Есть ли образ Божий у искусственного интеллекта?
Специально для портала "Иисус" Марина Калинина подготовила обзор первой в России конференции, посвященной изучению сознания с позиций теологии и естественных наук.
Возникновение сознания сродни вопросу о происхождении вселенной. В процессе осмысления человеком своего места в мироздании создавались мифы, религии и философии. В ходе технического прогресса величайшие открытия и изобретения XX века вывели науку и представления о человеке и мире на совершенно новый уровень, поэтому мифологическое сознание, присущее мыслителям древности, стало лишь «забавным раритетом».
Как замечает физик и богослов протоиерей Кирилл Копейкин, в настоящее время есть тенденция относить теологию в разряд наук архаических, не имеющих практического применения. Однако, несмотря на открытие языка ДНК, нейронных связей и выход в новую эру – эру «нейро-компьютерных интерфейсов», именно теология оказывается в силах разрешить те вопросы, на которые ученые еще не могут дать однозначных ответов. Сколь бы ни продвинулось человечество в области технического прогресса, за всю свою историю мы так и не смогли найти ответ на главный вопрос: что есть «я»? И предметом какой науки оно может стать?
26 марта в Санкт-Петербургской духовной академии на научно-богословской конференции «Теология и современные исследования сознания» встретились ученые и богословы, чтобы осветить эти вопросы в рамках междисциплинарного диалога.
гость конференции Уолкер Тримбл
Источник: пресс-служба СПбДА
Теологи склонны считать, что сознание нематериально. Ученые стремятся любой психический процесс свести к биохимии мозга. Конференция же поставила удивительного масштаба задачу – свести воедино разные концепции, найти общие взгляды на проблемы человеческого сознания, вводя в научный язык теологический дискурс. В актовом зале академии встретились не просто представители разных групп, специалисты в области точных наук и теологи. Каждый выступивший на конференции –уникальный ученый, работающий на стыке материально-прикладных наук и религии. Лариса Филипповна Шеховшева – доктор психологических наук и при этом профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Протоиерей Константин Константинов – не только кандидат богословия, но и кандидат биологических наук. Максим Глебович Калинин – лингвист, специализирующийся на древних языках, и вместе с тем библеист и первооткрыватель средневековых христианских мистических текстов, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия. Протоиерей Кирилл Копейкин является и кандидатом богословия, и кандидатом физико-математических наук.
А ученые светских вузов выступали, заходя далеко за пределы материалистического подхода в изучении сознания. Они смело выдвигали вопросы, ответы на которые традиционно дает теология.
Л.Ф. Шеховцева
Источник: пресс-служба СПбДА
Доктор психологических наук Лариса Филипповна Шеховцева, осветив проблемы изучения феномена сознания в психологии, нейропсихологии и кибернетике, приходит к необходимости поиска источников природы человеческого «я» в области философии и богословия. «Предметом какой науки может стать сознание: гуманитарной или естественной?» – задается вопросом Лариса Филипповна. С точки зрения позитивистской науки, никакого сознания и вовсе нет – есть только нейропсихологические процессы, существование сознания можно объяснить исключительно работой нейронов. Но значит ли это, что человечество стоит на пороге открытия бессмертия, если сознание можно сохранить и дать ему жизнь на любом другом носителе помимо человеческого тела? Профессор качает головой…
Опираясь на работы отечественных психологов и богословов XIX-XX вв., Шеховцева говорит, что физическая реальность не сводима к психической, и именно человек является пользователем «компьютера» сознания. «Разум человека имеет духовную природу», – резюмирует профессор. Поэтому ответить на вопрос о природе сознания, не спотыкаясь о парадоксы, можно лишь сквозь призму христианской антропологии.
протоиерей Константин Константинов
Источник: пресс-служба СПбДА
Оживленную и продолжительную дискуссию вызвал доклад протоиерея Константина Константинова «Синтетическая биология и природа сознания». Отец Константин подчеркивал, что в области синтетической биологии человек научился расшифровывать генетический язык, единый для всего живого. Любой такой «текст» можно расшифровать, однако объяснить феномен сознания биологи пока не в состоянии –внутренний мир не тождествен нервным кодам.
«Будет ли искусственно созданный человек обладать сознанием?» – вопрос провокационный, ведь в глазах многих он ставит под сомнение идею образа Божьего в человеке. «Если искусственный код будет отражать человеческую природу, то клонированные дети будут обладать и сознанием, – отвечает на вопрос взволнованного студента академии протоиерей Константин. – А сознание – это душа. Но…». Тут ученый богослов разводит руками и говорит студенту: «Теоретически мы не можем доказать сознание у любого другого человека. Вот как вы докажете, что обладаете сознанием? Понимаете, человек всегда создает «копии», он никогда не творит из ничего. И его источником всегда будет Господь. Именно Он – источник сознания и личностности. Достаточно создать структуру, способную отражать реальность, как у этой структуры возникает сознание». Эта удивительная и вместе с тем простая мысль способна снять этические споры вокруг синтетической биологии.
Александр Яковлевич Каплан – доктор биологических наук, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейро-компьютерных интерфейсов биологического факультета в МГУ рассуждал над тем, почему все великие открытия совершены не аналитическим путем, а интуитивно (Александр Яковлевич привел статистику, опираясь на исследования зарубежных коллег). Выдвигая тезис о том, что личность «прорастает внутри своего мозга», ученый предложил представить себе таракана. «Автоматизм» бытия насекомого не вызывает никаких сомнений, да? Но что можно сказать о существах высшего порядка? Представляя аудитории результаты опытов Пфлюгера и Сеченова, Александр Яковлевич доказал существование «спинно-мозговой души» и того, что именно мысль способна воздействовать на наши рефлексы.
Доклад Михаила Альбертовича Лебедева, Phd нейробиологии, старшего научного сотрудника Duke University, научного руководителя Центра биоэлектрических интерфейсов Национального исследовательского университета ВШЭ, продолжил обозначенную А. Я. Капланом тему силы человеческой мысли. Михаил Альбертович замечает, что даже Аристотель был в чем-то прав, говоря, что не мозг, а сердце управляет человеком, а душа – это форма существования всего живого. С одной стороны, мозг управляет многими процессами в нашем теле независимо от нашего «я» –мышцы, например, активируются до того, как человек осознает свое действие. Однако именно осознание и мысль способна повлиять на конечный результат любого решения. Этот тезис доказывает описанный докладчиком эксперимент с электродами. В ходе исследования группе людей искусственно повышали биоэлектрическую активность в отвечающем за движение руки участке премоторной коры головного мозга. При этом некоторых испытуемых попросили думать об этой руке. Эксперимент показал, что у тех испытуемых, которые концентрировали внимание на руке, мышцы сокращались после стимуляции коры на порядок сильнее, чем у тех, кому не давалось никаких задач. В связи с этим закономерным становится вопрос о способах расширения функций мозга. Михаил Альбертович называет актуальный список того, что способно существенно влиять на биохимию мозга. Это ноотропы и методики транскарниальной стимуляции имплантированными в мозг электродами. Однако, с ноотропами, столь популярными в настоящее время, замечает ученый, возникает риск нарушения «пластичности мозга». Второе же хоть и имеет обширные перспективы в области улучшения когнитивных функций мозга, может вызвать множество этических проблем (особенно при удалении воспоминаний). С другой стороны, есть такие простые способы расширения функций мозга, которые не имеют никаких противопоказаний и рисков – это тренировки и, конечно, сон, которым так часто мы пренебрегаем…
М. Г. Калинин
Источник: пресс-служба СПбДА
Вопрос изучения способов расширения функций мозга, выхода за пределы личностного сознания и поиск выходов к сверх-«я» ставил также и доклад Максима Глебовича Калинина, специалиста по арамейским языкам, библеиста, главного редактора портала «Иисус», автора цикла встреч «Мистика: взгляд изнутри» лаборатории «Познание. Labs» при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия. Исследователь рассказывал об удивительном опыте погружения в глубины сознания, описанные в новооткрытых текстах восточно-сирийских мистиков. Переживания эти, по отзывам многих слушателей других лекций Максима Глебовича, зачастую совпадают с переживаниями мистического опыта в других культурах, что говорит о надличностном уровне исследуемого опыта. Мистический опыт Иосифа Хаззайи и Иоанна Дальятского не имеет отношения к действию каких-либо химических «проводников», поэтому представляет уникальный, неопосредованный опыт «продирания» сквозь тернии наших тревог, травм и вытесненных переживаний к божественному источнику света и любви в своей душе. Опыт уникальный и открывающий удивительные перспективы для расширения и совершенствования сознания. Однако ни в одной работе нейробиологов и клинических психологов не было описано ни одного подобного опыта соединения с надпсихическим. Открывают ли тексты сирийских мистиков новую перспективу для исследования сознания?
Практически в каждом докладе конференции звучала мысль о том, что воля и концентрация внимания – это то, что лежит в основе человеческого сознания. Л. Ф. Шеховцева говорит о том, что воля является орудием сознания. Протоиерей Константин доказывает существование свободы воли, которая определяется Божественным источником. А. Я. Каплан резюмирует, что, лишь выходя на уровень осознанности, человек может проявить волю. Так и практики сирийских мистиков, исходя их содержания открытых М. Г. Калининым текстов, начинаются со ступени максимальной концентрации внимания. Когда сознание включается, у мистика уже нет пути наверх –только вглубь, к источникам божественного света. Но где же искать современному исследователю те коды, на которых держится опыт сирийских мистиков?
Один из слушателей конференции задал выступающему вопрос о том, как связаны «погружения» сирийских мистиков с путями достижения состояния самадхи в индийских йогических практиках. Типологическое сходство здесь налицо. Здесь включился в обсуждения Александр Яковлевич Каплан и отчасти дал ответ на запрос Максима Глебовича. В свое время Александр Яковлевич интересовался тем, как с точки зрения нейрофизиологии отражается в мозге мистический опыт йогов. Профессор полетел в Индию, нашел индуса, достигшего состояния самадхи, и зафиксировал процессы, происходящие в момент мистического опыта. Однако, к своему удивлению, он не смог найти отличия в работе мозга у человека, достигшего «просветления», и человека, испытывающего состояние глубокой релаксации. Получается, что глубины, к которым ведут любые духовные практики, на данный момент невозможно зафиксировать каким-то из научно-практических методов.
протоиерей Кирилл Копейкин
Источник: пресс-служба СПбДА
Итоги конференции подвел доклад кандидата физико-математических наук, кандидата богословия, доцента Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Кирилла Копейкина «Теологический дискурс исследования сознания». О. Кирилл убедительно показал, как физика XX века заставила отказаться от тех постулатов, которые в Новое время вывели теологию за пределы дисциплин, объясняющих мир. Достижения физики за последний век не получили должного ни философского, ни богословского осмысления, и это та задача, которая должна быть решена. Более того, именно теология способна выработать язык для описания процессов, которые до сих пор не могут быть адекватно выражены естественнонаучными категориями, и проблема сознания здесь стоит на первом месте.
Хочется выразить надежду, что конференция «Теология и современные исследования сознания» останется не единственной в своем роде. Проблемы, затронутые на конференции, требуют не только междисциплинарного подхода, но и взаимодействия научных центров, ориентированных на разные направления исследования. И шаги на этом пути предпринимаются: с февраля 2018 года протоиерей Кирилл проводит цикл «Психическое и физическое в научной картине мире» на базе проекта «Познание_labs», активно взаимодействует с Высшей школой экономики. Лекции о. Кирилла в рамках упомянутого цикла доступны на портале «Иисус», они вызвали дискуссию, которая также будет отражена на нашем портале. И работа в этом направлении будет продолжена.