Можно ли доказать, что Бог есть? Ответ Ансельма Кентерберийского
Господи, Боже мой! ныне Ты научи сердце мое: где и как ему искать Тебя? где и как ему обрести Тебя? Господи, если нет Тебя здесь, где искать мне Тебя как отсутствующего? Если же Ты повсюду, почему не могу я зреть Тебя как присутствующего? (Prosl. I)
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) – один из самых значительных мыслителей Средневековья. Назначенный на должность архиепископа Кентерберийского против своей воли (в 1093 году), он оставался на этом посту до самой смерти в 1109 году. Однако создание им наиболее важных философских трудов связано с годами преподавания в Бекском аббатстве. К его важнейшим произведениям можно отнести «Монологион» («Monologium»), «Об истине» («De veritate») и, конечно, знаменитый «Прослогион» («Proslogion»). Ансельм преподавал все предметы тривиума (грамматика, диалектика и риторика) и, по всей видимости, отдавал предпочтение диалектике. Он никогда не был красноречивым ритором, о чем сам же засвидетельствовал в одном из своих писем. Его учитель, Ланфранк, привил ему любовь к чувству меры в том, что касается философствования и богословия. В отличие от своего учителя, более предпочитавшего публичные диспуты, Ансельм был, скорее, созерцательным мыслителем, более теоретиком, нежели практиком (как считает, например, И.В. Купреева [1]).
Ансельм Кентерберийский стоял у истоков классической христианской схоластики. В своих философских устремлениях он стремился доказать посредством человеческого разума непреложные догматы веры, непосредственно существование Бога. По мнению Ф. Коплстона, главной задачей теологии Ансельма было прояснить содержание христианской веры, а вместе с тем – выявить связь между ее основоположениями [2]. Вера в Бога для Ансельма – это главная предпосылка для богословия и философии; он делает Откровение, источник христианской веры, исходным данным для размышления.
Итак, то, что христианский мыслитель должен понять и истолковать, уже дано ему и не может быть подвергнуто никакому сомнению. Тем не менее, для того, кто утвердился в вере, нет ничего предосудительного в том, чтобы рационально осмыслить ее. Истина, данная Богом, никогда не может быть исчерпана до конца. Поэтому только лишь слепая апелляция к авторитетам Церкви не может быть полноценным методом познания: Отцы Церкви сказали то, что позволил сказать им срок отведенной Богом жизни, но поиски истины могут и должны быть продолжены. Таким образом, согласно Ансельму, осознать свою веру означает некоторым образом приблизиться к истине, к Богу. Если вера – это фундамент христианской философии, то понимание того, во что веруешь – ее основной принцип.
Впрочем, ни в коем случае не следует думать, что, обосновывая догматы веры, Ансельм дает равные права как вере, так и неверию; как мнению Церкви, так и любому другому возможному мнению. Истины веры лежат в основе его богословской дискуссии, но не становятся предметом разыскания.
Главным богословским достижением Ансельма Кентерберийского можно считать формулировку доказательства бытия Бога, начатую еще в «Монологионе» и принявшую свой окончательный вид в «Прослогионе». Однако нельзя сказать, что между двумя этими трактатами существует очевидная преемственность.
Доказательство должно было быть таким, чтобы все прочие свидетельства божественного бытия из него следовали. Бог – то, больше чего невозможно помыслить. Верующие знают о Нем, но что делать с теми, кто не верит?
Ансельма вдохновляли труды св. Августина, близкие к идее доказательства бытия Бога. Ему оказалась близка концепция Следа Троицы, иерархии блага (согласно которой Бог есть высшее благо). На подобных интенциях базируется мысль и самого Ансельма, основательно переработанная и диалектически более строгая.
Богословские размышления, обращения к Богу, во многом молитвы – это знаменитые «Монологион» и «Прослогион», вершина богословия Ансельма Кентерберийского. Его более ранние работы, такие как «Почему Бог стал человеком?» («Cur Deus homo?»), «О грамотном» («De grammatico») еще написаны в виде диалога, разговора учителя с учеником.
В «Монологионе» (1076) для понимания важны два принципа:
- Все вещи не равны в своем совершенстве;
- Существует абсолютное совершенство, к которому причастны все вещи.
Так, Ансельм утверждает, что во Вселенной существуют степени совершенства: это исходная предпосылка для дальнейшего рассуждения. Совершенство вещей не может быть конечным или ограниченным – очевидно, существует неограниченный источник совершенства, то есть Бог! И все существующие вещи, по степени своего совершенства более или менее причастны Ему. Ход этого очень «августинианского» доказательства как бы разделяется на две ветви: дедуктивную – рассуждение от источника совершенства (блага) и индуктивную – по факту причастности каждой вещи к этому источнику. Средневековый мыслитель считает, что предположение о бесконечном возрастании совершенства абсурдно, поэтому мысль так или иначе приведет нас к существованию Бога.
Но все это пока только рефлексия над идеями св. Августина. Свою законченность мысль Ансельма обретет в виде онтологического аргумента, представленного в «Прослогионе», и это вполне можно считать поворотным пунктом от попыток обосновать существование божественного в античной философии к христианской схоластике. Перед античными философами скорее стоял вопрос «Что есть Бог?», средневековая же теология спросила: «Существует ли Бог?» Ансельм обращается к «обратному» ходу мысли: ранее Бог представлялся абсолютно сущим, и все прочие качества приписывались Ему предикативно, теперь же предикатом становится само существование.
«Прослогион» был написан в 1077-1078 годах. В нем автор пытается прийти к единственному, несомненному доказательству существования Бога – единому аргументу, argumentum unum. Ансельм Кентерберийский начинает с формулы «Id quo maius cogitari nequit» («То, больше чего невозможно помыслить»). И речь в ней идет о Боге. Из трактата «Монологион» читатель уже кое-что узнал о Боге, но это скорее Его описывало, практически ничего не говоря о Его существовании. Теперь же нужно как-то связать Бога – источник всякого совершенства и истинное благо – с фактом Его существования. Разумеется, с фактом, потому что усомниться в существовании Бога невозможно («Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога!"» – Пс. 13:1).
Главной задачей теологии Ансельма было прояснить содержание христианской веры, а вместе с тем – выявить связь между ее основоположениями. Вера в Бога для Ансельма – это главная предпосылка для богословия и философии.
Итак, Ансельм поставил перед собой задачу привести некие исчерпывающие, неоспоримые доводы. Доказательство должно было быть таким, чтобы все прочие свидетельства божественного бытия из него следовали. Бог – то, больше чего невозможно помыслить. Верующие знают о Нем, но что делать с теми, кто не верит? Ансельм утверждает, что идея Бога как блага все равно пребывает в их сознании, даже если они не осознают этого. Но раз Бог – абсолютно совершенный, то как Он может существовать только в уме, как какая-то выдумка? Совершенно очевидно, что Он существует и в реальности, ведь существовать в реальности – намного лучше, чем только в чьем-то сознании.
К такому выводу ведут еще несколько дополнительных аргументов. Во-первых, как объект веры, Бог и так существует. Его существование вовсе не нужно доказывать. Поэтому суть трактата «Прослогион» можно емко охарактеризовать цитатой из него же: «Позволь мне, насколько это возможно, уразуметь, что есть Тот, в Кого мы верим, и то, во что мы верим» («Da mihi, ut quantum scis expedire intelligam, quia es sicut credimus, et hoc es quod credimus» [3]). В этом высказывании также можно проследить структуру самого трактата: непосредственно доказательство бытия Бога (главы 2-4: «Есть Тот, в Кого мы верим») и рассуждения об атрибутах Бога, о вере в Него (главы 5-26: «то, во что мы верим»). Цель первой части трактата заключается в том, чтобы привести бытие Бога к статусу истины, вторая часть обосновывает то, почему Бог есть высшее благо. Обе эти задачи, как кажется, находят свое завершение в формуле «То, больше чего невозможно помыслить».
Ансельм Кентерберийский не употреблял выражения «доказательство бытия Бога». Он утверждал необходимость понимания того, что и так уже известно в истинах веры, через познание. Вера не нуждается в доказательствах, но из той радости и красоты, которую она несет, рождается теология. Но что такое вера? По мнению Ансельма, вера – это призыв к пониманию, следствие истины, начало и конец понимания. Такую веру Ансельм называет живой; мертвая вера, по его мнению, только и делает, что указывает, как нужно верить.
Ансельм Кентерберийский говорил: кто истинно поверил, как бы ни желал не верить больше, как бы ни сомневался – уже не утратит понимания того, что Бог действительно существует [4].
[1] Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С.273-305.
[2] Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.
[3] Prosl. 2, I 101, 3f.
[4] Ibid. 4, I 104, 5ff.