Преподобный Симеон Новый Богослов. Три гимна о любви к Богу
25 марта н.с. – день памяти преподобного Симеона Нового Богослова, великого православного подвижника, богослова и... поэта. Всем нам знакома его молитва в составе «Последования ко святому причащению», поражающая нас глубиной покаянного чувства и силой благодарения. При этом мало кому известно, что оригинальный текст этой молитвы подчинен строгому ритму: количество слогов в каждой строке совпадает, ударные и безударные слоги чередуются в равной последовательности. Точно так же, «Божественные гимны» преподобного Симеона широко известны в прозаическом переводе иеромонаха Пантелеимона (Успенского), который, вдохновляя многих читателей, вместе с тем, не позволяет им увидеть изумительное мастерство святого отца как поэта.
Можно ли прочувствовать ритм поэзии преподобного Симеона, не обращаясь к греческому тексту? Для русскоязычных читателей такая возможность открылась с публикацией стихотворных переводов гимнов святого Симеона Нового Богослова. Над созданием таких переводов трудились С. С. Аверинцев и иеромонах (ныне митрополит Волоколамский) Иларион (Алфеев). В день памяти преподобного Симеона предлагаем вам прочесть три изумительных гимна святого отца о любви и богообщении в стихотворном переводе митрополита Илариона.
Четверостишия о любви к Богу (6; 5)1Размер гимна – силлабо-тонический анакреонтический восьмисложник. В гимне встречаются рифмы (blyzon – drosizon, exaphanizeis – exaphthartizeis) и гомеотелевты (elkeis – perilampeis – met aballeis). Гимн переведен размером оригинала. Здесь и далее первая цифра в скобках после заглавия гимна означает его порядковый номер по изданию Sources Chretiennes; вторая цифра, после точки с запятой, означает порядковый номер гимна в русском переводе иером. Пантелеимона (Сергиев Посад, 1917).
Как Ты пламенем горящим
И водой живой бываешь?
Услаждая, как сжигаешь?
Как от тленья избавляешь?
Как нас делаешь богами,
Тьму в сиянье превращая?
Как из бездн людей выводишь,
Нас в нетленье облекая?
Как влечешь Ты тьму к рассвету?
Как Ты ночь рукою держишь?
Как Ты сердце озаряешь?
Как меня Ты изменяешь?
Как Ты приобщился к смертным,
Сделав их сынами Бога?
Как без стрел пронзаешь сердце,
И оно горит любовью?
Как нас терпишь, как прощаешь,
По делам не воздавая?
Вне всего как пребываешь,
На дела людей взирая?
Оставаясь в отдаленье,
Как деянья всех объявишь?2Букв. «как видишь дела всех?»
Дай рабам твоим терпенье,
Чтоб их скорби не объяли!3Букв. «чтобы не покрыла их скорбь».
Святого отца нашего Симеона мистическая молитва, в которой он призывает Святого Духа, созерцая Его 4Эта молитва, в отличие от остальных гимнов, написана прозой.
Прииди, свет истинный!
Прииди, жизнь вечная!
Прииди, сокровенное таинство!
Прииди, безымянное сокровище!
Прииди, неизреченное могущество!
Прииди, непостижимое лицо!
Прииди, непрестанное ликование!
Прииди, невечерний свет!
Прииди, истинная надежда всех стремящихся
к спасению!
Прииди, лежащих пробуждение!
Прииди, мертвых пробуждение!
Прииди, могущественный, всегда творящий,
претворяющий и изменяющий все одним
движением воли!
Прииди, невидимый, совершенно неосязаемый
и неизведанный!
Прииди, всегда остающийся неподвижным
и (вместе с тем) ежечасно весь движущийся,
и приходящий к нам, лежащим в аду – Ты,
Который выше всех небес!
Прииди, имя всегда желанное и везде повторяемое, хотя для нас совершенно невозможно сказать,
кто Ты, и узнать, каков Ты или откуда Ты!
Прииди, радость вечная!
Прииди, венец неувядающий!
Прииди, порфира великого Бога и Царя нашего!
Прииди, пояс кристалловидный и усыпанный драгоценными камнями!
Прииди, подножие5Букв. «обувь». неприступное!
Прииди, царская багряница и поистине самодержавная десница!
Прииди Ты, Которого возлюбила
и любит несчастная моя душа!
Прииди, Один к одному, ибо я одинок, как Ты видишь!
Прииди, отделивший меня от всех и сделавший одиноким на земле!
Прииди, Сам ставший во мне влечением и сделавший, чтобы я тосковал о Тебе, совершенно недоступном!
Прииди, дыхание мое и жизнь!
Прииди, утешение смиренной моей души!
Прииди, радость и слава и постоянное мое наслаждение!
Благодарю Тебя, что Ты – Сущий над всеми Бог – сделался со мной единым духом неслитно, непреложно, неизменно, и Сам стал для меня всем во всем: пищей неизреченной и получаемой даром, постоянно переполняющий уста моей души и стремительно текущей в источнике сердца моего, одеждой блистающей и опаляющей демонов, очищением, омывающим меня бессмертными и святыми слезами, которые дарует Твое присутствие тем, к кому Ты приходишь.
Благодарю Тебя, что Ты стал для меня светом невечерним и солнцем священным – Ты, Который нигде не можешь скрыться и все наполняешь Твоей славой. Ибо никогда Ты ни от кого не скрывался, но мы всегда скрываемся от Тебя, не желая прийти к Тебе. Да и где Ты скроешься, нигде не имеющий места Твоего отдохновения? Или зачем бы Ты скрылся, не отвращяющийся ни от кого, никем не пренебрегающий?
Итак, ныне вселись в меня, о Владыко, и обитай и пребывай во мне, рабе Твоем, неразлучно и нераздельно до смерти, о Благой, чтобы я и во время исхода моего (из жизни) и после исхода пребывал в Тебе, о Добрый,
и соцарствовал с Тобой – Сущим над всеми Богом.
Останься, Владыко, и не оставь меня одного, чтобы враги мои, всегда стремящиеся поглотить душу мою, придя и найдя Тебя пребывающим во мне, убежали прочь, и чтобы они оказались бессильными против меня, увидев, что Ты, Всемогущий, живешь внутри (жизни), в доме смиренной моей души.
Да, Владыко! Как вспомнил Ты меня, когда я жил в мире, и Сам избрал меня, когда я (еще) не знал Тебя, отделив от мира и поставив перед лицом Твоей славы, так и теперь, обитая во мне, сохрани меня всегда стоящим внутри и неподвижным. Чтобы видя Тебя постоянно, я – мертвый – жил, и имея Тебя, я – всегда бедный – был богат и стал богаче всех царей, и вкушая и пия Тебя, и ежечасно облекаясь в Тебя, наслаждался неизреченными благами.
Ибо Ты – всякое благо, и всякая слава, и всякая сладость, и Тебе подобает слава – Святой и Единосущной и Животворящей Троице, Которую все верные в Отце и Сыне и Святом Духе почитают и познают, Которой поклоняются и служат всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Прп. Антоний Великий. Фреска. XI в. Кипр
Источник: Издательский дом "Познание"
Кто есть монах, и какое его делание, и на какую высоту созерцания взошел этот (святой отец) (3;47)6Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром.
Монах есть тот, кто миру не причастен 7Букв. «не смешан с миром».,
Кто говорит всегда с одним лишь Богом,
Кто, видя Бога, сам бывает видим,
Любя Его, он Им любим бывает
И, светом становясь, всегда сияет.
Монаха хвалят – все равно он нищий,
В дом приглашают – все равно он странник.
О дивное, немыслимое чудо!
Среди богатств безмерных – я нуждаюсь,
Владея многим – остаюсь я беден,
Среди обилья вод – томлюсь я жаждой.
Кто даст мне то, что я уже имею?
И где найду Того, Кого я вижу?
Как удержу Того, Кто в сердце дышит 8Букв. «Того, Кто внутри меня».,
Но вне всего, Незримый, пребывает?
Имеяй уши слышати – да слышит 9Ср. Мф. 11:15.,
Словам безумца с трепетом внимая! 10Букв. «правильно понимая слова неграмотного». Называя себя agrammatos (неграмотный, невежда, неуч), преп. Симеон подчеркивает свою непричастность «внешней» (мирской) учености.