šîr, песнь. У поздних пророков, как и в других поэтических текстах, этот термин иногда сопровождается уточняющей адъективацией. Так, у Иезекииля мы встречаем šîr ʽăgābîm, любовную песнь, или любовные куплеты. Весть этого пророка о разрушении Иерусалима воспринимается переселенными в Вавилонию иудеями как нечто незначительное, как какая-нибудь пустая уличная песенка. Господь говорит Своему пророку:
Вот, ты для них – словно певец любовных куплетов (šîr ʽăgābîm) с красивым голосом и приятным аккомпанементом (Иез 33:32).
В 42-й главе книги пророка Исайи находим выражение šîr ḥādāš, новая песнь. Этот хорошо всем известный благодаря своему мессианскому звучанию гимн возвращающихся из вавилонского плена иудеев начинается так:
Пойте Господу новую песнь (šîr ḥādāš), хвалите Его от концов земли! (Ис 42:10).
Попутно заметим, что же выражение šîr ḥādāš неоднократно встречается в Псалмах, что, по всей видимости, позволяет сделать вывод, что им обозначается особый поджанр торжественных победных песен, главная тема которых – осуществленное спасение5Такого мнения в отношении Псалмов, содержащих выражение šîr ḥādāš (32/33, 39/40, 95/96, 97/98, 143/144, 149) придерживается, в частности, Винченцо Щиппа в своем комментарии к Псалмам: Bibbia Piemme. Casale Monferrato, 1995. C. 1241..
Иногда этот термин появляется в женском роде – šîrāh. Такая форма засвидетельствована в «песнях Моисея» (Исх 15 и Втор 31-32), в Числ 21:17, во 2Цар 22:1, в 17/18 псалме. У поздних пророков в таком виде термин появляется трижды – один раз у Амоса и дважды у Исайи. У Амоса – во множественном числе:
Обратятся в рыдания песни (šîrôt) дворца (Ам 8:3).
У Исайи – в единственном. Первый раз – в знаменитой «песне о винограднике», в 5-й главе:
Воспою Другу моему песнь Друга моего (šîrat dôdî) о винограднике Его (Ис 5:1).
Второй раз – в 23-й главе, в песне о Тире, финикийской столице, которую пророк сравнивает с продажной женщиной:
С Тиром будет то же, что песне о блуднице (šîrat hazônāh) (Ис 23:15).
Нередко встречается в Танахе другой поэтический жанр, обозначаемый термином ḥîdāh, загадка. У поздних пророков это слово встречается дважды – один раз у Иезекииля и один раз у Аввакума, причем оба пророка комбинируют их с другим весьма распространенным (в других книгах, но не у пророков) термином – māšāl, обозначающим жанр, который объединяет в себе наставления в искусстве управления, нравственные максимы, житейские поучения, парадоксальные сравнения, сентенции, афоризмы и тому подобное. Границы этого жанра трудно определить, как трудно подобрать и русский эквивалент к слову māšāl, но чтобы ясно представить себе, что это такое, достаточно вспомнить книгу Притчей Соломоновых, которая в еврейской традиции так и называется – Mišəlê.
У Иезекииля ḥîdāh и māšāl – синонимы:
Сын человеческий! Загадай загадку (ḥîdāh) и расскажи притчу (māšāl) дому Израиля (Иез 17:2).
Пинтуриккьо «Пророк Иезекиль и Киммерийская сивилла» (c.1452-1513)
Истчоник: Gallerix
Аввакум добавляет к этим двум терминам третий – məlîṣāh. Это слово встречается в Танахе всего лишь два раза – здесь, у Аввакума и еще однажды в Притчах. По всей видимости, оно означает «насмешку», «издевку», поскольку, происходит от существительного lēṣ. Все народы, говорит Господь Аввакуму, скоро освободятся из-под ига Ассирии и произнесут о ней:
притчу (māšāl).., насмешку (məlîṣāh), загадки (ḥîdôt) (Авв 2:6).
У Иезекииля термин māšāl и встречается и отдельно (например, в 17-й и 24-й главах). В 21-й главе сам пророк назван –
məmaššēl məšālîm, производящий «машалы» (Иез 21:56Нумерация Танаха. В русских переводах – Иез 20:49.).
Пророк жалуется Богу на своих современников, давших ему это насмешливое прозвище. Современный русский перевод передает весь стих так: «Я воззвал: “О Господь Бог! Эти люди говорят обо мне: ‘Он басни рассказывает!’”».
Весьма распространен в Танахе вообще и у поздних пророков в частности жанр погребального плача, или элегии, обозначаемый в библейских текстах терминами qînāh и nəhî. Этому жанру свойственен особый ритм – 3+2 (три ударных слога в первом колоне и два ударных слога во втором). У Иезекииля термин qînāh используется в пророчествах против языческих народов (27:2; 28:12; 32:2), а у Иеремии – в пророчестве против самого Израиля (Иер 9:97Нумерация Танаха. В русских переводах – Иер 9:10.). Следует заметить, что элегия о Вавилоне, находящаяся в 14-й главе Исайи имеет название māšāl вместо ожидаемого qînāh:
И ты поднимешь этот māšāl на царя Вавилона и скажешь… (Ис 14:14).
(далее следует пророчество против Вавилона в жанре qînāh).
Термин nəhî встречается гораздо реже, чем термин qînāh. Обозначает он то же самое – погребальный плач. Иезекиилю повелевается:
Сын человеческий! оплачь (nəhēh) великий народ египетский! (Иез 32:18).
У Михея и Иеремии термин nəhî соседствует с другими. Михей комбинирует его с māšāl, а Иеремия – с qînāh и bəkî:
Михей пророчествует против тех, кто замышляет в его народе беззакония:
В тот день поднимут на вас māšāl и заплачут плачем (nāhāh nəhî) (Мих 2:4).
Пророчество Иеремии также относится к Иудее:
На горы подниму рыдание (bəkî) и плач (nəhî), и на пастбища степные – погребальный плач (qînāh) (Иер 9:98Нумерация Танаха. В русских переводах – Иер 9:10.).
Все три термина последнего примера – синонимы, поэтому их в этом стихе Иеремии перевести не просто.
Наконец, упомянем еще один пророческий поэтический жанр – maśśā’. Этим словом обозначаются пророчества против языческих народов. Существительное maśśā’ происходит от глагола nś’, поднимать, нести и метафорически может означать тяжесть: языческие народы понесут тяжесть суда Господня, изрекаемого на них пророками. Этот термин используют Исайя, Аввакум, Захария и Малахия; в пророчествах против язычников у Амоса, Иеремии и Иезекииля термин отсутствует.
За пределами корпуса поздних пророков встречаются и другие жанровые термины9К таковым можно отнести термин mizmôr (песнопения с инструментальным сопровождением), которым обозначены 57 псалмов, šîr hammaʽălôt, песнь восхождения, или паломническая песнь (Пс 119/120-133/134), šîr yədîdōt, свадебная песнь (Пс 44/45), šîr ṣiyyôn (Пс 136/137:3), а также bərākāh, благословение и qəlālāh, проклятие в поэтических текстах Пятикнижия.. По всей видимости, у древних евреев названия не были строго закреплены за тем или иным жанром, поэтому и эти термины, и определяемые ими жанры не всегда легко классифицировать. Луис Алонсо Шёкель в своем «Руководстве по еврейской поэтике» отмечает: «Нестабильность использования тех или иных терминов и их свободное комбинирование в параллелизмах или целых сериях демонстрируют, что израильтяне не выработали фиксированной системы литературных категорий и не придавали слишком большого значения их классификации»10Такого мнения в отношении Псалмов, содержащих выражение šîr ḥādāš (32/33, 39/40, 95/96, 97/98, 143/144, 149) придерживается, в частности, Винченцо Щиппа в своем комментарии к Псалмам: Bibbia Piemme. Casale Monferrato, 1995. C. 1241..
Научная классификация
Теперь обратимся к научной классификации пророческих жанров. В современной библеистике подробная классификация впервые была предложена Вестерманном11Westermann C. Grrundformen prophetischer Rede. München, 1960. P. 64-150., затем развита и дополнена Эйсфельдтом12Eissfeldt O. Einleitung in das Alte Testament. Tübingen, 1964., Зеллином и Форером13Sellin E., Fohrer G. Einleitung in das Alte Testament. Heidelberg, 1965., Кайзером14Kaiser O. Introduction to the Old Testament. Oxford, 1975., Алонсо Шёкелем15Alonso Schökel L. Genera litteraria prophetica. “Verbum Domini”, №39 (1961). P. 185-192. Alonso Schökel L. Profetas. Vol I. Madrid, 1980. P. 72-77. и другими. Алонсо Шёкель в своем двухтомном комментарии к пророкам группирует пророческие жанры по четырем категориям: пророческие речи; нарратив (повествовательные части); слова пророков, обращенные к Богу; другие жанры. Его каталогу последуем и мы, с некоторыми уточнениями и дополнениями.
Пророческие речи, или оракулы – категория, наиболее широко представленная в книгах поздних пророков. В этой категории можно выделить следующие жанры:
Сентенция против Израиля или против отдельных его представителей. Общей жанровой характеристикой таких сентенций является объявление определенных преступлений и провозглашение грядущего за них наказания. Приведем примеры16Нижеследующие пассажи цитируются по тексту современного перевода, выполненного под редакцией М.Г. Селезнёва Российским Библейским обществом: Библия. Современный русский перевод. Москва, 2011..
За то, что этот народ пренебрег медленными водами потока Шилоах и радуется Рецину и сыну Ремалии – за это Господь пошлет на него воды большой и могучей реки – царя ассирийского во всей его мощи! Переполнены будут все русла, затоплены все берега! Придет потоп, захлестнет Иудею, поднимется по самое горло. Его крылья будут простерты над всей твоей страной, Эммануил! (Ис 8:5-8).
На стены взбирайтесь, рушьте, до конца уничтожьте! Сады его разоряйте: он теперь – не народ Господень. Ибо предали Меня род Израиля и род Иуды! – говорит Господь. От Господа они отрекались, говорили: «Нет Его! Не придут к нам беды, меча и голода мы не узнáем!» Пророки эти – что ветер, не открыто им слово Мое. Пусть это все случится с ними! (Иер 5:10-13).
Слушайте это слово, башанские коровы на холме Самарии, вы, притесняющие бедных, угнетающие обездоленных, а мужьям своим говорящие: «Выпить нам принеси!» Собою, Святым клянется Владыка Господь: скоро придет ваш черед, и тогда вас потащат крюком, рыболовным крючком переловят! Сквозь проломы в стене, вереницей, вон из города вас поведут, и забросят в Хармон, – говорит Господь. (Ам 4:1-3).
Горе тем, кто зло замышляет, спать ложась, строит козни и, едва дождавшись рассвета, творит насилие! Захотят ли поле – захватят, пожелают дом – отнимут, не щадя ни хозяина дома, ни семьи его, ни достоянья. Потому говорит Господь: Я решил навести беду на это племя, которую вы не стряхнете с плеч, выпрямиться не сможете – время беды настанет! Тогда станут потешаться над вами, будет плач стоять горький: «Ограбили нас, ограбили! Достоянье народа моего продают! О горе! его отнимают! Раздают наши поля тем, кто нас пленил!» (Мих 2:1-4).
Слушайте, правители дома Иакова, вожди дома Израилева! Вы гнушаетесь правосудием, извратили справедливость, воздвигли Сион на крови, Иерусалим – на злодействах! Здесь правители судят за взятку, священники учат за плату, пророки вещают за деньги, но на Господа хотят опереться: «Разве не с нами Господь? Нас не постигнет беда!» Потому из-за вас, словно поле, Сион распашут, Иерусалим обратится в руины, Храмовая гора зарастет лесом. (Мих 3:9-12).
Также: Ис 30:12-14. Иер 7:16-20. Ос 2:7-9. Мих 3:1-4.
Пример подобной сентенции, но направленной не против народа, а против отдельного человека, мы находим в книге пророка Амоса, в описании столкновения пророка с придворным священником Амацией, который запретил ему выступать в Бейт-Эльском храме. Пророк обращается к своему оппоненту и говорит:
А теперь слушай слово Господа. Ты говоришь: «Не пророчествуй Израилю, не вещай дому Исаака!» Поэтому так говорит Господь: жена твоя станет уличной шлюхой, сыновья и дочери падут от меча, землю твою землемер разделит, сам ты умрешь на земле нечистой. А Израиль в плен уведут на чужбину!» (Ам 7:16-17).
Инвектива. Чаще всего маркером этого жанра является междометие hôy, обычно переводимое через «горе!». Обычно инвективы имеют сатирическую окраску.
Горе тем, кто на веревках лжи тащит за собою зло, впрягшись в грех, как в телегу! (Ис 5:18).
Горе тому, кто говорит деревяшке: «Пробудись!», кто камню бессловесному говорит: «Встань!» Неужели они чему-нибудь научат? Хоть покрыты золотом и серебром, никакого духа в них нет. (Авв 2:19).
Также: Ис 5:8-12, 20-22; 28:1-33:1. Авв 2:5-17.
Судебный процесс. Господь судится со Своим народом.
Давайте же, - говорит Господь, - будем с вами судиться! Если ваши грехи как багровая ткань, сойдут ли они за снег? Если они как пурпур, сойдут ли за белую шерсть? Согласитесь Мне покориться – насытитесь плодами земли. А откажетесь, будете бунтовать – станете добычей меча! (Ис 1:18-20).
Слушайте слово Господа, сыны Израилевы: тяжба у Господа с жителями этой земли, ибо нет ни правды, ни доброты, ни знания Бога в этой земле.
Клятвопреступления и убийства, воровство и разврат! Много стало людей – и нет конца кровопролитью. За это иссохнет земля и поникнут все обитатели ее: и дикий зверь, и птица небесная. Даже рыбы в море погибнут. И никто пусть не смеет возражать! Да не станет спорить ни один! Ведь и с тобой Моя тяжба, священник. Ты споткнешься днем, и пророк, вместе с тобой, споткнется ночью. Я погублю твою мать – ведь погиб народ Мой, лишенный знания. Ты отверг знание – Я отвергну твое священство. Ты забыл закон Твоего Бога – так и Я забуду о твоих детях. (Ос 4:1-6).
Слушайте, что говорит Господь: иск предъяви горам, пусть услышат холмы твой голос! Слушайте, горы иск Господа, и вы, реки, - земли устои! Иск у Господа – к Его народу, он с Израилем тяжбу начал. Мой народ, что тебе Я сделал? Чем тебе досадил, ответь Мне! (Мих 6:1-3).
Также: Иер 2:5-3:5; 25:31. Ос 2.
Дискуссия, или полемика. Господь вступает в полемику со своим народом и пытается убедить его. Для этого жанра характерны риторические вопросы.
Неужели ты скажешь «чиста я, к Ваалам я не ходила»? Посмотри на дела свои в долине, пойми, чтó ты совершила! (Иер 2:23).
Если муж жену прогонит и она его покинет, уйдет к другому мужу, разве первый муж к ней вернется? Разве не осквернилась бы от этого страна? Ты блудила с толпой народа, но вернись ко Мне, - говорит Господь. (Иер 3:1).
Разве двое отправятся в путь, пока друг с другом не встретятся? Разве лев в лесу зарычит, если нет перед ним добычи? Разве слышен рык льва из логова, если он никого не поймал? Разве птица в силок попадется, если приманки там нет? Разве силок взлетает, если не бьется в нем птица? Трубят ли тревогу в городе, если людям бояться нечего? Придет ли в город беда, если Господь не пошлет ее? Владыка Господь ничего не совершает, не открыв Своих планов рабам Своим, пророкам. (Ам 3:3-6).
Горе тем, кто мечтает о дне Господнем! Зачем вам день Господень? Он – тьма, а не свет. Как если б бежал человек ото льва, и вдруг навстречу – медведь, вбежал в дом, рукой коснулся стены – и тут укусила его змея. Так и день Господень – не свет, а тьма, беспросветный мрак! (Ам 5:18-20).
Также: Ам 5:25-26. Ис 28:23-29. Иер 2:34-37; 8:8-13.
Образное сравнение. Для наглядности и доходчивости своей речи пророки часто используют уподобления, сопоставления.
Скажи им такое слово, - повелевает Господь своему пророку, - «Так говорит Господь, Бог Израиля: кувшин наполняют вином». Они ответят тебе: «Разве мы не знаем, что кувшин наполняют вином?» Тогда скажи им: «Так говорит Господь: всех жителей этой земли, и царей, восседающих на престоле Давида, и священников, и пророков, и всех жителей Иерусалима, - всех напою Я пьяным хмелем! Я разобью их, брата о брата, отцов вместе с сыновьями, - говорит Господь. – Не пощажу их, не пожалею, не помилую, истреблю их!» (Иер 13:12-14).
Вот слово, которое было Иеремии от Господа: «Иди в дом гончара, и там Я поведаю тебе Мое слово». Я вошел в дом гончара и увидел, как он делает свою работу на гончарном круге. Не получился у него сосуд, который он лепил из глины, и гончар переделал его в другой сосуд – как считал правильным. Было ко мне слово Господа: «Разве Я не могу сделать с тобою, род Израилев, то, что делает этот гончар? – говорит Господь. – Что глина в руках гончара, то и ты – в Моей руке, род Израилев!» (Иер 18:1-6).
Также: Ис 8:1-4. Иер 16:1-12; 19. Иез 4:1-3.
К этому же жанру можно отнести 1-ю и 3-ю главы книги пророка Осии, а также знаменитую «Песнь о винограднике», находящуюся в начале 5-й главы книги пророка Исайи. Впрочем, иногда эта песнь относят к жанру судебного процесса.
Аллегория. Яркий пример использования этого жанра – 17-я глава книги пророка Иезекииля.
Плач или мольба. Классикой этого жанра можно считать многие псалмы, а также целиком книгу Плач Иеремии, которая, как и Псалтирь, находится в третьем разделе Танаха. Однако, и в пророческих книгах этот жанр встречается не редко.
О горах подниму я плач и стон, о пастбищах степных зарыдаю! Выжжены они, никто по ним не ходит, блеянья овец не слышно. Улетели небесные птицы, звери все разбежались. (Иер 9:917Нумерация Танаха. В русских переводах – Иер 9:10.).
Погребальную песнь я пою над вами, израильтяне. Повержена дева – Израиль – уже не подняться ей! На своей земле она брошена – никому ее не поднять! (Ам 5:1-2).
Также: Иер 2:31-37; 8:18-22; 10:19-22; 12:7-13; 13:18-22; 15:5-10.
Пинтуриккьо «Пророк Иеремия и Фригийская сивилла» (c.1452-1513)
Источник: Gallerix
Повеление. Господь повелевает и инструктирует.
Сказано тебе, человек, чтó – добро, чего хочет Господь от тебя: лишь творить справедливость, любить милосердие и смиренно ходить пред Богом. (Мих 6:8).
Слушайте слово Господа, вожди Содома! Народ Гоморры, внемли Закону Бога нашего! Не нужны мне ваши обильные жертвоприношения, - говорит Господь. – Сыт Я сожженными баранами и жиром откормленного скота. Мне не нужна кровь быков, кровь баранов и козлов не нужна… И далее: Омойтесь, очиститесь, чтобы впредь не приходилось Мне видеть ваши злые дела! Перестаньте творить зло, научитесь делать добро! Стремитесь к справедливости, помогайте угнетенному, защищайте сироту, заступайтесь за вдову. (Ис 1:10-11,16-17).
Также: Ис 8:12-16. Иер 7:21. Ам 5:21-24.
Пророчество против врагов Израиля. Этот жанр широко представлен у некоторых из поздних пророков. Книга пророка Наума целиком написана в этом жанре, в некоторых других книгах – большие разделы: Ис 7-8; 10:5-15,24-27; 13-23. Иер 46-51. Иез 25-32. Ам 1-2. Иоиль 4:4-1118Нумерация Танаха. В русских переводах – Иоиль 3:4-11.. Авд 1-18. Авв 2:5-20. Соф 2:4-15. Зах 9:1-7 и др. Господь вступается за Свой народ и наказывает его противников. Приведем пример, из книги пророка Софонии, в которой звучит сначала пророчество против филистимлян – западных соседей Израиля, затем против моавитян и аммонитян – восточных его соседей, и наконец – против дальних неприятелей:
Газа будет оставлена, Ашкелон – опустошен, Ашдод средь бела дня будет изгнан, Экрон – вырван с корнем. Горе народу, живущему в стране приморской, народу керетян! Слово Господне против тебя, Ханаан, земля филистимская! Я уничтожу тебя, никого из жителей не останется! И станет страна приморская пастбищем, лугами пастушьими и загоном для овец. И достанется эта земля остатку рода Иуды, там они станут пасти свои стада, в домах Ашкелона будут ложиться спать вечером, ибо позаботится о них Господь Бог их, и вернет им прежнее благоденствие. Слышал Я глумление Моава, издевательства сынов Аммоновых, как глумились они над Моим народом, и бесчинствовали на его землях. И потому, клянусь Собою, - говорит Господь Воинств, Бог Израиля, - станет Моав как Содом, сыновья Аммоновы – как Гоморра, станут достоянием сорняков, ямой соляною, пустыней навеки!.. И вы, кушиты, падете от Моего меча! И занесет он руку Свою над севером, уничтожит Ассирию, сделает Ниневию развалинами, выжженной пустыней. Будут средь нее отдыхать стада и дикие звери. Галки и дрофы будут ночевать на капителях ее колонн, совы будут кричать в ее окнах, вороны – в дверных проемах, лишенных кедровой обшивки. Это ли великий город, живший без тревог? Говорил он в своем сердце: «Равных мне нет на свете», а теперь он разрушен, пристанищем стал для зверей. Всякий, кто пройдет мимо, присвистнет, всплеснет руками. (Соф 2:4-9,12-15).
Пророчество о спасении. Классический пример этого жанра – книги Второ-Исайи (40-55) и Второ-Захарии (9-14). Но и у других пророков он представлен. Почти в каждой из книг, входящих в состав книги Двенадцати малых пророков, имеются отрывки, написанные в этом жанре. Пророчеством о спасении и о восстановлении (царства, народа) завершаются многие книги малых пророков – книги Осии (14:5-10), Иоиля (3:18-21), Амоса (9:11-15), Авдия (17-21), Михея (7:7-20), Софонии (3:9-20), Аггея (2:21-23), Малахии (3:20-2119Нумерация Танаха. В русских переводах – Мал 4:2-3.). Эти пророческие книги, так много говорящие о грозных наказаниях, имеют радостно-торжественное, «мажорное» завершение, написанное в жанре «пророчества о спасении». Этот жанр сближается с другим, о котором мы скажем ниже – с эсхатологией. Их порой трудно разграничить, часто один и тот же текст может иметь жанровые характеристики как пророчества о спасении, так и эсхатологии: ведь часто о спасении говорится в эсхатологической перспективе. Приведем два примера жанра пророчества о спасении. Вот как начинается Второ-Исайя:
Утешайте, утешайте Мой народ! – велит Бог ваш. – Ласково говорите с Иерусалимом, возвестите ему, что отбыл он свою повинность, что искуплена его вина. Получил он от Господа двойное воздаяние за все свои грехи. (Ис 40:1-2) (и далее).
А вот что читаем в книге пророка Малахии, в стихах, расположенных почти в самом конце книги:
Для вас, боящиеся Моего имени, взойдет солнце справедливости, и в лучах его – исцеление. И тогда вы будете прыгать, как тельцы откормленные. И растопчете нечестивцев, и будут они прахом под вашими копытами в день, который Я назначил, - сказал Господь Воинств. (Мал 3:20-2120Нумерация Танаха. В русских переводах – Мал 4:2-3.).
Увещевание. Господь и пророк уговаривают свой народ.
Так говорит Господь израильтянам: обращайтесь ко Мне – тогда будете живы! Не обращайтесь в Бейт-Эль, Гилгал посещать не надо, не надо ходить в Беэр-Шеву! Гилгал будет угнан в плен, Бейт-Эль бедой обернется. Обращайтесь к Господу – тогда будете живы! (Ам 5:4-6а).
Взывайте к Господу, пока Он рядом, зовите Его, пока Он близко! Пусть злодей откажется от своего пути, грешный человек – от мыслей своих, пусть вернутся к Господу – и Он помилует их, к Богу нашему пусть вернутся – многомилостив Он. (Ис 55:6-7).
Ищите Господа, все покорные на земле, те, кто законы Его исполняют! Ищите праведность, ищите смирение – и, быть может, вы укроетесь в день гнева Господнего. (Соф 2:3).
Также: Ис 8:6-8. Иер 25:3-7. Ам 5:14-15.
Эсхатология. Многие главы пророческих книг написаны в этом жанре. Часто, но не всегда маркерами жанра являются выражения hayyôm hahȗ’, тот день и yôm yhwh, день Господень. Будущее описывается как нечто грандиозное, небывалое – как по тотальности грядущих бедствий, так и по масштабу реставрации и изобилия, которое чаще всего за ними следует. Жанр эсхатологии пересекается с жанром пророчества о спасении, примеры использования которого мы привели выше. Приведем два примера – из книги пророка Амоса и из книги пророка Захарии:
В тот день21Современный русский перевод РБО (Москва, 2011) переводит здесь выражение bayyôm hahȗ’ через «тогда». Я восстановлю упавший шалаш Давида, заделаю бреши в стене, разрушенное воссоздам, отстрою, как в дни былые, наделю Свой народ землей, отобрав ее у остатков Эдома и прочих иноплеменников: они все Мне подвластны, - говорит Господь, который совершит это. – Скоро придет то время, - говорит Господь, - когда выйдет пахарь – а жнец еще в поле, выйдет сеятель – а еще давят виноград. С гор заструится вино, все холмы обратятся в мякоть! Я верну процветанье былое Моему народу Израилю: опустевшие города отстроят они и заселят, виноград посадят – будут пить вино, сады разобьют – будут фрукты есть. Их самих на родной земле укореню, и никто их уже не вырвет из земли, что Я даровал им, - говорит Господь, твой Бог. (Ам 9:11-15).
Скоро день Господень придет, когда захватчик в твоих стенах будет делить добычу. Я поведу все народы в поход на Иерусалим. Город возьмут, ограбят дома и обесчестят женщин. Полгорода в плен уйдет, но немногие жители в городе уцелеют. Господь выйдет на бой с народами, как сражался Он встарь. Тогда стопы Его встанут на Масличной горе, к востоку от Иерусалима, и Масличная гора расколется пополам, с запада на восток… И тогда придет Господь, Бог мой, а с Ним – все святое воинство. И тогда не станет ни света, ни леденящей стужи. Придет тот единственный день, ведомый только Господу, который – не день и не ночь. Но вечер придет – и явится свет. И тогда хлынут воды из источника в Иерусалиме: половина – к Восточному морю, половина – к Западному морю: и летом будут течь, и зимой. Господь станет царем над всею землей. Тогда будет один лишь Господь, и одно у Него будет имя. (Зах 14:1-4а,5b-9). И далее (вся 14 глава Захарии написана в жанре эсхатологии).
Также: Ис 24-27; 34-35; 65-66. Иез 38-39. Иоиль 3-422Нумерация Танаха. В русских переводах – Иоиль 3.. Мих 4-5.
Таковы поэтические жанры, которые можно найти в книгах поздних пророков. Но у пророков есть и проза. Алонсо Шёкель находит в пророческом нарративе шесть жанров. Перечислим их и мы.
Призвание пророка. Пророк рассказывает, как Господь призвал его к пророческой миссии. Такой рассказ имеется у трех великих пророков – у Исайи, Иеремии и Иезекииля. Приведет один из этих рассказов – о призвании Иеремии:
Было мне слово Господа: «Прежде, чем Я дал тебе облик во чреве, Я избрал тебя, прежде, чем вышел ты из утробы, Я пророком поставил тебя для народов». Я ответил: «О Господь, Бог! Я говорить не умею, ведь я молод». И сказал мне Господь: «Не говори, что ты молод! Куда бы Я тебя ни отправил, ты пойдешь, все, что Я повелю тебе, ты скажешь! Никого не страшись, Я с тобою, Я спасу тебя», - говорит Господь. Простер Господь руку, уст моих коснулся. И сказал мне Господь: «Я вложил Мое слово тебе в уста. Смотри, Я сегодня тебя назначил над племенами и царствами – искоренять и разрушать, губить и крушить, строить и насаждать!» (Иер 1:4-10).
Также: Ис 6:1-8. Иез 1:1-3:14.
Видение. Пророки видят таинственные видения, после которых следует объяснение, что эти видения значат.
Вот что показал мне Владыка Господь: будто бы передо мною спелые фрукты в корзине. И спросил Он: «Что ты видишь, Амос?» Я ответил: «Спелые фрукты в корзине». «Народ Мой созрел для кары! – сказал мне Господь. – Больше не стану прощать их». (Ам 8:1-2).
Также: Ам 7:1-9, 9:1-4. Иер 1:11-14. Иез 1:1-3:14 (начало книги Иезекииля текст можно отнести сразу к двум жанрам – призвание пророка и видение).
Сон. Этот жанр представлен в первых главах книги пророка Захарии. Следует ли считать его отдельным жанром, или относить к жанру видения? Мне кажется, это дело вкуса. Сны Захарии (1:7-6:8) описаны в жанре видения, единственное отличие состоит в том, что у Захарии эти видения – во сне, а не наяву. Алонсо Шёкель и некоторые другие видят в этом достаточное основание для выделения снов Захарии в отдельный жанр.
Ночью мне было видение: человек верхом на гнедом коне стоит между миртовых деревьев, у самой пучины, а за ним – гнедые, каурые и белые кони. Я спросил: «Кто они, мой господин?» - «Я покажу тебе, кто они», - ответил ангел, говоривший со мной. И человек, стоявший между миртовых деревьев, сказал: «Это те, кого послал Господь обходить землю дозором». Тогда они сказали ангелу Господа, стоявшему между миртовых деревьев: «Мы обошли землю: по всей земле тишина и покой» (Зах 1:8-11).И далее, по 6:8.
Слушание. Рассказывается не о том, что пророк увидел, а о том, что услышал.
Я слышал, как Господь Воинств поклялся: «Домов много, но они придут в запустенье! Большие, прекрасные дома станут безлюдны». (Ис 5:9).
Также: Иер 4:31.
Биографический рассказ. По-русски этот жанр можно было бы назвать житием. Большинство текстов, которые можно отнести к этому жанру, находятся в книгах ранних пророков (Нав – 4Цар). В корпусе поздних пророков – у Иеремии: 26-29, 32, 34-45 главы.
Символическое действие. Рассказ о необычном действии пророка, служащем неким знамением.
Господь сказал мне: «Возьми дощечку побольше и начертай на ней писцовой палочкой, орудием человеческим: “Магер-Шалал-Хаш-Баз”. И Я призову надежных свидетелей: священника Урию и Захарию, сына Иеверехии». Я лег с пророчицей; она забеременела и родила мне сына. Господь сказал мне: «Назови его Магер-Шалал-Хаш-Баз. Еще до того, как этот мальчик научится говорить “отец” и “мать”, богатства Дамаска и добычу из Самарии понесут перед царем Ассирийским!» (Ис 8:1-4).
Также: Ис 20. Иер 13:1-11; 16:1-9; 32:1-15; 43:8-13. Иез 4-5; 12; 21; 24. Ос 1; 3. Зах 6:9-15.
Пинтуриккьо «Пророк Исайя и Геллеспонтская сивилла» (c.14 92-95)
Источник: Gallerix
К особому разделу жанров можно отнести пророческие речи, обращенные к Богу. Алонсо Шёкель разделяет их на два жанра – исповедь и пророческая литургия.
Последний я бы не относил к категории «речей, обращенных к Богу», так как у текстов, объединяемых этим жанром – диалогическая структура.
Исповедь находим в книге пророка Иеремии.
Исцели меня, о Господь, и я исцелюсь, спаси меня, и я спасусь, ибо Тебя я славлю! Вот они говорят мне: «Где же слово Господа? Пусть оно исполнится!» Не просил Я тебя посылать несчастья, дня беды не жаждал – Ты это знаешь. Слова уст моих – всегда пред Тобою. Не будь для меня ужасом! Ты – прибежище мое в день бедствия. Гонители мои пусть посрамятся, а я посрамлен не буду, пусть они ужаснутся, а меня пусть минует ужас! Пошли им день бедствия, сокруши их тяжким ударом! (Иер 17:14-18).
Также: Иер 11:18-20; 15:15-18; 17:14-18; 18:19-23; 20:7-18.
Литургия. Это условное название для пророческих речей, имеющих некоторые «богослужебные» элементы, в том числе – славословия. Стиль пророческих литургий во многом близок стилю хвалебных гимнов, входящих в Псалтирь. Эти литургии обычно содержат диалог двух или более действующих лиц. Два нижеследующих примера – из книги пророка Осии:
Давайте вернемся к Господу: Он растерзал нас, Он и излечит, Он изранил нас, Он и перевяжет рану. Вернет нас к жизни через два дня, на третий день поднимет и будем жить перед Ним. Будем обретать знания, будем стремиться познать Господа. Неотвратим, как заря, Его восход. Он к нам придет, словно дождь, словно ливень, орошающий землю. Как Мне поступить с тобой, Ефрем? Как поступить с тобой, Иуда? Ваша праведность – как утренний туман, как роса, что исчезает на рассвете. Вот за что изрубил Я пророков, убил их словами Моих уст. Мое правосудие воссияет, как солнечный свет! Праведности Я хочу, а не жертвы, знания Бога, а не всесожжений. (Ос 6:1-6).
Вернись, Израиль, к Господу, Богу твоему – ведь ты споткнулся из-за своих злодеяний. Запаситесь словами и вернитесь к Господу! Так скажите Ему: «Ты прощаешь всякое злодеяние – так прими же наше добро! Мы принесем в жертву быков, по обету наших уст. Ассирия не спасет нас, мы не будем садиться на коней, и не назовем больше нашим богом то, что мы изготовили сами. У Тебя найдет милосердие сирота!» Я излечу их отступничество, буду любить их искренней любовью, ведь Я больше не гневаюсь на них! Я буду как роса для Израиля: он зацветет, как лилия, пустит корни, как деревья Ливана, разойдутся повсюду его побеги. Он будет прекрасен, как олива, будет благоухать, как деревья Ливана. Вернутся те, кто обитал под его сенью, и вырастят хлеб, они зацветут, как лоза, его слава – как вино Ливана. Что общего у Меня с идолами, Ефрем? Я отзовусь и обращу на него взор Мой! Я – как зеленеющий кипарис, Я принесу тебе плоды. (Ос 14:2-9).
Также: Ис 24-27; 33. Иер 14:2-15:2. Мих 7:8-20. К этому же жанру можно отнести целиком книги пророков Иоиля и Аввакума.
В отдельную категорию можно сгруппировать оставшиеся другие поэтические и нарративные жанры.
Песнь.
Погребальную песнь я пою над вами, израильтяне. Повержена дева – Израиль – уже не подняться ей! На своей земле она брошена – никому ее не поднять! (Ам 5:1b-2).
Не станут оплакивать его: “Горе! О брат мой! Горе! О сестра моя...” Не станут оплакивать его: “Горе! О владыка! Горе! О слава его…” (Иер 22:18).
Также: Ис 5:1-2; 22:13; 37:22-29. Ос 6:1-3; 14:3-4.
Гимн.
Создавший Плеяды и Орион, мглу превращающий в утро, а день – в темную ночь, призвавший воды морские и разливший по всей земле, - имя Ему Господь! (Ам 5:8).
Также: Ам 9:5-6. Ис 44:1-8,21, 23-28; 45.
Тост.
Завтра мы умрем – давайте же есть и пить! (Ис 22:13).
Исторический рассказ. 36-39-я главы книги пророка Исайи написаны именно в этом жанре.
Письмо. Эпистолярный жанр у поздних пророков представлен только однажды – в 29-й главе книги пророка Иеремии.
Как заметил Андрей Десницкий, «жанровые определения условны и не всегда совпадают у разных исследователей». Это и понятно, ведь – пишет отечественный библеист – «любой текст вовсе не обязательно вписывается в узкие рамки… определения того или иного жанра»23Десницкий А. Введение в библейскую экзегетику. Москва, 2011. С. 221.. Верное наблюдение. Поэтому одни и те же тексты или отрывки могут относить к разным (или смешанным) жанрам не только разные исследователи, но и, в силу объективных причин, один и тот же исследователь может относить один и тот же текст к разным жанрам.
Заключение
Задачей этого доклада было показать на примерах из книг поздних пророков, сколь разнообразны пророческие жанры. Некоторые из них представлены и в других разделах Танаха, некоторые – только в пророческой литературе.
Разные жанры требуют разной интерпретации. Невозможно адекватно понимать библейские тексты, не обращая внимания на их жанровые и стилистические особенности. Художественное многообразие священных текстов должно учитываться при их экзегезе, иначе эти тексты подвергаются риску быть неправильно понятыми и истолкованными.
Закончить это выступление мне бы хотелось высказыванием святителя Епифания Кипрского (IVв.): «Незнание Писаний – великая стремнина и глубокая пропасть».