Когда наступит эсхатон? Вычисление даты конца света в библейских религиях
О дне же том и часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец один. (Мф. 24:36)
Вся библейская традиция пронизана идеей «начала» и «конца». Мир, согласно Библии, создан совсем недавно — всего несколько тысяч лет назад, и нет никаких оснований далеко отодвигать его эсхатóн (по-гречески — «предел, край»).
О конце мира на раз говорится в Ветхом Завете. Так, пророк Иезекииль описывает нашествие на Израиль «Гога в земле Магог, князя Роша, Мешеха и Тувала». «И поднимешься на народ Мой, на Израиля, — говорит ему Господь, — как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их» (Иез. 38:3, 16). В финале Гог со своими союзниками будут уничтожены, и все народы земли познают могущество Господа.
Но наиболее подробнее говорит об этой теме Книга Пророка Даниила — благочестивого иудея, который служил при дворе вавилонских царей. Даниил повествует о том, как он истолковал сон Навуходоносора II (605–562 гг. до Р.Х.) об истукане. Никто из мудрецов не мог растолковать его смысл. И только Даниил не только пересказал царю этот сон, но и разъяснил его значение: истукан символизировал сменяющие друг друга 4 царства, а камень, сорвавшийся с горы «без содействия рук» и разбивший колосса, означает царство, которое будет «воздвигнуто Богом» и «вовек не разрушится» (Дан. 2:1–49).
В 7-й главе описано видение самого Даниила: четыре зверя, выходящие из бушующего моря — лев с орлиными крыльями, медведь, крылатый о 4 головах и, наконец, чудовище с железными зубами и 10 рогами. Среди этих рогов вырос новый, исторгший 3 других, и были на нем «глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно». Затем на огненном престоле воссел Ветхий Днями в белоснежных одеждах, «и судьи сели, и раскрылись книги». Жуткий зверь был убит и сожжен, и Даниил увидел, как «с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий… И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное» (Дан. 7:1–28).
Звери из видения пророка Даниила (Codex 433, Biblioteca Histórica de Santa Cruz, Universidad de Valladolid, X в.)
Источник: Wikimedia Commons
В следующем видении боролись овен и козел, и Ангел объяснил пророку, что это цари Персии и Греции, а видение относится «к концу времени» (ле-ат кец hе-хазон), «к последним дням гнева» (Дан. 8).
Некоторые подробности были сообщены Даниилу в другом видении: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда… А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12).
Наконец, в 9-й главе Даниил дает важнейшее указание — со слов Архангела Гавриила:
«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки — семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет… И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9:25–27).
Св. Пророк Даниил. Икона
Источник: «Православная жизнь»
Именно Книга Даниила стала главным ориентиром для всех последующих попыток определить время конца света. Описанные пророком аллегории царств хорошо вписывались в мировую историю: Вавилон (золото, лев) — Персия (серебро, медведь, овен) — греческие державы Александра и диадохов (медь, барс о 4 головах, козел) — Римская империя, объединившая все народы (железо, неведомое чудовище). Примесь глины к железу в стопах колосса трактовалась как смешение римлян с подчиненными народами, рога — с боровшимися за власть императорами, а «высокомерные уста», угнетающие «народ святых» — с гонениями на иудеев. Все эти царства должно сменить мистическое Царство Божие, пришествие которого предзнаменует явление Христа-Машиаха, Его казнь и разрушение Иерусалима и Храма.
«Седмина» (семь лет) — обычное для иудейской интертестаментарной традиции единица счета времени, по ним построена, например, хронологическая шкала такого важного памятника, как «Книга Юбилеев». Семь седмин образуют йовель («юбилей») — 49-летний период, за которым идет священный юбилейный год (Лев. 25:10). Нетрудно подсчитать, что указанные у Даниила «70 седмин» соответствуют сроку в 490 лет. Отсчет ведется от повеления о восстановлении Иерусалима. Даниил до этого события не дожил и даты этой не знал. Но мы знаем ее от того, кто лично восстанавливал Иерусалим — священника Ездры: это 7-й год царя Артаксеркса (1 Езд. 7:8). Артаксеркс I правил с 465 по 424 г. до н.э. И если отсчитать 490 лет от его 7-го года, мы попадем… в 31 год нашей эры.
На рубеже эр весь иудейский мир с трепетом ожидал исполнения мистических пророчеств. Правда, точные даты правления Артаксеркса были в то время неизвестны, и разные авторы по-разному рассчитывали «70 седмин». Атмосферой ожидания эсхатона пропитаны страницы Нового Завета. И тот факт, что Рождество, Распятие и Воскресение Иисуса из Назарета совпало на те самые сроки, о которых сообщил Пророку Даниилу Архангел Гавриил, стало для многих безупречным доказательством того, что Иисус есть Христос.
Но с Пришествием Христа мир не закончился. И начался новый этап вычислений эсхатона — на сей раз в христианской среде. Сопоставив данные Библии с греческими и римскими хрониками, Юлий Африкан в III веке составил первую всемирную хронологию. Оказалось, что Рождество Христово приходится примерно на середину 6-го тысячелетия. Для более точного вычисления данных не хватало, и Африкан волевым решением поместил ключевое событие мировой истории ровно в 5500 год от основания мира. Мистическим основанием для этого стало соединение учения о Христе как о Новом Адаме со словами Псалмопевца, что для Бога 1000 лет как один день (Пс. 89:5): и как ветхий Адам был сотворен в середине 6-го дня творения, так Адам Новый, Сын Человеческий и Сын Божий, родился во плоти в середине 6-го тысячелетия. Развивая эту идею, было несложно заключить: через 500 лет наступит 7-й «день Господень», соответствующий субботе — последнему дню творения, сакральному дню покоя. Разумеется, это должно ознаменоваться какими-то глобальными потрясениями — и логичнее всего связать это с теми указаниями, которые содержит последняя и самая загадочная книга Нового Завета — Откровение Иоанна Богослова.
Апокалипсис, землетрясение. Фреска в монастыре Дионисиат, Афон
Источник: Wikimedia Commons
Греческое название этой книги — Апокалипсис — не случайно вошло в современные языки как символ вселенской катастрофы. Вся книга посвящена мистическому описанию страшных событий вокруг эсхатона: явление и сокрушение антихриста, Страшный Суд, Второе Пришествие, нашествие Гога и Магога и окончательное сокрушение сатаны. В Апокалипсисе почти нет никаких хронологических указаний. Но несколько раз упоминается число «1000 лет»: на такой срок диавол будет скован Ангелом и низвергнут в бездну и столько же продлится царствие воскресших святых со Христом (Откр. 20:1–3, 5–6). Вполне естественно связать это указание с мистическим 7-м тысячелетием, с 6000 по 7000 год.
Учение о 1000-летнем царстве святых — известное как «милленаризм», или «хилиазм» — было популярно в первые века христианства. В вульгарной форме его развивал некий Керинф, живший на рубеже I–II вв. и осужденный как еретик. Некоторые даже приписывали ему авторство Апокалиписа. Однако авторитет книги удалось отстоять, и содержащаяся там идея «святого тысячелетия» была популярна в средние века. Тем более, что она удачно накладывалась на хронологию Африкана, получившую «второе дыхание» в трудах христианских хронистов V–VII веков, которые, наложив всемирную хронологию на пасхалию («вечный» лунно-солнечный календарь) вычисляли «истинный» год творения мира, идеальное начало всех астрономических циклов и человеческой истории.
Основных вариантов решения замысловатой задачи по поиску «идеального начала» мироздания было два. Первый вариант, т.н. александрийская эра, особенно привлекал любителей мистики: в этой системе мир был сотворен 25 марта 5492 г. до н. э., Христос воплотился ровно — день в день — через 5500 лет, 25 марта 5501 г., и воскрес ровно через 33 года, 25 марта 5531 г. Создать такую систему было непросто: нужно было подогнать числа римского месяца, лунные фазы, дни недели и исторические даты; в итоге пришлось пожертвовать исторической достоверностью — год Распятия попал в 42 г. н.э., когда не то что Тиберия, на даже и сменившего его Калигулы уже не было в живых. Хронисты александрийской школы пытались замаскировать эту проблему манипуляциями с датами правления Августа, но были изобличены своими конкурентами из сирийско-константинопольской школы. Последние вернулись к точной хронологии, пожертвовав «мистической» симметрией: творение мира было приурочено к 18 марта 5509 г. до н. э. (творение светил — к 21 марта, дню равноденствия); Воплощение Христа — к 25 марта 5505 г. мира (4 г. до н. э.) и был распят и воскрес 25 марта 5539 г. (31 г. н.э.). Так появилась знаменитая «ромейская эра» — с 1 сентября 5509 г. до н.э.
Все эти вычисления довольно долго интересовали лишь немногих любителей мистической хронологии. В обычной жизни пользовались консульскими датировками, а у историков в ходу были старые «политические» эры (Селевкидов, Диоклетиана, от основания Рима, Олимпиад). В VI веке, когда по всем расчетам началось загадочное 7-е тысячелетие, ожидание эсхатона достигло пика. В приближении конца убеждали и зловещие события: разграбление «вечного» Рима вандалами (455 г.), гибель Римской империи (476 г.), раскол Церкви из-за Халкидонского Собора, землетрясения и, наконец, страшная «юстинианова» чума. В VII веке ко всем этим ужасам добавилось сожжение Иерусалима персами (614 г.), нашествие арабов (с 636 г.) и бегство императора Константа из оказавшегося на линии фронта Константинополя (660 г.). Казалось, дни христианской империи сочтены и мир рушится — в полном соответствии с предсказаниями Апокалипсиса.
Именно в это время эра от сотворении мира входит в повседневный обиход: по ней начинают датировать документы, ее датировки появляются на надгробиях. Причины этого феномена загадочны. Но есть основания предполагать, что введением этой эры императоры стремились успокоить панические настроения. Действительно, если на дворе стоял 62-й век, не было никаких причин волноваться. 7-е тысячелетие давно вступило в свои права — и нужно было лишь раскрыть подлинный смысл этой эпохи. А он заключался в том, чтобы посвятить «субботнее» тысячелетие Богу. Эта идея глубоко трансформировала позднеантичное общество, и Восточная Римская империя окончательно превратилась в Византию. Отныне вся жизнь государства была окрашена в религиозные тона. Священники и монахи стали ведущей социальной силой, а богословы начали определять политический курс императоров. И империя выжила. Она не только выдержала натиск ислама, но и перешла в контрнаступление. И к середине XI века христианские василевсы вернули под свою власть Балканы, Малую Азию, Сирию и Кавказ, вплотную подступив к Иерусалиму.
Ангел, сковавший диавола. Фреска в монастыре Дионисиат, Афон
Источник: Wikimedia Commons
Но пришла новая веха — 1000 год от Христа. Именно на этот срок был, по Апокалипсису, скован сатана — очевидно, во время схождения Христа во ад. А значит, диавол вот-вот вновь появится среди людей, запустив гибельную цепочку катастроф. И действительно: XI век стал для христианского мира эпохой Великого раскола и других потрясений. Но богословы уверяли: для паники нет повода, до эсхатона ещё далеко. Как-то незаметно промелькнули зловещие 6660 и 6666 годы, и даже страшный разгром Константинополя крестоносцами в 1204 году еще не воспринимался как знамение конца. Вскоре Константинополь был отвоеван, и Византия возродилась.
Но с приближением 7000-го года ситуация менялась. Чем ближе была сакраментальная дата, тем в большее отчаяние впадали византийцы. И к 1453 году, когда турки овладели Константинополем и уничтожили Ромейское царство, многие христиане ждали скорое наступление конца. Паника перекинулась и на Русь. Но вот он прошел, 1492 г. нашей эры, не принеся никаких особых потрясений. За 7000-м годом наступил 7001-й, 2-й, 3-й… Конец света отменился. Кто-то радовался милосердию Божию, а кое-кто засомневался в точности принятой хронологии. Стало известно, что иудеи считают годы мира иначе: по их эре 1492 год был вовсе не 7000-м, а всего лишь 5252-м годом от Адама. И отсутствие каких-либо знамений конца, казалось, ясно доказывало истинность иудейской традиции и ошибочность христианской. Так на Руси появилась секта «жидовствующих», борьба с которой энергично велась в первой половине XVI века.
С тех пор прошло более 5 веков. 7500 год (1991/92 г.), о котором православные мистики писали как о переломной вехе, был отмечен разве что распадом СССР. Юбилейный 2000-й год пугал тремя нулями, но никакой мистической символики под него подвести было нельзя — если не считать мифа о «календаре майя». Мир вступил в 3-е тысячелетие от Рождества Христова, и хронологические спекуляции утихли — в полном соответствии со словами Спасителя Апостолам: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:6–7). Господь призывает оставить все попытки вычислять дату эсхатона и всегда быть готовыми встретить Второе Пришествие: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время … А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте! (Мк. 13:32–37; ср. Мф. 24:36–42).
Впрочем, не следует забывать: на планете есть место, где годы от сотворения мира по-прежнему пишут в календарях и документах и где помнят библейские пророчества. Это место — Государство Израиль. И сейчас там идет 5781 год.