Отошел ко Господу священник Роберт Тафт
1 ноября 2018 года отошел ко Господу священник Роберт Тафт, один из крупнейших современных литургистов.
Свою докторскую диссертацию он защитил в 1975 году в Риме, где работал под руководством знаменитого литургиста Хуана Матеоса. Диссертация была посвящена истории и содержанию важного момента византийской литургии – великого входа.
Книга «The Great Entrance» («Великий вход») быстро стала научной классикой. За ней последовало еще несколько фундаментальных монографий по истории других частей чина литургии, объединенных общим заглавием «A History of the Liturgy of St. John Chrysostom» («История Литургии святого Иоанна Златоуста»). Без использования этих книг никакие серьезные исследования православной литургии в наши дни уже немыслимы.
Однако упомянутыми книгами труды Тафта отнюдь не ограничиваются. Ему принадлежат еще несколько монографий и сотни научных статей, преимущественно посвященных литургике.
Нельзя недооценить его значение как профессора и научного руководителя. Преподавать он начал еще в молодости, но особенно важны годы его профессорства в Риме – с 1975 по 2011. За эти годы под его руководством были защищены многие диссертации, в том числе православными студентами.
Мне довелось несколько раз встречаться с почившим. Беседовали мы всякий раз на литургические темы. Впервые я познакомился с ним, будучи студентом Оксфордского университета. Одна из глав моей диссертации о преподобном Симеоне Новом Богослове была посвящена влиянию богослужения на богословское творчество этого византийского автора, и я обратился к выдающемуся ученому с рядом вопросов. Он ответил на них быстро и четко.
Впечатленный его ученостью и желая сделать ему комплимент, я сказал: «Думаю, что вы знаете о византийском богослужении больше, чем кто-либо из ныне живущих литургистов». На что он ответил: «Я знаю о ней больше, чем все они вместе взятые». Заниженной самооценкой он, судя по этому ответу, не страдал.
Ученый продолжал трудиться даже в последние годы, несмотря на прогрессирующее развитие тяжелой болезни. Последний том его серии по истории литургии – о Евхаристической молитве (анафоре) – сдан в типографию, но еще не успел увидеть свет. С нетерпением ожидаю его появления, так как именно в этот том должны были войти наиболее важные изыскания ученого, в том числе богословского характера.
Впрочем, литургическим богословием он никогда особенно не увлекался, уделяя основное внимание истории развития литургических чинов и различных их элементов. Во владении этим материалом он достиг непревзойденного мастерства.
Пример служения церковной науке, который подал почивший, может служить образцом для многих, кто хочет послужить Богу на этой стезе.