История споров об исхождении Святого Духа. Период от взятия турками Константинополя в 1453 г. до Послания восточных патриархов 1723 г.
Ранее на православном портале «Иисус» были опубликованы материалы [1—6], затрагивающие различия между православием и католичеством в учении об исхождении Святого Духа. Настоящая публикация продолжает обзор истории споров об исхождении Святого Духа [3—6]. В данной статье мы рассмотрим отдельные эпизоды полемики о Святом Духе в период 1453 — 1723 гг. Выбор таких границ рассмотрения обусловлен тем, что после 1723 г. в Православной Церкви не создавались догматические документы общецерковного значения. Последним таким документом в истории Церкви стало «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г.». Причем в промежутке времени с 1453 по 1723 гг. можно выделить несколько таких документов, о некоторых из них мы скажем ниже.
История Церкви во второй половине XV в. была связана в первую очередь с преодолением последствий Флорентийской унии 1439 г. После того как уния была отвергнута патриархами Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским [6], стояла задача полного восстановления православия в Константинопольской Церкви. Огромную роль в решении этой задачи сыграл свт. Геннадий Схоларий, ученик свт. Марка Эфесского, ставший патриархом Константинопольским, вскоре после взятия столицы Византии турками. Святитель был активным церковным деятелем и автором ряда сочинений, посвященных антилатинской полемике и, в частности, учению об исхождении Святого Духа. Подробнее с обстоятельствами его жизни и особенностями богословской системы можно познакомиться с помощью издания [7].
Одним из ключевых событий жизни Церкви в XV в. стал Константинопольский Собор 1484 г., созванный патриархом Симеоном I. Данный Собор поставил точку в событиях, связанных с Ферраро-Флорентийским собором: уния была окончательно отвергнута, был установлен чин приема в православие католиков, в том числе, и греко-католиков [8]. Собор осудил учение Римско-Католической Церкви об исхождении Святого Духа и сформулировал православное учение по данному вопросу:
Поэтому мы душой и помышлением веруем, а языком проповедуем и исповедуем, что всемогущий и Святой Дух оным неизреченным и вечным прохождением, по слову Господню, исходит от Бога и Отца, то есть единственно из Отеческой ипостаси по сущности Его, причем Сын совершенно ничего не привносит в исхождение Святого Духа и не посредствует в нем, чтобы не мыслилось в Троице двух причин или двух начал в Нетварном Божестве, поскольку рождать и изводить — это свойство не сущности, но ипостаси, причем только Отеческой. Таким образом, мы ведаем, что единый источник и причина Тех, Что от Него, — это Бог-Отец [9].
В XVI в. фон полемики о Святом Духе радикально меняется. В 1517 г. в Европе начинается Реформация, появляется протестантизм, разделяющийся на несколько течений. В межконфессиональную внутрихристианскую полемику вступают протестантские богословы (в числе первых из них были Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Жан Кальвин). Начинается полемика между теологами римско-католической стороны и протестантами, Римская Церковь отвечает на Реформацию совокупностью мер, названных Контррефомацией. Важным событием эпохи Реформации и Контрреформации стал Тридентский собор (1545 — 1563 гг.), считающийся в католичестве XIX Вселенским собором. В связи с этим православным богословам также приходится вступить в полемику с протестантизмом, что отчасти сместило внимание с традиционных тем антилатинской полемики к вопросам, по которым учение протестантских деноминаций отличалось от православного богословия. Подробнее с богословской тематикой, интересовавшей православных, католических и протестантских богословов, можно ознакомиться с помощью работы [10]. При этом полемика об исхождении Святого Духа не прекращалась, хоть ей и уделялось меньшее внимание, чем в первые столетия после разделения Востока и Запада.
Среди участников полемики об исхождении Святого Духа можно отметить ряд лиц, которым, в частности, уделяет внимание известный британский историк-медиевист и византинист Стивен Рансимен в своей работе «Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г.» [11]. Во-первых, мы можем назвать епископа Кифиры Максима Маргуния. Маргуний написал сочинение, посвященное вопросу о Filioque, и стал участником также и внутриправославной дискуссии по этому вопросу. Другой восточный богослов, митрополит Филадельфийский Гавриил Север участвовал в дискуссии с Максимом Маргунием об исхождении Святого Духа, жестко критикуя некоторые его богословские построения, и добился того, чтобы епископ Кифиры более точно высказался по данному вопросу в своей апологии. Интересно отметить, что оба этих человека были выпускниками Падуанского университета, находившегося в католической стране, но как отмечает С. Рансимен, они «придерживались твердой антилатинской ориентации» [11, с. 221—222]. В целом православные полемисты в споре об исхождении Святого Духа в это время пользовались аргументацией, выработанной до падения Константинополя, особое внимание уделяя учению свт. Фотия Константинопольского [11, с. 241—242]. Важно упомянуть, что данному периоду полемики, а также личностям Максима Маргуния, Гавриила Севера и других мыслителей того времени уделил внимание известный богослов, патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара в 11 книге своего сочинения «История Иерусалимских патриархов» [12, листы 731—732].
Отметим также некоторых известных католических участников полемики об исхождении Святого Духа и изучавших этот вопрос католических ученых, живших в XVI-XVIII в. Среди них мы можем назвать Льва Алляция (1586 или 1588 — 1669 гг.) [13], Цезаря Барония (1538 — 1607 гг.) [14], Ансельма Бандури (1670 — 1743 гг.) [15].
Важной особенностью периода Реформации является также то обстоятельство, что православным пришлось начать полемику и с протестантами, унаследовавшими от Римской Церкви учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына как от единого начала, выраженное Лионским и Ферраро-Флорентийским соборами. Одна из первых подобных дискуссий была связана с лютеранским вероучением. Лютеране, боровшиеся с Римом, пытались установить отношения с Православной Церковью с целью привлечь ее на свою сторону в богословских спорах. В частности над этой задачей работал упомянутый выше протестантский теолог Филипп Меланхтон, но эта первая попытка не увенчалась успехом. [11, с. 246—253]. Уже после смерти Меланхтона состоялась новая попытка переговоров лютеран с православными. Была начата переписка немецких теологов из Тюбингена и патриарха Константинопольского Иеремии II. В ходе переписки патриарх Иеремия разобрал с точки зрения православного богословия Аугсбургское исповедание, являвшееся на тот момент официальным изложением веры лютеран. В частности патриарх высказался против вставки Filioque в Символ веры, утверждая, что она является еретической по смыслу. Также патриарх указал и на ряд догматических ошибок лютеран. Тюбингенские теологи попытались убедить патриарха в своей правоте и незначительности некоторых богословских различий, но он не согласился с их аргументами. Планируемое лютеранами объединение с Православной Церковью не состоялось по догматическим причинам [11, с. 253—264].
Среди важных событий XVII в. особенно выделяется Константинопольский Собор 1642 — 1643 гг. Данный Собор был посвящен рассмотрению важного всеправославного вероучительного документа — «Православного исповедания» свт. Петра Могилы [8]. В этом документе уделяется внимание учению и о Святом Духе, где разъясняется то, чему учит восьмой член Символа веры:
<…> Дух Святый исходит от одного Отца, как источника и начала Божества. Сему научает Сам Спаситель словами: «егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит» (Ин. 15, 26). <…> И Григорий Богослов (сл. 3 о Богословии) так говорит: «Дух Святый от Отца исходящий: поколику от Него исходит, не есть тварь; поколику не рожден, не есть Сын: поколику есть средний между Нерожденным и Рожденным, есть Бог». О сем подробнее сказано в первом члене. И так довольно для нас твердо содержать и веровать, чему научил нас Христос, чему верует Восточная Кафолическая и Православная Церковь, и что исповедала на Втором Вселенском Соборе: она утвердила Символ без прибавления «и от Сына»; а тех, которые прибавили слово «и от Сына», подвергла осуждению не только Восточная Православная и Кафолическая Церковь, но и Западная Римская. Доказательством сему служат две серебряные доски, из которых на одной начертан был Священный Символ Веры на Греческом языке, а на другой – на Латинском, без прибавления слова: «и от Сына». Сии доски в 809 году по Рождестве Христове, как говорит Бароний, по повелению Папы Римского Льва III, повешены были во храме Св. Петра. Посему, кто твердо и непоколебимо пребывает в вере сей, тот несомненно может надеяться получить спасение, так как он нимало не отступает от общего мнения Церкви [16, с. 51—52].
Говоря о полемике об исхождении Святого Духа в XVII в., нельзя не упомянуть православного богослова и апологета Адама Зерникава [17]. Он родился в 1652 г. в Кенигсберге и происходил из лютеранской семьи. Под влиянием православной богословской литературы (в частности, под влиянием книги патриарха Александрийского Митрофана Критопула «Исповедание Восточной кафолической апостольской Церкви») он перешел в православие. Зерникав обладал обширными знаниями в области патристики и написал имеющий большое значение трактат на латинском языке «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (Об исхождении Святого Духа от одного только Отца)» [18, 19]. Данный трактат оказал влияние на деятельность более поздних богословов, в частности, архиепископа Феофана (Прокоповича) и архиепископа Евгения (Вулгариса) (подробнее о деятельности владыки Евгения можно узнать в статье [20]).
В 1722 г. состоялся Собор в Константинополе, целью которого была борьба против униатской пропаганды. Собор осудил основные латинские догматы, противоречившие православному вероучению. Окружное послание Собора было подписано патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и семью епископами [8].
Наше обсуждение полемики об исхождении Святого Духа мы завершим рассмотрением еще одного документа общецерковного значения, «Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г.» [21, стр. 219—252]. Данный документ имел значение согласованного ответа Поместных Православных Церквей на вопросы группы англиканских епископов о православной вере [22], поэтому данное изложение веры следует считать полностью соответствующим обязательному для всех православных христиан вероучению. В послании следующим образом излагается учение о Святом Духе:
Веруем во Единого Бога истинного, Вседержителя и Бесконечного — Отца, Сына и Святого Духа: Отца нерожденного, Сына, рожденного от Отца прежде век, Духа Святого, от Отца исходящего, Отцу и Сыну единосущного. Сии три Лица (Ипостаси) во едином существе мы называем Всесвятою Троицею, всегда достоблагословляемою, прославляемою и покланяемою от всей твари [21, с. 222].
Веруем, что Святый Дух учит Кафолическую Церковь, ибо Он есть тот истинный Утешитель, которого Христос посылает от Отца для того, чтобы учить истине и прогонять мрак от ума верных. Учит Дух Святой Церковь чрез Святых Отцов и учителей Кафолической Церкви [21, с. 233].
Написание данного текста имело определенный исторический контекст. В 1715 г. группа вышеупомянутых англиканских епископов начала переговоры с православными с целью объединения. Завязалась переписка между англиканами и православными иерархами с участием Русской Церкви. В ходе переписки вскрылись очень резкие богословские разногласия между сторонами переговоров. В частности англиканские богословы не хотели согласиться с признанием авторитета Вселенских Соборов, почитанием Пресвятой Богородицы, ангелов и святых, почитанием икон, а также инициаторы переговоров не признавали истинность учения о пресуществлении Святых Даров в Таинстве Евхаристии. В итоге на основе «Изложения православной веры» Иерусалимского Собора 1672 г. Патриарх Константинопольский Иеремия III, другие восточные патриархи, православные архиереи восточных патриархатов и Русская Церковь дали ответ англиканам о православном вероучении в виде текста, известного под именем «Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г.», включающего в себя и краткое изложение учения о Святом Духе. В этом изложении Церковь четко отметила два важных основания православной пневматологии. Во-первых, для Святого Духа причиной бытия является только Отец (это не сказано явно в тексте, но это подразумевается в контексте всей истории полемики о Святом Духе). Во-вторых, Святой Дух посылается в мир Отцом и Сыном для домостроительства спасения людей. Отметить в рассматриваемом документе два таких тезиса было очень важно, так как православных и англикан разделяло также и учение о Святом Духе. В итоге, данные переговоры не привели к объединению по причине непреодолимости различий, и уже только в XIX в. представители Англиканской Церкви попытались возобновить переговоры [23, с. 100—101].
Мы рассмотрели ряд отдельных эпизодов и особенностей полемики об исхождении Святого Духа в XV-XVIII вв. (1453-1723 гг.). В данный период Церковь пользовалась арсеналом полемики, накопленным за предшествующие столетия, и выразила свою пневматологию в нескольких документах рассмотренных выше. Данные документы, в свою очередь, заложили основу для дальнейшего развития православной богословской науки и для катехизации православных верующих. Также следует отметить, что указанные документы являются на настоящий момент последними общецерковными догматическими документами, что придает особую важность содержащемуся в них учению. Данное обстоятельство позволяет нам завершить рассмотрение полемики об исхождении Святого Духа в IV-XVIII вв. После 1723 гг. в истории Церкви начинается новый этап развития, который характеризуется наличием большого числа богословских течений. Этот период истории богословия пока не привел к подведению итогов в документах всеправославного значения. Это означает, что данная эпоха жизни Церкви требует своего особого подробного рассмотрения.
Ссылки:
[1] Митрополит Волоколамский Иларион. Православие и католичество. 12 отличий. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/life/video/mitropolit-ilarion-korotko-o-vazhnom/pravoslavie-i-katolichestvo.
[2] Вячеслав Мицук. Что скрывается за богословскими терминами? Язык отцов Церкви и вопрос об исхождении Святого Духа. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/truth/articles/yazyk-otcov-cerkvi/.
[3] Вячеслав Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii-svyatogo-dukha/.
[4] Вячеслав Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Период от конца VIII века до разделения 1054 г. Режим доступа: https://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii/.
[5] Вячеслав Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Период от разделения 1054 г. до освобождения Константинополя Михаилом Палеологом в 1261 г. Режим доступа: https://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-ishozhdenii-sv-duha/.
[6] Вячеслав Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Период от освобождения Константинополя Михаилом Палеологом в 1261 г. до взятия турками Константинополя в 1453 г. Режим доступа: https://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii-sv-dukha/
[7] Диакон Александр Занемонец. Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский (1454-1456). (Серия «История Церкви»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2010.
[8] Протоиерей Валентин Асмус, диакон Павел Ермилов, Д. Е. Афиногенов, Э. П. Б., А. В. Бармин, М. М. Бернацкий, Л. А. Герд, А. Г. Дунаев, П. В. Кузенков, М. В. Никифоров. Константинопольские Соборы / Православная энциклопедия. Т. 37. С. 299-343. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/2057126.html
[9]. Томос Константинопольского собора 1484 г., с торжественным осуждением униатского Ферраро-Флорентийского собора. Перевод П.А. Пашкова. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tomos-konstantinopolskogo-sobora-1484-g-s-torzhestvennym-osuzhdeniem-uniatskogo-ferraro-florentijskogo-sobora/
[10] Протоиерей Павел Хондзинский. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
[11] С. Рансимен. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. / пер. с англ. Л. А. Герд. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006.
[12] Досифей II Нотара, патриарх Иерусалимский. История Иерусалимских патриархов, 11. Ркп. РГБ. Ф.173.II. №24-2. Режим доступа: https://lib-fond.ru/lib-rgb/173-ii/f173ii-24-2/
[13] И. П. Медведев. Алляций / Православная энциклопедия. Т. 2, С. 37-38. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/114858.html
[14] М. Е. Никифорова. Бароний / Православная энциклопедия. Т. 4, С. 347-348. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/77578.html
[15] И. Н. Попов. Бандури / Православная энциклопедия. Т. 4, С. 302-303. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/77482.html
[16] Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова святого Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Перевод с греческого языка. Москва. Синодальная Типография. 1900.
[17] Б. Серов. Адам Зерникав / Православная энциклопедия. Т. 1. С. 285. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/63462.html
[18] А. Зерникав. Об исхождении Святого Духа от Одного только Отца. Перевод с латинского. Под редакцией Б. Давидовича. Том I. Почаев. Типография Почаево-Успенской Лавры. 1902.
[19] А. Зерникав. Об исхождении Святого Духа от Одного только Отца. Перевод с латинского Б. Давидовича. Том II. Житомир. Типо-литография Денемана. 1906.
[20] Василий Максимишинец, Вячеслав Мицук. Антилатинская полемика архиепископа Евгения (Вулгариса). Режим доступа: https://jesus-portal.ru/life/expert/antilatinskaya-polemika-arh-evgeniya-vulgarisa/
[21] Путь, Истина и Жизнь. Вероучительные тексты Православной Церкви. Сост.: Т. Борозенец. – К.: «Послушник», 2013.
[22] М. М. Бернацкий. Досифей II Нотара / Православная энциклопедия. Т. 16, С. 71-79. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/180353.html.
[23] Н. Д. Тальберг. История Христианской Церкви. Часть вторая. Издательство СП «Интербук» при участии “ASTRA Consulting International inc. USA” (из цикла «Религия в жизни общества»). 1991.