Миссионерская деятельность Восточных Церквей в Центральной и Восточной Азии (Средние века)
Общеизвестно, что христианство с самых первых веков распространилось по всей территории Римской Империи и, соответственно, по всему Ближнему Востоку. Однако для большинства остаются неизвестными страницы эпопеи следующих веков по распространению христианства по бескрайним горным районам Центральной Азии и равнинам Дальнего Востока. Краткий обзор на эту тему необходим, чтобы лучше понять миссионерский огонь, который подогревал Церкви Востока и подталкивал их к еще более дерзким и трудным миссионерским походам.
1. Византийцы
Французский историк Альфред Рамбо отмечает: «Количество Церквей, которые существовали в 6 веке у варваров от Персидского залива до Каспийского моря, было чуть ли не бесконечным. Христиане умножались изо дня в день на побережьях и островах Индии. Позже византийские миссионеры бесстрашно продвинулись к татарам и укротили этих кровожадных вояк. Они дошли даже до Индии и Китая, так что христианская религия протянулась от Иерусалима до Китая»1. Некоторым может показаться преувеличением это утверждение Рамбо. Однако это лишь слабое отображение действительности.
От очень раннего периода у нас есть сведения о христианах в стране бактров2 (Северный Афганистан – Южный Туркестан). Торговые сношения Византийской Империи с Индией и Китаем имели своим следствием распространение христианской веры, по крайней мере, вдоль торговых путей3, как мы подробно рассмотрели в главе «Миссионерское дело Византийцев». Когда для византийский купцов старинные пути по долинам и по взгорьям Центральной Азии были перекрыты вследствие постоянных стычек с персидским миром, византийцы были вынуждены сохранять свои сношения с Дальним Востоком по опасным обходным путям. Избегая персидских территорий, они шли морским путем по Красному и Оманскому морям и Индийскому океану, а по суше – от Черного моря, через Трапезунд, долину Куры, Каспий, долину Окса (Амударьи) и через Самарканд в Туркестан4.
Чтобы обезопасить прохождение этих путей, было необходимо вовлечь все множество народов и малых племен в сферу влияния Византии. В этом мы видим основной интерес византийского государства к христианизации народов, селившихся севернее Персидской Империи, между Черным и Каспийским морями, в долине Окса и на Таримском плато.
Церковь Рождества Богородицы Анчисхати в Тбилиси (VI век)
Источник: Соцсети
Иверы (грузины) были обращены в христианство уже при Константине Великом5. Армяне – также6. В 6 веке при Юстине 1 (522) царь лазов Цат прибыл с восточного причерноморья в Константинополь, узрел своими очами расцвет христианской культуры и попросил крестить его. По его возвращении новая вера быстро распространилась7.
Немногим позже, при Юстиниане, приняли христианство авасги (южнее Лазики). По описанию Евагрия Схоластика, «Юстиниан, выстроив у авасгов храм в честь Богородицы, поставил им священников. С тех пор они более точно усвоили себе христианские догматы»8. Затем христианство распространилось вне Кавказа и среди различных гуннских племен9.
Контакты этих племен с народами, проживавшими в Монголии, Китае и Туркестане, как и торговый обмен византийцев, содействовали появлению очагов христианства в различных частях Центральной Азии. Христианские общины Таримского плато, о которых мы имеем сведения как от развалин Турфана, так и от описаний военных событий 13 века в этих краях, без сомнения уходят своими корнями к миссионерам, сопровождавшим купцов и шелковые караваны по двум этим путям, северному и южному10. В 13 веке аланы-христиане, выходцы с Кавказа, были частью вооруженных сил, охранявших монгольскую гегемонию над Китаем11. […]
То христианские купцы, то принцессы, то пленники12, то переселение народов, под тем или иным предлогом несли Благовестие через Среднюю Азию в Монголию и Китай уже в первые столетия Средневековья.
2. Христиане Сирии и Персии
Но более византийцев содействовали распространению христианства в Азии христиане Сирии и Персии. Очень рано «Церковь Востока», как ее называли сироязычные христиане, при активном воздействии двух крупных богословских центров Эдессы и Низибии, несмотря на непрестанные гонения13, дошла с христианским Благовестием до Туркестана и Афганистана. Уже в 334 г. в Мерве (Южный Туркестан) был епископ. В 5 и 6 веках этот город являлся еще епископией, а с 6-7 и до 11 веков – митрополией14.
В 424 г. упоминаются также как митрополичьи кафедры: Рей, Нишапур (Северо-восточный Иран), Герат (Афганистан)15. После разделения сирийского христианства в эпоху христологических споров те, кто остался верен решениям Ефесского (431) и Халкидонского (451) Соборов, мелькиты, как их назвали по причине их связи с Византией16, продолжили миссионерскую деятельность по всей Азии17. Этому естественно способствовали и различные преследования от инославных. Так позднее мы находим их в Ташкенте, в Самарканде, в Туркестане, среди тюркских племен Прикаспия, в Согдиане, в Хорасане, в Трансоксиане и в Хварезме18.
С середины 13 и в первой половине 14 века, после монгольских завоеваний, по степному пути христианство распространяется через Среднюю Азию и достигает Монголии и Китая19.
А) Китай
Важнейшую роль в распространении христианства в Центральной Азии сыграла «Церковь Востока», которая известна под именем «несторианской»20. Уже в 635 г. персидские миссионеры достигают Китая. Об этом удивительном проникновении христианства в Империю Тан много информации нам дает памятная стелла, которая находится в Чанъане – древней Сиани, столице Китая в эту эпоху (625 г.)21.
Навершие несторианской стелы в Чанъане. Рисунок Михала Бойма
Источник: Wikiart
Согласно надписи на стелле, «один епископ из Персии по имени Алобэнь, который знал истинное Писание… преодолевая трудности и опасности, достиг в 635 году Сиани. Император принял его во дворце. Писания были переведены для императорской библиотеки и сам император их исследовал. Видя, что все, что было написано, истинно и здраво, он распорядился их распространять»22. Затем (в 638 г.) император Тай-цзун отдал повеление основать в столице христианский монастырь. 21 монах будет состоять на содержании казны. Следующий император Гао-цзун (650-683) продолжил уступки. Он распорядился построить по христианскому храму в каждой административной области и наделил Алопена титулом стража «Великого Учения» для всей империи. Христианская религия очень быстро распространилась. Образовались десять епархий, и во многих городах были построены монастыри23. Почти все императоры этой династии выказывали исключительную благожелательность к христианству24. Десятки имен клириков и монахов, начертанные на сторонах стеллы, демонстрируют хорошее развитие христианства в Китае в 9 веке.
Чтобы сильнее воздействовать на императорские круги, христианские клирики старались занимать подходящие административные должности. Их языковые познания помогали им в этом. В середине 8 века некоторые из них использовались в качестве переводчиков в различных отрядах наемников. Престижное происхождение и расположение императоров помогали им в их деле. Однако велико было и противодействие со стороны таоистов и буддистов. Христианским миссионерам удалось приспособиться к китайскому интеллектуальному климату, и многие из них явились прекрасными знатоками китайской философии. Но, как кажется, им не удалось создать местное церковное руководство, с тем чтобы образовалась способная к самостоятельному существованию Китайская Церковь. Насколько тяжелы были последствия этого опущения, стало ясно совсем скоро. В 845 г. по наущению даосов (приверженцев древней китайской религии) У-цзун объявил гонение на чужестранные религии и сразу закрыл монастыри (христианские и буддийские)25. Последовавшая после 878 г. анархия в Китайской Империи, длившаяся 80 лет, усугубила увядание христианства. Христианские общины потеряли связь26 с христианскими центрами Центральной Азии, оставались без епископов и, наконец, угасали. В 13 веке в период монгольской династии христианство снова появляется на арене после столетий глубокого молчания.
Б) Центральная Азия
Миссионерская работа не ограничивались Китаем, но распространялась почти на всю Центральную Азию. С 6 века несториане направляются к гуннам Бактрианы27.
В 781 г. Католикос (=Патриарх) Тимофей пишет, что царь тюрков стал христианином и поэтому он решил послать митрополита. Также он отмечает, что готовится назначить митрополита в Тибет28. В тюркских племенах образовались многочисленные христианские общины. С середины 8 века уйгуры-христиане состоят наемниками в китайской армии29. В 1007 г. кераиты, жившие в северной Монголии, крестились все сразу. Митрополит Мервы Абдишо насчитывает их 200 тысячами. В эти же годы или немного позднее, в 12 веке, христианами стали онгюты, народ, живший севернее Пекина, на большом повороте Желтой реки в ущельях на границе Китая и Монголии30.
13 век предоставил уникальную возможность для распространения христианства. Азия объединяется под монгольским владычеством. Уже в 1241 г. при Чингиз-Хане монголы смели азиатские народы и начали угрожать Европе. При Дворах их правителей христиане играют первенствующую роль. Многие из них были особыми секретарями и министрами. Гуюк-Хан был настолько расположен к христианам, что в его войске находились епископы, священники и монахи. Двое его министров были христиане: Кадак и Синкай. Позже, в 1248 году, он и сам принял крещение от несторианского епископа Малахии31. Младший сын Чингиз-Хана женился на дочери христианского царя кераитов, которая, как передают сирийские источники, была истинно верующей, как святая Елена. Три ее сына, когда подошло время, заняли высшие посты в Монгольской Империи. Мунке был Великим Ханом с 1251 по 1260 гг. Хубилай сперва при Мунке был правителем Китая, а затем наследовал ему в Великом Ханстве (1260-1294). А Хулагу был правителем Персии при своем брате Хубилае. Все они были весьма благосклонны к христианам. Премьер-министром Мунке-Хана был христианин из царства онгютов, по имени Болгай. Он даровал также несторианскому Католикосу золотую печать, которая позволяла ему выдавать своим верующим документы, которые могли использоваться в качестве паспортов32.
Молящийся монах. Настенная живопись из несторианского храма у западных ворот города Кочо. Уйгурский каганат (IX век)
Источник: Официальный сайт Элистинской и Калмыцкой епархии
Еще одно исключительное преимущество последовало для утверждения христианства в Монгольской Империи. 2 ноября 1317 г. в Селевкии был рукоположен в несторианские Католикосы добродетельный монгольский монах Марк, происходивший из христианского царства онгютов (севернее Пекина). Он пробыл на троне 36 лет с именем Яваллахà33.
В эту же эпоху Хубилай-Хан проявляет исключительный интерес к распространению христианства по своей бескрайней империи (она тянулась от Черного моря до Синики)34. Согласно повествованиям Марко Поло, который жил в Китае с 1271 по 1288 гг., хан сказал его дяде и отцу: «Вы видите, что христиане в этих краях настолько необразованны, что не имеют никакой силы». И он вручил им послание для папы Григория 10 (1269 г.), которого они, как кажется, ему порекомендовали, в котором было написано следующее: «Пошли мне 100 человек, подкованных в вашей вере. И я приму крещение. И когда я крещусь, все мои правители и знатные люди сделают то же. Тогда примут крещение и их подданные. Тогда здесь будет больше христиан, чем в ваших краях»35. Этот текст ясно показывает расположение монгольских правителей этой эпохи к христианству. Захватив Азию, они стали нуждаться в религии, которая бы заменила собой исповедовавшийся их предками анимизм и дала бы развитие их государству. Три религии находились в их пространных владениях: ислам на западе, буддизм на востоке и рассеянное почти повсюду христианство.
Итак, в эту эпоху почва была хорошо подготовлена для христианского сеяния. Но время было упущено, и нам думается, что ответственность за это лежит на западном христианском мире. В этот переломный момент крестоносцы погасили маяк Константинопольской Церкви (1204 г.) и ослабили византийское государство, которое в силу своего положения, своего авторитета, своего культурного чувства и греческой гибкости, была бы способна передать христианство монгольскому миру, как оно это сделало несколькими веками раньше со славянами. Кроме того, Римская Церковь проявила страшную неповоротливость в ответ на вызов монгольских правителей. В ответ на послание Хубилай-Хана папа вместо 100 отправил двух доминиканских монахов, которые так и не добрались до Китая. Когда они увидели в Армении страшные остатки войны, они испугались двигаться дальше36. 15 лет спустя в июле 1294 г. в Ханбалык (современный Пекин, резиденция Хубилай-Хана) прибыл францисканец Иоанн Монтекорвино, следовавший морским путем. Но Хубилай умер в феврале того же года37.
Весьма запоздалая и малочисленная миссия францисканцев проявила затем классическое бессилие, которое часто было характерно для западных миссионеров. Вместо того, чтобы прийти на помощь христианам, которые уже находились на поле битвы, она явилась, чтобы соперничать с ними, или, скорее даже, потеснить их38.
Как мы видели, в средние века процветающие христианские общины существовали в Туркестане (где большинство различных племен было обращено в христианство и имело христианских правителей), в Афганистане, в Тибете, в Китае, в Монголии, в Манчжурии, на Яве, в Суматре, а возможно – и в Японии39. Насильственная исламизация Азии под гнетом Тамерлана и гонение, начавшееся с возвышением династии Минь (1368 г.), погасили эти очаги христианства в Азии и на Дальнем Востоке еще на долгие годы.
УРОКИ ИСТОРИИ
Этот исторический обзор миссионерской деятельности Церквей Востока в средние века подводит нас к определенным выводам, не теряющим актуальности в наши дни.
1. Осознание необходимости распространения Евангелия, лежащей на каждой христианской общине, представляется весьма интенсивной как в Византийской Церкви, так и у оставшихся в изоляции мелькитов и отколовшихся сирийцев и персов, христиан «Церкви Востока» (обычно называемой «несторианской»), и побуждает к постоянному продолжению благовествования «даже до края земли». Смысл многих мест Нового Завета время от времени искажается в различных христианских объединениях. Но последние слова Спасителя «и будете Мне свидетелями… даже до края земли» (Деян. 1, 8) в силу своей предельной ясности не оставляют никакого запаса для какого бы то ни было переосмысления или безразличия.
Таким образом, весьма печальной представляется… оригинальность, которая заметна в некоторых православных общинах – рассматривать эти слова как (необязательное) прибавление к Евангелию. «Оригинальность», которая означает удаление от древней многовековой практики и сознания Церкви. Поскольку вместо вселенского сознания вырабатывается некое местническое сознание.
2. Миссионерское дело совершается не только при наличии благоприятных условий: оно продолжается и среди гонений, невзирая на внутренние проблемы, невзирая на изоляцию и малочисленность (мелькиты), невзирая на страшные сложности в перемещении средствами той эпохи по степям и горным массивам Центральной Азии. Следовательно, наличие внутренних сложностей и проблем не оправдывает забвения необходимости внешней миссии. Ведь и другие заповеди Спасителя в глазах некоторых людей кажутся неудобоисполнимыми. Но это не извиняет их нарушения. Заповедь «шедше научите все народы» - совершенно ясная заповедь, адресованная каждому церковному объединению. Особенно же тем из них, кто хранит нетронутым все богатство веры.
2. Евангелие распространяется не только лицами, имеющими священный сан. В отдаленные области его первыми приносят купцы, пленники, принцессы, простые женщины. Каждый христианин может и, следовательно, должен содействовать реализации этой нужды нашей Церкви. А наличие вдохновенных клириков обеспечит более глубокое укоренение веры и принесение ее плодов.
3. Почти во всех странах и больших городах Азии в средние века мы находим христианские общины, состоявшие в основном из купцов40 и переселенцев. Действительно удивительный шанс, чтобы самым естественным образом зажечь огонь христианства в этих столь различных областях, как это произошло в первые века во многих точках Средиземноморья. К сожалению, этого не произошло. «Светильник» был поставлен «под спуд» «замкнутой» общины, занятой только сохранением своих обычаев. Церковь не озаботилась тем, чтобы возгревать эти очаги, чтобы расширить их поддержку, снабжая их подходящими клириками, которые могли бы сохранять их в рабочем состоянии. Таким образом огонь христианской веры не мог долго держаться. При первом сильном ветре он погас. Это явление повторяется в наши дни во многих греческих общинах в Африке. Они пытаются сохранить свое православие, но не передают его широким массам того народа, среди которого они живут. Пока еще время не упущено, средневековые промахи в Азии должны стать для нас сегодняшними уроками в Африке.
5. Не достаточно, чтобы образовались маленькие или большие очаги христиан в разных местах. Необходимо, чтобы они поддерживали постоянное общение между собой в тесной связи с центром. И, следовательно, чтобы еще глубже пускали свои корни в сердца своего народа. Этот пункт был слабой стороной, ахиллесовой пятой миссионерской деятельности Церквей Востока в средние века. Различные миссионеры не смогли создать местного церковного управления. Они не хотели этого? Они не старались, как следовало, или не добились этого из-за противодействия извне? Имеющейся у нас информации недостаточно, чтобы заключить что-либо с определенностью. В любом случае, этот недостаток дорого обошелся.
Урок основополагающего значения для каждой миссии – как можно более скорая организация соответствующей местной иерархии, способной принять управление и развитие христианской Церкви в атмосфере своего народа, при продолжающейся помощи из центра. Основной тактикой «несториан» представляется воздействие на императорские Дворы (китайский и монгольский). Однако, кажется, что вместо того, чтобы как можно скорее воспользоваться выдавшимся случаем для расширения работы среди народных масс, они успокоились на сохранении статус-кво.
Связи с государственными властями могут использоваться только в качестве моста, для сближения интеллектуальных слоев и народа. Но не в качестве конечной цели. Горе тому, кто захочет выстроить дом на мосту. В первое же землетрясение, в первое же политическое потрясение этот дом разрушится.
7. Несомненно, искажение христианского благовестия, допущенное несторианской ересью (различение между человеческим и божественным лицом во Христе), не позволило китайскому народу понять с самого начала, что христианство это не религия очередного мудреца, вдохновленного Богом (типа Конфуция), но откровение самого Слова Божия. На первый взгляд, кажется вероятным, что идея удивительного образца, Учителя высочайшей нравственности облегчала принятие христианства для традиционного китайского мышления. Но облегчала принятие искаженного христианства, создание некой смеси с тем, что оно уже и так имело. Она не направляла должным образом внимания на то радикально новое и великое, что имелось в христианстве. Искажения в передаче Евангелия, сознательные в силу ошибочных убеждений…, либо неосознанные в силу недостатка знаний, создают пародийные и эфемерные успехи. Требуется правильное, глубокое и полное знание Евангелия теми, кто принимается за его распространение. Есть пути, которые хотя и кажутся более легкими для достижения высоких точек, но никогда не приводят на вершину горы.
8. Христианству было дано много удобных случаев для быстрого распространения в Азии. Разобщенность и медлительность в критические моменты воспрепятствовали этому и дали счастливый случай для распространения других религий… И всякая последующая миссионерская деятельность, особенно после предшествовавших неудач, становится намного более сложной. Это последнее мы все должны особенно принимать во внимание в нашу эпоху. Существует опасность повторения подобной грустной истории в Африке в наши дни.
Труды по распространению христианства в Азии прошли последовательные фазы удач и неудач. Сегодня мы не можем быть довольны наличной ситуацией. Однако нам не надо забывать, что то, что мы видим, всего на всего – очередная фаза. История мира, кажется, не оканчивается в нашу эпоху. Будущее снова предоставит много удобных случаев. Дело состоит лишь в том, успеем ли мы в данный промежуток времени выучить уроки прошлого, будем ли мы изучать историю с трезвостью, смирением и искренним желанием услышать через дела минувшие голос Божий для будущего.
Текст публикуется (с небольшими изменениями и сокращениями) по книге архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия «Даже до края земли (Деян. 1:8). Исследования по истории миссии», русский перевод которой вышел в Издательском доме «Познание»
1 См. Φωτιάδου Ἐ. Ἡ ἑνóτης τῶν Ἑλλήνων. Ἀθῆναι, 1950. Σ. 229.
2 См. Евсевий. Евангельское приуготовление IV, X. PG 21. Col. 376. В 478 году Персидский император Кавад нашел христиан среди гуннов Бактрии и тюрков, поселившихся на берегах Окса (Foster J. The Triumphs and Failures of the Church of the East // The Student World. Geneva, 1960. № 1-2. P. 52). Сведения, датируемые серединой 6 века, упоминают, что среди тюрков были византийские пленники и что по повелению ангела один несторианский епископ направился, чтобы крестить тюрков и научить их искусству письма (Mingana. The Early Spread of Christianity in India. University Press. Manchester, 1926. P. 9).
3 О торговых сношениях Византии см. Worth Ch. Trades Routs and Commerce of the Roman Empire. Cambridge, 1924. P. 76 и сл. По сведениям Косьмы Индикоплевста христиане были в Кеилане (Zakythinos D. Activité apostolique et politique étrangère à Byzance // La Revue du Caire. Июль 1946, год 9, № 92).
4 Zakythinos D. Указ. соч. Р. 188.
5 См. гл. 3: «Миссионерская деятельность византийцев», а также публ.: Διήγησις περὶ Ἰβήρων, πῶς ἦλθον εἰς θεογνωσίαν [Повествование об иверах, как они пришли к богопознанию] // Νέος Ἑλληνομνήμων. Τ. 17. Σ. 36.
6 Предание доносит до нас, что христианство появилось в Армении с апостольских времен, но по-настоящему возобладало с деятельностью Григория Просветителя (+332), который привлек к вере армянского царя Тиридата (Трдата) III, проповедовал по всей Армении и огранизовал Армянскую Церковь (Petit L. Armenie / Dictionnaire de Theologie Catholique. Paris. T. I). Евагрий Схоластик упоминает, что при Юстине к Церкви присоединились многие жители Персидской Армении: «Так называемые армяне-персы присоединились к христианам: поэтому-то и разразилась война с персами» (Евагрий Схоластик. Церковная история V, 7. PG 86. Col. 2805).
7 Прокопий. Персидские войны II, 15, 27, 22. На 680 год известны два епископа Лазики - Петрский Феодор и Фасидский Иоанн: они приняли участие в 6 Вселенском Соборе. До 13 века Лазика была отдельной митрополией, затем она была подчинена Трапезундской митрополии, и митрополит Трапезундский до последнего сохранял титул «ипертима и экзарха всей Лазики».
8 Евагрий Схоластик. Церковная история IV, 22. PG 86. Col. 2740.
9 Прокопий. О постройках III, 6. При Алексии Комнине Аланская митрополия была соединена с Сотириупольской епископией, на границе Авасгии и Алании, с титулом Мелитинской. Митрополиты Мелитинские упоминаются вплоть до 1590 года.
10 Tisserant E. L’Église Nestorienne / Dictionnaire de Théologie Catholique. T. VI. Paris, 1931. P. 209. Среди развалин Турфана наряду с отрывками на литургическом языке Несторианской Церкви – сирийском – были обнаружены другие фрагменты рукописей христианских текстов на согдийском и тюркском языках (Sachau E. Litteratur Bruchstucke aus Chinesisch-Turkistan // Sitzungsberichte der KGL. Preussen Akademie der Wissenschaft, 1905. S. 964-973). В начале 8 века упоминается, что князь Касгар был христианином с греческим именем Сергиан (Tisserant. Там же).
11 Latourette K.S. History of the Expansion of Christianity. T. II. (The thousand years of uncertainty). London, 1938. P. 266.
12 Францисканец Гильом Рубрук, посол Людовика Святого к великому хану, упоминает (1254), что он застал в Каракоруме (Монголия) христианских изгнанников или пленников с Запада, а также православных – грузин, армян и русских – в полном религиозном упадке, поскольку монгольские несториане, которые вызывали жалость у Рубрука своим невежеством и пристрастием к спиртным напиткам, запрещали им входить в свои церкви, если они не примут повторное крещение (Richard G. Les Missions chez les Mongols aux XIII et XIV siecles / Histoire Universelle des Missions Catholiques. T. I. Paris, 1956. P. 180).
13 Персидские власти испытывали антипатию к христианам и постоянно подозревали их, считая иностранными агентами, особенно с того момента, когда Римское государство – их основной соперник – признало христианство своей официальной религией.
14 Latourette. Указ. соч. P. 273.
15 Tisserant E. Указ. соч. P. 207. В 6-7 и 11 вв. Герат упоминается еще как митрополичья кафедра (Latourette. Указ. соч. P. 273).
16 Janin. Melchites / Dictionnaire de Théologie Catholique. T. Х. C. 515. Мелькиты – от сирийского malka «царь, император».
17 Latourette. Указ. соч. P. 267.
18 Catrice P. Les missions Orthodoxes / Histoire Universelle des Missions Catholiques. T. IV. Paris, 1958. P. 250.
19 Dauvillier J. Там же. Р. 250.
20 Как известно, она ушла в схизму после 3 Вселенского Собора (431). Фостер считает главной причиной отделения нетерпение персидских христиан показать свою независимость от Византийской Церкви. «Автономия была не только желанной – для них она была вопросом жизни и смерти» (Указ. соч. Р. 51). Несомненно, что это было серьезной причиной. Но не будем забывать, что несторианская ересь, отрицающая единство двух природ во Христе – Божественной и человеческой, выросла в недрах Сирийской Церкви со своим главным представителем Феодором Мопсуестийским.
21 Эта гранитная стелла (2,36 на 0,86 на 0,25 м) была установлена в 781 г. в ограде одного христианского монастыря города Сиани. Самая длинная надпись содержит: 1) изложение догматики, весьма неопределенное; 2) историю распространения христианства от 635 до 780 гг; 3) похвалу спонсору стеллы Ги-Сеу; 4) похвалы императорам, упомянутым в исторической части; 5) повествование об установке стеллы (Saeki P.Y. The Nestorian Monument in China. London, 1916). Соответствующую библиографию см. в: Latourette. Указ. соч. P. 277. и Tisserant. Указ. соч. P. 201.
22 Foster. Указ. соч. P. 52.
23 Tisserant. Указ. соч. P. 203. Ср. также: Foster. Указ. соч. P. 54.
24 Су-цзун (756-762) выстроил монастыри в Линь-Фу и в четырех других областях. Дай-цзун (762-777) также очень почитал монахов как христианских, так и буддийских и имел обычай на свой день рождения присылать в монастыри ладан и еду. Император Дэ-цзун (780-805) наделил высшими должностями перса Ги-Сеу. Хотя он был белым священником, он получил титул мандарина первого ранга со знаком отличия – пурпурно-золотой мантией. Он получил звание военного наместника северной части империи и инспектора исследований императорского Двора. Он был благодетелем 4 столичных несторианских монастырей, в одном из которых была установлена сианьская стелла (Tisserant E. Указ. соч. P. 204).
25 Cordier H. Histoire générale de la Chine. T. I. Paris, 1920. P. 512.
26 После арабского завоевания персидско-китайская торговля по материковым путям перешла в руки арабов-мусульман. Морские путешествия были весьма затруднительными в силу неустойчивости погоды на дальневосточных морях, и так связи Китая с христианским миром практически прервались.
27 В 530 году они записали язык этих гуннских племен с использованием сирийского алфавита. Это влияние сказывается на согдийском и уйгурском наречиях, а через них, на монгольском и манчжурском языках (Foster. Указ. соч. P. 52).
28 Latourette. Указ. соч. P. 277. Ср. Foster. Указ. соч. P. 53.
29 Saeki. Указ. соч. P. 231.
30 Tisserant. Указ. соч. P. 209.
31 Tisserant. Указ. соч. P. 211.
32 Foster. Указ. соч. P. 57.
33 Bedjann P. Histoire de Mar Yahballaha, de trois autres patriarches, d’un prêtre et de deux laïques nestoriens. Paris, 1895. См. Tisserant. Указ. соч. P. 212-216.
34 В 1289 году он учредил специальную службу, Чъон-фу-ссеу, в задачу которой входило управление христианской религией на всей территории империи (Tisserant. Указ. соч. P. 212).
35 Bruce M. Christianity in China // Church Times от 3.05.1946. Cp. Richard. Указ. соч. Р. 187.
36 Foster. Указ. соч. P. 58.
37 Bruce. Там же.
38 Foster. Указ. соч. P. 60. Иоанн Монтекорвино начал свою деятельность с христианского царства онгютов. Князь Георгий перешел в католичество, и Иоанн построил в столичном городе Олон-Хюме католический храм. Но в конце 1289 года смерть Георгия и сильное противодействие несториан вынудили Монтекорвино снова перебраться в Ханбалык (Пекин), где он проявил большую миссионерскую активность среди нехристиан (Richard. Там же).
39 Catrice. Указ. соч. P. 248. Ср. Latourette. Указ. соч. P. 280. Tisserant. Указ. соч. P. 218, где говорится о епархиях Самарканда (Туркестан), Хан-балыка (Пекин), Фалика, Тагута (Северный Тибет), Касгара (Туркестан) и т.д. Одна из мечетей Бухары (Туркестан) – это древний несторианский храм. Есть и другие подобные случаи в Центральной Азии (Catrice. Указ. соч. P. 249).
40 Latourette. Указ. соч. P. 285.