Встреча «Кто мыслит Вселенную?» (из цикла «Невероятное очевидное: физическое и психическое в научной картине мира»)
26 февраля в рамках проекта «Познание Labs» Культурно-просветительского центра «Познание» прошла новая встреча, собравшая теологов, физиков и всех, кто интересуется мироустройством. Совместные поиски ответа на вопрос «кто мыслит Вселенную» стали главной целью прошедшего мероприятия. Ответ очевиден для верующего человека, однако ведущий встречи протоиерей Кирилл Копейкин – кандидат физико-математических наук и кандидат богословия – в своем докладе показал, что в дополнение к вере существуют также научно обоснованные аргументы в пользу наличия Творца, существующего не в мире, который изучает физика, но, скорее, включающего этот мир в Себя.
Встреча «Кто мыслит Вселенную?» стала вторым мероприятием в цикле «Невероятное очевидное: физическое и психическое в научной картине мира».
На этот раз центральной темой разговора выступила теория относительности – и то влияние, которое она оказала на существующую в научном мире картину Вселенной.
Идеи, которыми отец Кирилл поделился с гостями встречи, стали развитием мыслей, изложенных на первом мероприятии «Две книги Творца», и их закономерным и потрясающим продолжением. Так, например, углубляясь в рассказ о природе творения, ведущий подвел гостей к выводу о том, что доступная нам реальность, которую мы называем «физической», является частью «психики» Творца.
Подтверждение этому находится и в сакральных текстах, напоминает ученый, «ибо мы Им (буквально – в нём – ἐν αὐτῷ) живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
Другой важной темой встречи стало взаимодействие естественных наук и религии, существующая конфронтация между которыми при ближайшем рассмотрении предстает очевидно искусственной. «Физика описывает структуру мира, открытую для смыслового наполнения, наполнить ее смыслом –задача философии и теологии, – отмечает отец Кирилл. – Когда мы занимаемся физикой, Бога в ней не видим. Бог сокрыт за её пределами».
Вместе с тем без учета теологии невозможно построить целостную картину мира включающую, в том числе, и психику самого человека. «Включение теологического дискурса должно помочь выработать новый язык, который будет адекватен реальности и позволит описать психику наблюдателя», – подчеркнул ученый. Кроме того, он заметил, что Церковь может стать поддержкой для научных исследований, ориентированных на долгосрочный и в конечном счете принципиально новый результат – и помочь тем самым современной науке выйти из нынешнего кризиса, когда краткосрочные гранты фактически не дают возможности развивать новые фундаментальные направления. Отец Кирилл напомнил слова «отца кибернетики» Норберта Винера, отмечавшего, что «научные традиции, как рощи секвойи, могут существовать тысячи лет... Огромная роща науки должна быть передана на попечение долгоживущим организациям, способным создавать и поддерживать долгоживущие ценности. В прошлом одной из таких организаций была церковь, и хотя сейчас она в какой-то степени лишилась былого величия, в свое время именно ее усилиями были созданы университеты, академии и другие научные учреждения, просуществовавшие уже многие века. Эти долгоживущие учреждения не могут требовать и не требуют немедленного превращения надежд и идеалов в мелкую разменную монету сегодняшнего дня. Они существуют благодаря вере в то, что совершенствование знаний – благо, которое в конце концов должно принести пользу всему человечеству».
Продолжением встречи стала оживленная дискуссия с участием представителей как гуманитарного, так и естественнонаучного сообществ. Разнообразные вопросы стали лучшим подтверждением востребованности темы и необходимости продолжения диалога «физиков и богословов».