Как достичь справедливости? Мнение свт. Амвросия Медиоланского
Возможно ли в нашем мире добиться справедливости? Как верующему человеку относиться к частной собственности? В чем состоит главная обязанность христианина?
Это вопросы из категории «вечных» — но отцы Церкви, просвещенные Святым Духом, уже дали на них ответы. Другое дело, что их труды часто объемны и сложны. Для их понимания недостает ни времени, ни богословского образования.
Мы открываем на портале «Иисус» новую серию коротких и емких статей, которые посвящены разбору святоотеческих трудов. В основе статей — концентрированная информация из исследований отечественных и зарубежных богословов. Эти материалы затрагивают как богословские, так и сугубо практические вопросы. Прочитав эти статьи, вы легко почерпнете для себя мудрость святых отцов.
О справедливости. Святитель Амвросий Медиоланский видоизменяет определение справедливости, сформулированное Цицероном: «каждый получает то, что заслуживает». Опираясь на примеры ветхозаветных патриархов, в первую очередь патриарха Иосифа, святитель формулирует новое понятие справедливости. Оно превосходит вопросы ценности и заслуги ради восстановления правильных отношений между грешником и Богом, а также между людьми, нуждающимися в примирении. Идеал Божественной справедливости также повлиял на взгляды святителя Амвросия относительно экономической справедливости и отношения между частной собственностью и общим благом.
Пример для христиан. Амвросий избегал теоретизирования в этических вопросах и, согласуясь с римской традицией, предпочитал пользоваться примером авторитетных мужей древности. Для него, в отличие от римлян-язычников, авторитетными мужами древности являлись не римские герои, а библейские персонажи, в первую очередь ветхозаветные патриархи, жившие в дозаконную эпоху. По мысли святителя, патриархи, жившие под благодатью, которая была явлена Христом, в этом смысле сближаются с христианами и яслужат для них примером.
Главные добродетели. Святитель Амвросий выделял четыре взаимосвязанные главные добродетели — мудрость (prudentia или sapientia), воздержанность (temperantia), справедливость (iustitia) и мужество (fortitudo). В этом он следовал Цицерону, который говорил, что невозможно преуспеть в одной из них, не преуспев в трех других. Вышеуказанные языческие добродетели связаны и с христианскими добродетелями веры, надежды и любви. Подобно Цицерону, Амвросий выстраивает некоторую иерархию добродетелей. Он считает, что главной добродетелью, от которой происходят все остальные, является вера в Бога и правильное знание Бога. Святитель отождествляет такую веру с мудростью, которая, по его мнению, является главным условием для справедливости или праведности.
Справедливость и частная собственность. На примере Авраама Амвросий показывает, что справедливость в первую очередь должна устанавливаться между человеком и Богом — только при наличии благоговения к Богу возможны справедливые отношения между христианами.
В вопросе частной собственности святитель не просто корректирует, но явно уклоняется от воззрений Цицерона. Тот определял справедливость следующим образом:
- Человек должен воздерживаться от причинения зла другому;
- Нужно использовать общую собственность для общих интересов;
- Нужно охранять частную собственность, которая должна использоваться только ее владельцем.
Амвросий, явным образом опровергая воззрения Цицерона на данный предмет, говорит, что справедливый человек должен соблюдать три вещи:
- Позволять каждому иметь то, что его;
- Не покушаться на чужое;
- Жертвовать собственной выгодой ради блага всех.
Последний пункт объясняет отрицательное отношение святителя к частной собственности. Он говорит, что частная собственность и желание личной наживы всегда влечет за собой вред для другого и поэтому нарушает Божественную справедливость. Амвросий был реалистом и понимал, что вернуться к древним временам, когда не было частной собственности, невозможно, однако призывал богатых людей Милана не умножать свои богатства и подчинять свою личную выгоду более высокому благу, которое заключается в укреплении связей между членами широкой общины.
Главная обязанность христианина. Поскольку Христос составляет веру Церкви, высшая христианская справедливость заключается в отречении от собственных интересов ради блага других. Амвросий считает милосердие Христа главным основанием высшей справедливости. Иллюстрируя свои воззрения примером патриарха Иосифа, святитель говорит о Божественном прощении, которое даруется не за заслуги человечества, а наоборот, вопреки его недостоинству. Божие милосердие по отношению к человеку должно быть спроецировано на взаимоотношения в социальном обществе, поэтому главная обязанность христианина перед Богом состоит в распространении сострадательной, животворной справедливости на всех людей.
Краткая справка: Амвросий Медиоланский родился около 340 года в Тревире (Трир) в знатной христианской семье. В молодости получил блестящее риторское образование и был назначен на пост управляющего несколькими провинциями с резиденцией в Милане. Фактически за неделю Амвросий был крещен (по традиции того времени благочестивые верующие крестились довольно поздно), затем поставлен во чтеца, иподиакона, диакона, пресвитера и, наконец, епископа. После этого он раздал имущество и до конца жизни вел строгий образ жизни, борясь с ересями и со старыми языческими привычками паствы.
Статью подготовил иерей Кирилл Слепян (штатный клирик храма Живоначальной Троицы в Троицке г. Москвы) на основе доклада Уоррена Смита (Дьюкский университет, США) на конференции «Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие» (Москва, 2021 г.).