Когда принимать подарки — добродетель. Авва Евагрий о борьбе с гордостью и сребролюбием
Когда стыд — это проявление гордости? Какой главный подвох в борьбе с тщеславием? Как связаны сребролюбие и страх перед будущим? Почему полезно видеть в ближнем Бога — человека, призванного к обожению?
В дни поста особенно полезно задуматься о страстях — состояниях души и тела, причиняющих нам страдание. Древний церковный писатель авва Евагрий Понтийский, чьи творения вошли в «Добротолюбие», живя в пустыне и наблюдая за собой, сформулировал советы, которые подчас поражают своей конкретностью, техничностью и неожиданной связью понятий.
Наш автор Ольга Мальнова, выпускница магистерской программы «Христианские источники» Общецерковной аспирантуры и докторантуры, занимается изучением наследия Евагрия Понтийского. Ольга рассказала, что аскет думал о взаимосвязанных страстях гордости, тщеславия и сребролюбия.
Грех гордости, по словам аввы Евагрия, рождается из помысла тщеславия. Он заставляет монаха превозносится над братией и приписывать свои достижения не Богу, а самому себе[1]. Этот грех является одним из сложнейших: при борьбе с помыслом тщеславия есть опасность в него же и впасть по достижении каких-либо результатов. Либо впасть в грех уныния, не добившись желаемого. Кроме того, ему могут сопутствовать зависть и ревность. Превозношение приводит к отказу от молитвы и в конечном итоге от Бога: «Начало прельщения ума — тщеславие»[2]. Чтобы не впасть в тщеславие, монах, по мнению аввы Евагрия, после Бога должен относиться к каждому как к Богу, помнить о прежней греховной жизни и постоянно рассуждать о том, что «ты по милости Христовой перешел к бесстрастию <…> Кто хранит тебя в пустыне? Кто прогоняет бесов?»[3]. Такие размышления приведут ум к смиреномудрию и пресекут помыслы тщеславия.
Авва Евагрий указывает на еще одно из проявлений гордыни — стыд. Монах, по мнению аввы, не имея ничего своего, не должен стыдиться принять необходимое от кого-либо:
Если имеешь нужду в пище или одежде, не стыдись принять, если будут подавать тебе их другие. Ибо это есть вид гордости [4].
Гордость появляется там, где отсутствует смирение и самоуничижение. Приняв одежду, монах смиряется с отсутствием личного выбора, с необходимостью принять от чужого человека подаяние, тем самым смиряя, уничижая себя. В этом же мы видим и рецепт преодоления греха гордости — смирение и самоуничижение. Вот путь к достижению добродетели, который предлагает авва Евагрий Понтийский.
Грех сребролюбия тесно связан с грехом гордости. Вызывая ложный стыд, гордость побуждает человека к накоплению средств, дабы избежать необходимости принимать подаяние. Дабы укрепить монаха в борьбе со грехом сребролюбия, авва Евагрий убеждает:
Не отказывайся от бедности и скорби, которые суть вещество невесомой молитвы[5].
Помыслы сребролюбия, по мнению аввы Евагрия, основываются на человеческом страхе. Бес навязывает мысли о необходимости обеспечить себя материально для будущей жизни, оправдываясь неизвестностью и неопределенностью, вызывая образы одинокой немощной старости и нежелание принимать от других людей необходимое (грех гордости)[6]. Грех сребролюбия тесно связан и с грехом чревоугодия, и с грехом блуда, так как для удовлетворения этих греховных страстей необходимо наличие средств.
Поэтому, для преодоления страсти сребролюбия необходимо бороться с грехом чревоугодия, блуда и гордости. Это включает в себя непрестанную молитву, строгий пост, физическую нагрузку и смирение. Кроме того, при борьбе с грехом сребролюбия авва Евагрий указывает строго контролировать необходимые и имеющиеся средствами. Настаивает на необходимости иметь лишь то, что достаточно для удовлетворения той или иной потребности[7], не более. Даже полученная милостыня не оправдывает накопления богатства, излишек ее также должен быть роздан другим нуждающимся[8].
[1] Évagre le Pontique. Sur les pensées SC 438. / Евагрий Понтийский, авва. О помыслах. М. : Сибирская Благозвонница, 2012. – 206, [2] с.
[2] Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве. М. : Мартис, 1994. С. 89.
[3] Évagre le Pontique : Traité pratique. Tome II: Texte, traduction, commentaire, tables. SC 171, 574. / Евагрий Понтийский, авва. Слово о духовном делании или монах. М. : Мартис, 1994. С. 101.
[4] Евагрий Понтийский, авва. Изображение монашеской жизни. М., 1895. С. 592.
[5] Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве. М. : Мартис, 1994. С. 90.
[6] Évagre le Pontique : Traité pratique. Tome II: Texte, traduction, commentaire, tables. SC 171. / Евагрий Понтийский, авва. Слово о духовном делании или монах. М. : Мартис, 1994. – 364 с.
[7] Евагрий Понтийский, авва. Изображение монашеской жизни. М., 1895. – С. 590-601.
[8] Evagrius of Pontus. The Greek Ascetic Corpus / transl., intr., and comment. by R.E. Sinkewicz. – Oxford ; New York, 2006. P. С. 2.