История споров об исхождении Святого Духа. Период от конца VIII века до разделения 1054 г.
Ранее в материалах православного портала «Иисус» [1-3] обсуждались различия между православием и католичеством, в том числе и вопрос исхождения Святого Духа, ставший одной из главных причин разделения двух христианских конфессий. В настоящей статье мы продолжаем обзор истории споров об исхождении Святого Духа, который был начат в одной из предыдущих публикаций [4]. Мы коротко рассмотрим полемику о Святом Духе в период после VII Вселенского Собора (787 г.) до разделения 1054 г. включительно.
В конце VIII – начале IX вв. произошел серьезный конфликт между Византийской и Франкской империями [5, 6]. Король, а затем император франков Карл Великий хотел, чтобы его государство заняло на международной арене то место, которое ранее занимала Римская империя. Сам он хотел занять место, подобающее римским императорам. Для этого ему было необходимо принизить международное значение Византийской империи, которая являлась в то время реальным продолжением древней римской государственности. Одним из методов борьбы Карла с Византией стала религиозная полемика. По указанию Карла франкские богословы подвергли жесткой критике решения VII Вселенского Собора, осудившего иконоборческую ересь. Критики Собора заняли позиции умеренного иконоборчества. Кроме этого, они обвинили в ереси одного из отцов Собора – святителя Тарасия Константинопольского – за его слова о том, что Святой Дух исходит от Отца через Сына. В этих словах они увидели принижение Святого Духа, превращение его в творение Сына. Позднее, уже в XIII в., выдающийся православный богослов Григорий Кипрский, Патриарх Константинопольский, разъяснил значение этих слов [7]: свт. Тарасий не делал Святого Духа творением Сына и не учил о его исхождении от Отца и Сына как единого начала, что было свойственно латинскому богословию. Святитель желал сильнее подчеркнуть единосущие Сына и Духа, Их равное божественное достоинство. Этим он продолжал восточную святоотеческую традицию, выразившуюся, в частности в учении прп. Иоанна Дамаскина [7].
Важным эпизодом этого долгого конфликта стал спор между западными и восточными монахами в Иерусалиме в 808 г. Участвуя в богослужениях на Святой земле, группа франкских монахов-паломников попыталась петь Символ веры со вставкой Filioque. В ответ на это греческие монахи обвинили франков в ереси. Франки попытались апеллировать к папе Римскому и Карлу Великому. На Западе произошла череда поместных соборов в Франкской империи, а также состоялись переговоры между Карлом и папой Львом III. В ходе обсуждения проблемы вставки в Символ и учения о Святом Духе папа объявил франкским послам, что учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына как единого начала он признает верным, но считает недопустимым вносить изменения в Символ веры, составленный I и II Вселенскими Соборами и подтвержденный последующими Вселенскими Соборами [6, 8].
Описанный конфликт между Востоком и Западом стал одним из первых шагов на пути к реальному разделению, но более серьезно проблема различия в учении о Святом Духе была обозначена в период двух патриаршеств святителя Фотия Константинопольского (858-867, 877-886 гг.) [9, стр. 9-49]. Патриарх Фотий был возведен на патриарший престол после произошедшего по воле светских властей смещения с престола его предшественника – святителя Игнатия. При этом сам святитель Фотий прежде решения о его патриаршестве был только мирянином и светским чиновником. Папа Римский Николай I отказался признать низложение Игнатия и избрание в патриархи Фотия. В ходе разгоревшейся между Римом и Константинополем полемики всплыли многочисленные расхождения между латинской и греческой частями христианской Церкви. Эти различия обнаружились в догматике, в каноническом праве, а также в обрядах и обычаях [9, стр. 19-49]. В своих полемических текстах свт. Фотий уделил самое большое внимание именно учению о Святом Духе. Он написал несколько сочинений на эту тему, самое яркое из которых – «Слово о тайноводстве Святого Духа» [9, стр. 160-207]. Свт. Фотий точно понимал логику учения о Святом Духе восточных отцов Церкви и изложил ее в своих творениях. При этом он был мало знаком с учением о Святом Духе западных отцов, что отмечают современные исследователи [9, стр. 50-92]. Подробнее познакомиться с полемикой Фотия с латинским учением о Святом Духе можно в книге [9], где приведены как сами сочинения патриарха, так и работы его современных исследователей.
Одним из результатов полемики свт. Фотия с латинянами стал Константинопольский Собор 879-880 гг., на котором вставка Filioque была осуждена [10]. О данном Соборе было заявлено как о Вселенском, но позднее Римско-Католическая Церковь отказалась признавать за ним такой статус. Уже после Собора свт. Фотий продолжил свою полемику против западного учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына как единого начала.
После смерти Фотия споры об исхождении Святого Духа затихли более чем на столетие. Другие проблемы церковной жизни заслонили собой этот непростой вопрос. Но с XI в. это различие напомнило о себе, и отчуждение Востока и Запада начало нарастать [10, 11]. Уже в начале этого столетия имя папы Римского было исключено из диптихов – списков епископов, чьи имена поминались на богослужении [12, 13]. В 50-х гг., когда патриархом Константинопольским был Михаил Керуларий, а папой Римским – Лев IX, была предпринята попытка улучшить отношения между Востоком и Западом. Папское посольство прибыло с этой целью в Константинополь, но общение папских представителей с греками не привело к согласию. Были выявлены серьезные разногласия между Римом и Константинополем, что и привело к окончательному разрыву между двумя Церквами в 1054 г. Основных причин разрыва было две. Во-первых, латиняне использовали для совершения Евхаристии пресный хлеб вместо квасного, что резко отвергалось Восточной Церковью в связи с пониманием важности использования именно квасного хлеба для Евхаристии. Во-вторых, учение о Филиокве внесло весомый вклад в произошедшее разделение. В следующей заметке на тему споров о Святом Духе мы рассмотрим греко-латинскую полемику по этому поводу, имевшую место в XI-XIV вв.
Ссылки:
[1] Митрополит Волоколамский Илариона. Православие и католичество. 12 отличий. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/life/video/mitropolit-ilarion-korotko-o-vazhnom/pravoslavie-i-katolichestvo.
[2] Вячеслав Мицук. Зачем спорить по поводу учения о Святом Духе? Значение учения об исхождении Святого Духа. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/truth/articles/zachem-sporit-po-povodu-ucheniya-o-svyatom-dukhe/.
[3] Вячеслав Мицук. Что скрывается за богословскими терминами? Язык отцов Церкви и вопрос об исхождении Святого Духа. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/truth/articles/yazyk-otcov-cerkvi/.
[4] Вячеслав Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. http://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii-svyatogo-dukha/.
[5] Протоиерей Валентин Асмус. История Церкви. Режим доступа: azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus/istorija-tserkvi/.
[6] А. Л. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть 49. II. Эпоха патриарха Фотия. Миссия свв. Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии. Великий собор примирения. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-vselenskoj-pravoslavnoj-tserkvi/49.
[7] Григорий II Кипрский, патриарх Константинопольский. Изложение свитка веры против Векка. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprskij/izlozhenie-svitka-very-protiv-vekka/. Самая сильная апология против нападок на его свиток. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprskij/samaja-silnaja-apologija-protiv-napadok-na-ego-svitok/.
[8] Протоиерей Валентин Васечко. Сравнительное богословие. Вероучение Римо-католической Церкви. Учение об исхождении Св. Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына» (filioque). Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sravnitelnoe-bogoslovie/4.
[9] Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский. Антилатинские сочинения. – 2-е изд. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. – 248 с.
[10] А. П. Лебедев. История разделения церквей в IX-м, X и XI веках. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebedev/istorija-razdelenija-tserkvej-v-ix-m-x-i-xi-vekah/.
[11] Тальберг Николай Дмитриевич. История Церкви. Часть 2. Церковь на Западе. Отпадение Церкви на Западе. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-tserkvi-talberg/2_5.
[12] Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви
Часть 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от константинопольского патриарха. Отдел VIII. Глава VI. Первоначальное отношение Русской Церкви к другим церквам и обществам христианским. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/2_8.
[13] А. Л. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Часть 51. IV. Развитие теории папского верховенства и дальнейшее расхождение Церквей. Апогей могущества Византии. Крещение Руси. События 1054 г. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-vselenskoj-pravoslavnoj-tserkvi/51.