Несбывшиеся пророчества
Библейская критика тратит массу сил, чтобы выискать несбывшиеся пророчества в Писании и сделать из этого вывод о лживости Откровения. Но и богословы стреляют вхолостую. Они пытаются отрицать несбыточность пророчества там, где это — несомненный факт. Прежде чем оспаривать несбыточность пророчества, необходимо понять сам его феномен.
«Под „пророком“ тут следует понимать не того, кто „предсказывает“ (такое истолкование неверно этимологически), а того, кто „говорит за“ некое божество»1Буйе 1998, 12. Слова Бога, обращенные к человеку, представляют собою диалог Господа с человеком. Многое в решениях Всевышнего касательно как судеб мира, так и судеб отдельно взятого человека, зависит напрямую от «человеческого фактора». И хотя речи пророков нередко обращены в будущее, основная цель их — в настоящем2О феномене пророчества см. хорошую справку: Ценгер 2008, 541-555.. А потому и будущее не предстает перед нами чем-то неизменным, абсолютно не зависящим от поступков людей. Ключевыми для понимания принципов отношения Бога и человеческого общества являются следующие слова Писания:
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37).
То есть, у Бога были другие планы касательно Иерусалима, но людская упертость и греховность заставили Творца изменить свое решение. «И Дом, на котором было наречено Его Имя, Он оставил пустым» (Мф. 23:28).
В библейской истории масса примеров, когда Господь что-то намеревается сделать, а потом меняет Свое решение из-за человеческих поступков или человеческой незрелости. К примеру, вхождение в Землю Обетованную. Сначала Господь хотел ввести евреев сразу (Чис. 13:1-3), но после бунта у порога Ханаана осудил их на скитания в течение 40 лет (Чис. 13:18 — 14:45). Так же Саул, которого народ сначала избрал и помазал, а потом отверг. Это говорит, что решения Божьи не неизменны! Напротив, иной раз Господь радикально меняет Свои решения, что выражается в Писании емкой фразой: «раскаялся Бог» (Быт. 6:6-7; Исх. 13:17; 1Цар. 15:35). Да, это «антропоморфизм», который не выражает сущности божественных мыслей. Но он подходит для описания человеческим языком радикальной перемены решений Божьих. И Сам Господь предупреждает, что Он может передумать:
И было слово Господне ко мне: <…> Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. (Иер. 18:5,7-11).
В библейской религии нет места вседовлеющему року. «Совершение событий во времени и пространстве обусловлены не законами необходимости, но законами нравственности. Заслуги человека предопределяют ему награды, прегрешения — кару, а покаяние предоставляет возможность милости»3Кауфман 1960, 50..
То есть, решения Божии не неизменны, а потому и Промысел Его — это гибкая динамика движения Божественной Воли. В русле этой мысли высказался и современный библеист Брюггеман, рассуждая о второ-Исаии:
Речь второ-Исаии „зависит от реальности и исповедания радикальной свободы Божьей, свободы не только от понятий и: ожиданий его народа, но и от собственных его прошлых деяний. Бог, во многом подобно Рейнхольду Нибуру, обладает достаточным мужеством для перемен“4Кауфман 1960, 50..
Несбывшиеся пророчества — это примеры не «лживости» Откровения, а динамической перемены решений Всевышнего.
Примеры несбывшихся пророчеств
1. Пророчество о взятии Египта Навуходоносором
«И было слово Господне к Иеремии в Тафнисе: возьми в руки свои большие камни и скрой их в смятой глине при входе в дом фараона в Тафнисе, пред глазами Иудеев, и скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, скрытых Мною, и раскинет он над ним великолепный шатер свой и придет, и поразит землю Египетскую: кто [обречен] на смерть, тот [предан будет] смерти; и кто в плен, [пойдет] в плен; и кто под меч, под меч. И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжет оные, а их пленит, и оденется в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою, и выйдет оттуда спокойно, и сокрушит статуи в Бефсамисе, что в земле Египетской, и капища богов Египетских сожжет огнем» (Иер. 43:8-13).
Как известно, ни Навуходоносору, ни последующим вавилонским царям не удалось покорить Египет и «раскинуть шатер» в его столице.
2. Пророчество об Иехонии
«Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского. <…> Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее» (Иер. 22:24-30). Отметим, что формула «Живу Я» на библейском языке означает клятву, как и переводит это М. Г. Селезнев: «Собою клянусь»!
Но бездетным Иехония не был: «Сыновья Иоакима: Иехония, сын его; Седекия, сын его. Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его» (1Пар 3:16-17). После возвращения Иудеев из Плена фигурируют два значимых лица: «Шешбацар князь Иуды» (Езд. 1:8; 5:16) и Зоробабель, сын Салафиила (Езд. 3:2,8 / Неем. 12:1), то есть, внук Иехонии. Шешбацар (= Салафиил) — сын Иехонии, указом Кира назначен «областеначальником» (Езд. 5:14). Зоровавеля же Аггей пророк прямо наз. «правителем Иудеи» (Агг. 1:1,14; 2:1,21) и даже изрекает о нем поистине мессианское пророчество (о нем — см. ниже).
Но этого мало! Именно по линии Иехонии (согласно Матфею) и продлился тот род, в котором воссиял Христос:
«…Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1:11-16).
Итак, «пророчество не исполнилось — у Иехонии были дети, согласно тому же родословию у Мф.5Парфёнов 2013, 27.». Разумеется, пророчество можно понять несколько в ином смысле: не сказано, что у Иехонии не будет детей, но сказано «запишите его бездетным, так как уже никто из его потомков (которые все-же подразумеваются) не будет сидеть на престоле Давида и не будет владычествовать в Иудее». Допустим о. Филипп Парфёнов не прав: пророчество относилось не к реальной бездетности, а к тому, что пресекается царственность, не будет престолонаследия. Но сказано еще, что никто из его племени «не будет владычествовать в Иудее». И вот его сын Салафиил и внук Зоробабель становятся князьями и правителями Иудеи. Т.е. все-таки его потомки владычествовали в Иудее, пусть даже самое краткое время.
3. Пророчество о Седекии
«Так говорит Господь, Бог Израилев: иди и скажи Седекии, царю Иудейскому, и скажи ему: так говорит Господь: вот, Я отдаю город сей в руки царя Вавилонского, и он сожжет его огнем; и ты не избежишь от руки его, но непременно будешь взят и предан в руки его, и глаза твои увидят глаза царя Вавилонского, и уста его будут говорить твоим устам, и пойдешь в Вавилон. Впрочем слушай слово Господне, Седекия, царь Иудейский! так говорит Господь о тебе: ты не умрешь от меча; ты умрешь в мире, и как для отцов твоих, прежних царей, которые были прежде тебя, сожигали [при погребении благовония], так сожгут и для тебя и оплачут тебя: "увы, государь!", ибо Я изрек это слово, говорит Господь. Иеремия пророк все слова сии пересказал Седекии, царю Иудейскому, в Иерусалиме» (Иер. 34:2-6).
Между тем его смерть так описана в той же самой книге Иеремии:
«В девятый год Седекии, царя Иудейского, в десятый месяц, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и обложили его. А в одиннадцатый год Седекии, в четвертый месяц, в девятый день месяца город был взят. И вошли [в него] все князья царя Вавилонского, и расположились в средних воротах, Нергал-Шарецер, Самгар-Нево, Сарсехим, начальник евнухов, Нергал-Шарецер, начальник магов, и все остальные князья царя Вавилонского. Когда Седекия, царь Иудейский, и все военные люди увидели их, — побежали, и ночью вышли из города через царский сад в ворота между двумя стенами и пошли по дороге равнины. Но войско Халдейское погналось за ними; и настигли Седекию на равнинах Иерихонских; и взяли его и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу, в землю Емаф, где он произнес суд над ним. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; а Седекии выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон» (Иер. 39:1-7), где он и оставался до конца жизни (Иер. 52:11). Сюда же относится пророчество Олдамы к Иосии в 4Цар. 22:20 и его, увы, не мирная смерть, согласно 4Цар. 23:29-30.
Столь яркий факт несбывшегося пророчества обратил на себя внимание мудрецов Мишны6Вавилонский Талмуд, трактат «Моэд Катан»; обзор трактата в Ядан 2012, 354-355..
Не исполнилось пророчество, изреченное от имени Господа как Слово Господа? Однозначно! Но это еще раз подтверждает, что пророчество — не оракульская речь, изрекающая судьбу или фатум, а возвещающая скорее о намерениях Бога, которые — относительно эмпирических вещей — не безусловны.
4. Пророчества о Зоробабеле (внуке Иехонии) и Иисусе, сыне Иоседекове (первосвященнике)
1. «И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:20-23). Сравним и образ печати относительно Иехонии и Зоробабеля Иер. 22:24 = Агг. 2:23. Там — отвержение, здесь — избрание.
Ирония состоит в том, что именно вскоре после изречения этого пророчества Зоробабель сошел с исторической сцены, тихо и бесследно. Никаких потрясений земли, опрокинутых престолов и сокрушенных сил языческих царств
2. «И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, которые суть очи Господа, которые объемлют взором всю землю?» (Зах 4:8-10).
Увы, руки Зоровавеля не окончили строительства Храма… В начале конфликта, описанного в Езд. 4-5 гл., он еще присутствует, но вот к концу конфликта и к моменту освящения Храма его имя уже больше не встречается.
3. В целом у Захарии и Аггея первосвященник Иисус, сын Иоседека, и князь Иуды Зоробабель, сын Салафиила — мессианские фигуры: «Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные [Мессии] елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах. 4:11-14).
Именно на основании этого текста богословие иудейских мистиков и апокалиптиков выводило учение о двух Мессиях: священническом («Учителе Праведном» из секты ессеев) и царственном («сыне Давида», мессии политических реакционных мессианских групп). В Зах. 3 вся глава посвящена облачению Иисуса в ризы первосвященника, причем в явно мессианском контексте. Но он, как и Зоровавель, исчез с исторической сцены, едва успев появиться. Причем, по всей видимости, при Эздре и Неемии вообще отсутствовал первосвященник, по причине чего тиршава7«ТИРШАВА — слово встречающееся только в книгах Ездры и Неемии и означающее высокую гражданскую должность или сан. По Гезению, это слово Персидского происхождения и значит: строгость. — Так назывался Персидский правитель Иудеи (1Езд 2:63, Неем 7:65-70). Этот титул носил также Неем 8:9» (Тиршава // Никифор). Неемия запретил священникам, «чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом» (Езд. 2:63 / Неем. 7:65). В Езд. 10:18 упомянуты только сыновья Иисуса, сына Иоседевока.
Не в этих ли столь явно оскандалившихся пророчествах причина того, что фарисеи, формировавшие канон Пророков, не вносили в канон книг Аггея и Захарии? Эти книги были приняты сектой «сынов Света» в районе Кумрана, а фарисеи (в целом не отвергавшие пророчеств), не считали книг Захарии и Аггея достойными включения в канон. Их книги вошли в масоретский канон уже после падения Храма в 70 г. н.э.
5. Пророчество Ис 14:1-2 (порабощение угнетателей)
«Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими» (Ис. 14:1-2; ср. Мих. 4:13).
Увы, после алии 538 г. до н.э. Израиль так и не «взял в плен» ни вавилонян, ни ассирийцев, которые не стали «рабами дома Израиля в земле его».
6. Пророчество о «воцарении» Мессии над «Домом Иакова»
Изначально сами христиане понимали служение Мессии как служение чисто «израильского Мессии», а мессианские чаяния были связаны с освобождением Иерусалима от гнета язычников. Это ярко выражено даже в песни Захарии, отца Иоанна Крестителя. Согласно его пониманию, рукою Мессии Бог «спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк 1:71-75). У всех героев этой истории еще нет вселенского понимания миссии Иисуса, Он — Мессия Израиля, который пришел, чтобы «избавить Иерусалим» (Лк 2:38) от римских оккупантов и воцариться «над Домом Иакова навечно» (Лк 1:33). То, что эти слова прозвучали в основоположный момент — в мгновение сверхъестественного зачатия Мессии при Благовещении, когда и было кратко, но емко обозначено Его будущее служение — говорит о том, что даже Матери Мессии была предложена лишь «официальная теория», а остальное сокрыто в тайне. При этом, скорее всего, ни сам Лука, ни герои описанных им историй (и, о, ужас, может даже и Сам Всевышний) еще не знали, что Иерусалим не примет Мессию и Его Евангелия, а потому религия Израиля будет отвержена. И когда ангел предстал Деве, скорее всего, и Ей было возвещено о мессианстве только в национальном ракурсе: Ей была приоткрыта только первая ступенька мессианской Тайны. Творец еще ждал покаяния Израиля. А в таком случае, Иисус мог бы действительно стать царем над домом Иакова, а уже потом — к свету обновленной Иисусом религии Израиля — потянулись бы все народы. Я не исключаю, что так понимали мессианство и многие современники Иисуса, и не могу исключить, что такие же замыслы были у Бога.
Да, Иисус не воцарился «над Домом Иакова навечно» (Лк 1:33). Перед нами еще одно несбывшееся пророчество. И не стоит упражняться в аллегориях и искать «духовный» «дом Иакова». Да, в переносном смысле мы можем применять это отношение к себе, но в прямом смысле пророчества касалось колена Иуды и потомков Давида, причем, речь шла о царской власти8Здесь следует сделать одно примечание, которое впоследствии я более убедительно изложу в отдельным эссе. Дело в том, что Церковь в подлинном (а не переносном) смысле слова является «Новым Израилем». Отсюда делается нередко неверный вывод, что раз мы новый Израиль, то мы же и «новый дом Давида». Но это не так. Термин «Израиль» не был в собственном смысле слова этнонимом, т.е. он не обозначал племя или племенной союз (как нередко ошибочно утверждают светские ученые). «Израиль» был скорее обозначением религиозной самоидентичности народа: Мы — народ, с которым не только говорил Бог, но и который зрит Бога. Так же как и сыновство у Авраама: все евреи дети Авраама не потому, что они от его плоти произошли, а потому что приняли участие в его Завете с Богом, печатью чего стало обрезание. Сам по себе еврей, рожденный от еврейской крови — потомок Абрама, но не сын Авраама (Быт 17:5): первое имя — плотское, второе — религиозное. Но имена Иуда, Иессей, Давид — имена, относящиеся к евреям как к нации, а не к религии Израиля. Мы, христиане, наследовали славу Израиля, потому что узрели Бога во плоти Христа. Поэтому мы, несомненно, имеем право именоваться Новым Израилем. Но это не значит, что мы имеем право на все исключительно национальные сокровища еврейской нации. Добавим к сказанному тот факт, что сами апостолы не понимали термин «дом Давида» аллегорически: для того и поместили они в Евангелие генеалогии Иисуса, чтобы доказать Его реальное, а не аллегорическое отношение к дому Иакова и к дому Давида. И сам Лука еще верил в то, что это пророчество — о покаянии Израиля и о воцарении над ним Мессии — исполнится. Верил, повторим еще раз, буквально, иначе ему пришлось бы разворачивать сложную структуру аллегорического толкования в самом тексте, чтобы «объяснить читателям», что, мол, Лк 1:32-33 следует понимать «иносказательно». Читатели Луки после падения Храма неоднократно ставили ребром этот вопрос. Очевидно, что текст составлен до падения Храма, когда еще можно было верить буквально в это пророчество. После падения Храма эти тексты скорее создавали массу неудобных вопросов, чем порождали надежду.. В результате того, что Единородный Сын «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11), русло мессианского замысла изменило свое течение. В «доме Иакова» не нашлось достойных соработников Мессии. Впоследствии это же «изменение русла» миссионерского служения отметит Павел, сказав иудеям в диаспоре: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46).
Из всего сказанного мною возникает чисто богословский вопрос: Если Иисус надеялся обратить Израиль мирным путем и «воцариться над домом Иакова навечно», то получается, что для Него Самого Его крестная смерть не была чем то безусловным с самого начала Его пути? Тогда как относиться к тому, что вся сотериология Церкви построена именно на крестно-пасхальной мистерии? «Предсказания Иисуса о своем страдании и Воскресении (см. также Мк. 9:9 пар. Мф. 17:9; Мк. 14:28 пар. Мф. 26:32) становятся первым шагом к истолкованию Его смерти как события, включенного в Божий замысел и имеющего всемирное значение. Это страшное событие воспринимается не как ужасный, трагический конец служения Иисуса, а как часть Божьего плана спасения. Иисус постоянно истолковывает свою смерть как искупление (см. Речение об искуплении) за многих, тем самым намекая на текст Ис. 53:11-12. Эти высказывания о Сыне Человеческом, аутентичность которых выдержала самый тщательный анализ, закладывают основы веры ранних христиан в жертвенную смерть и в искупительное Воскресение Иисуса» (Предсказания о Страданиях и Воскресении Иисуса (H.S. Bayer) // СНЗ, I.).
На это недоумение я предлагаю свою версию ответа: возможно, что и само человеческое сознание Иисуса постигало тайну собственного мессианства поэтапно. Само предчувствие Креста у Иисуса, видимо, было изначально, но контекст страданий не был четко определен: изначально Иисус мог, даже конфликтуя с иудейской аристократией, еще надеяться на покаяние последней. Это не исключало страданий как таковых. Убить Иисуса (в т. ч. и через распятие) могли повстанцы-революционеры или римляне. Суть покаяния Израиля состояла в том, что религия Израиля должна была принять Его.
Но как же тогда с «воцарением навечно» над Израилем? Точно так же, как сейчас с воцарением Христа в Церкви: Церковь приняла Его, и Он — после смерти и Воскресения — присутствует в Ней. Но при этом Он поставляет священство в качестве, так сказать, «наместников» Своих в реальном пространстве Церкви. Подчеркнем: если бы «дом Иакова» (т.е. еврейский этнос) принял Мессию как своего царя, первосвященника и Господа, то ветхозаветная Церковь просто перешла бы плавно в состояние Нового Завета9Уже после завершения этого очерка я прочел у о. Романо Гуардини схожие мысли, касающиеся осуществления пророчества Ис 11:6-9: «Если бы все люди на земле восприняли евангелие, то пророчества исполнились бы буквально уже тогда <…> Явилось бы абсолютно новое существование, нами даже не представляемое, новое творение, о котором говорят пророки <…> Но народ не уверовал! Поэтому Царство не пришло в том виде, как это предполагалось вначале. Оно как бы остается витающим, все время Грядущим. <…> Оно настает в отдельном человеке или небольшой общине», но и то – фрагментарно и не в полноте (Гуардини 2012, 46-47).. Она бы свидетельствовала о Воскресении Её Господа и Мессии после Его распятия (будь то повстанцами, будь то римлянами — не важно), а своих священников с этого момента просто воспринимала бы так, как сегодня воспринимается священство Христа в Его Церкви: как представителей Его власти и пастырских обязанностей.
Выводы
Кауфман прав: «Моральное поведение человека <…> можно рассматривать и как некое ограничение божественной свободы»10Кауфман 1960, 51..
Литература
Брюггеман 2012 = [Walter Brueggemann 2001] Уолтер Брюггеман. Пороческое воображение. / Пер. с анг. С. Корниенко. – Черкассы, «Коллоквиум», 2012.
Буйе 1988 = Луи Буйе, иером. [Louis Bouilhet 1988]. О Библии и Евангелии. / Пер. с фр. – Брюссель «Жизнь с Богом» 1988. [http://predanie.ru/lui-buye-ieromonah-louis-bouilhet/o-biblii-i-evangelii/].
Гуардини 2012 = [Romano Guardini 1995] Романо Гуардини, свящ. Господь. / Пер. с нем.– 1-е изд.: Брюссель, «Жизнь с Богом», 1995; 2-е изд.: М. «Духовная Библиотека», 2012.
Кауфман 1960 = [Yehezkel Kaufmann 1960] Йехезкель Кауфман. Религия Древнего Израиля. / Пер. с анг. Лявданского. // Библейские исследования (сборник под ред. Б.Шварца). М. «Сефер» 1997, 29-75.
Никифор = Библейская Энциклопедия архимандрита Никифора. [Электронный модуль программы «Цитата из Библии»].
Парфенов 2013 = Парфёнов Ф., свящ. Торжество и нищета Православия. М. «Волшебный фонарь», 2013.
СНЗ, I = Словарь Нового Завета. Том 1. / Под ред. Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла. – М. ББИ, 2003 [Электронная версия по адресу: http://agnuz.info/app/webroot/library/6/1/ ].
Ценгер 2008 = [Erich Zenger, ed. 2004] Эрих Ценгер (ред). Введение в Ветхий Завет. / Пер. с англ. под ред. В.Витковского. М. ББИ 2008.
Ядан 2012 = Ярон Ядан. Запретный Талмуд. / Пер. с иврита А.Этермана. – М. «Рид Групп», 2012.