История споров об исхождении Святого Духа
Ранее в материалах православного портала «Иисус» [1-3] обсуждались различия между православием и католичеством. Одним из рассматриваемых вопросов был вопрос исхождения Святого Духа, ставший одной из главных причин расхождения двух христианских конфессий. В настоящей статье мы сделаем обзор истории этого разделения для дальнейшего более эффективного изучения данной проблемы.
Догмат о Пресвятой Троице занимает центральное место в христианском богословии. Очень большое внимание уделяли тринитарной доктрине богословы первых трех веков истории Церкви (свт. Игнатий Богоносец, свщмч. Ириней Лионский, свт. Феофил Антиохийский, Тертуллиан) [4, стр. 125-182]. В IV в. Церковь выразила учение о Пресвятой Троице в строгих формулировках I Вселенского Собора 325 г. и II Вселенского Собора 381 г., давших ответ на попытку искажения новозаветного учения о Боге. Уже в этот период на греческом Востоке и латинском Западе начинают появляться разные интерпретации тринитарного догмата тогда еще единой Христианской Церкви. В основу восточной понимания учения о Троице, которое полностью соответствовало учению II Вселенского Собора, легли догматические концепции, развивавшиеся свт. Афанасием Великим, свт. Василием Великим, свт. Григорием Богословом, свт. Григорием Нисским [4, стр. 238-323] (продолжателями их традиции выступили свт. Кирилл Александрийский, блаж. Феодорит Кирский, прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Дамаскин). В основу западной интерпретации учения о Троице легли концепции Мария Викторина, блаж. Августина, Боэция (эту традицию продолжили св. Лев Великий, Фульгенций Руспийский, св. Кесарий Арльский, св. Беда Достопочтенный и другие западные богословы) [4, стр. 353-670]. Расхождение западной и восточной традиций и привело к различиям в учении об исхождении Святого Духа. Но это различие не стало заметным сразу по причине целого комплекса причин богословского, политического, культурного, языкового характера, а также по причине того, что сторонникам обеих традиций приходилось сообща бороться с огромным количеством ересей, угрожавших Церкви в первом тысячелетии христианской истории.
В первый раз идея исхождения Святого Духа от Отца и Сына как повод для полемики серьезно обсуждалась в контексте, далеком от западного, латинского, богословия. Вопрос об исхождении Святого Духа был поднят блаж. Феодоритом Кирским в его споре со свт. Кириллом Александрийским относительно учения о Лице и Природах Господа Иисуса Христа. В составленных свт. Кириллом анафематизмах против ересиарха Нестория блаж. Феодорит заподозрил учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, что и отметил в своей критике данных анафематизмов. В свою очередь свт. Кирилл в ответах на критику блаж. Феодорита не отверг его учение о том, что только Отец является причиной и началом бытия Святого Духа. Позднее в полемике об исхождении Святого Духа православные и католические богословы многократно возвращались и продолжают возвращаться к этому эпизоду церковной истории [5; 6, стр. 302-304].
В течение V-VI вв. тринитарная модель, предложенная блаженным Августином, все более укоренялась на латинском Западе. Следовавшее из этой модели учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына как единого начала оказалось очень удобным в борьбе с арианской ересью, отрицавшей единосущие Отца и Сына. В 589 г. в Испании был созван III Толедский собор, воссоединивший ариан-вестготов с Церковью. Для укрепления учения о единосущии Отца и Сына собор провозгласил, что Святой Дух исходит и от Сына, что в глазах отцов собора подтверждало божественное достоинство Сына. Далее, уже в VII в. на XII Толедском соборе (681 г.) это учение было оформлено в виде вставки «и Сына» (Filioque) в Символ веры II Вселенского Собора [4, стр. 663-664;7;8;]. В течение VII-VIII вв. с укреплением учения о Филиокве произошло и распространение вставки в Символ веры, особенно на землях Франкской империи.
Уже в VII в. западное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына начало вызывать беспокойство на Востоке. Во время догматических споров о двух волях во Христе еретики-монофелиты, захватившие власть в Константинопольской Церкви, пытались критиковать Римскую Церковь за учение о «двойном» исхождении Святого Духа. На эту критику ответил прп. Максим Исповедник в своем письме к священнику Марину, жившему на о. Кипр [9; 10]. В этом письме св. Максим попытался истолковать западную терминологию учения о Троице в «восточном» смысле. Сопоставляя тексты западных отцов Церкви и тексты свт. Кирилла Александрийского, он пришел к выводу, что западные богословы не считают, что Сын имеет отношение к причине бытия Святого Духа, а словами «и Сына», а также подобными им, хотят подчеркнуть единство Сущности Лиц Троицы. В ближайшие десятилетия после этого письма прп. Максима спор по этому вопросу затих, и на Востоке он стал актуальным уже на рубеже VIII и IX вв. В отличие от восточных богословов, западные богословы VI-VIII продолжали в своих творениях придерживаться тринитарной модели, созданной и разъясненной Марием Викторином, блаж. Августином и Боэцием [4, стр. 647-670].
В следующей статье мы сделаем обзор полемики о Святом Духе в период после VII Вселенского Собора (787 г.) до разделения 1054 г. включительно.
Ссылки:
[1] Митрополит Волоколамский Илариона. Православие и католичество. 12 отличий. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/life/video/mitropolit-ilarion-korotko-o-vazhnom/pravoslavie-i-katolichestvo
[2] Вячеслав Мицук. Зачем спорить по поводу учения о Святом Духе? Значение учения об исхождении Святого Духа. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/truth/articles/zachem-sporit-po-povodu-ucheniya-o-svyatom-dukhe/
[3] Вячеслав Мицук. Что скрывается за богословскими терминами? Язык отцов Церкви и вопрос об исхождении Святого Духа. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/truth/articles/yazyk-otcov-cerkvi/
[4] А.Р. Фокин. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике – М., 2014. – 782 с.
[5] Православно-догматическое Богословие. Макария, Митрополита Московского и Коломенского. Том 1. Издание исправленное и дополненное, 2005 год. Свято-Троицкая Православная Миссия. Под общей редакцией Его преосвященства Александра, епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. (По изданию четвертому, Санкт-Петербург, 1883 год.). Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. Глава 2. О Боге, троичном в лицах. 3. О различии Божеских лиц по их личным свойствам. § 44. Как учили об исхождении Святого Духа древние Соборы. Режим доступа: https://predanie.ru/book/172981-pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-1/
[6] Проф. И. Е. Троицкий. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа // Христианское чтение. – 1889. – № 9-10. – С. 280-352.
[7] Протоиерей Владислав Цыпин Вестготское королевство и обращение вестготов из арианства в православие. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/94020.html
[8] Протоиерей Владислав Цыпин Церковь вестготского королевства в VII столетии. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/108026.html
[9] Митрополит Илларион (Алфеев). Православие. Том 1. Раздел III
Вероучение. Глава II. Бог. 4. Бог в творениях Отцов Восточной Церкви. Исхождение Святого Духа. Режим доступа: http://pravoslavie.by/page_book/ishozhdenie-svjatogo-duha Сретенский монастырь, 2012 г.
[10] Ж.-К. Ларше. Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. Глава I. Вопрос о Filioque. Глава I. Вопрос о Filioque. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Larshe/maksim-ispovednik-posrednik-mezhdu-vostokom-i-zapadom/#0_4