Дева Мария в римских катакомбах
В чем связь иконы и погребальных изображений? Почему христианская живопись началась в подземелье? И знаете ли вы, что Благовещение — один из главных сюжетов древнего церковного искусства?
К празднику Благовещения Пресвятой Богородицы публикуем отрывок из книги митрополита Волоколамского Илариона «Тайна Богоматери», которая выйдет в апреле в Издательском доме «Познание».
Истоки христианской живописи следует искать не в иудейской, а в греко-римской традиции, где изобразительное и пластическое искусство были широко развито. И формально, и функционально христианская икона была преемницей античных погребальных изображений. Это подтверждает сравнительный анализ раннехристианских икон и так называемых фаюмских портретов — египетских погребальных изображений, найденных археологами в Фаюме и других городах Египта (в общей сложности науке известно более 700 подобных изображений). На этих портретах, выполненных, как правило, на кипарисовой или кедровой доске размером приблизительно 40 на 20 см, изображены мужчины и женщины в римской одежде. Наиболее ранние фаюмские портреты (I–II вв. по Р.Х.) выполнены в технике энкаустики: краска, изготовленная из пигмента и пчелиного воска, нагревалась перед нанесением на поверхность доски. В более поздних портретах (III–IV вв.) чаще использовалась яичная темпера. С точки зрения живописного стиля фаюмский портрет представляет собой вполне реалистичное изображение умершего. В то же время, в изображении присутствует элемент идеализации, героизации: черты лица сознательно облагорожены, облику усопшего придается возвышенный характер.
Истоки христианской настенной живописи также следует искать в античных фресках, подобных тем, что сохранились в Помпеях. Тематически христианское искусство в течение II–V веков постепенно отходило от античных образцов, но в плане живописной техники христианские художники продолжали античные традиции.
Становление раннехристианской живописи можно проследить на примере настенных изображений в римских катакомбах — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 метров и служивших местами захоронений. Катакомбы имелись во многих городах Римской империи — как на Западе, так и на Востоке. Катакомбы представляли собой длинные коридоры, в стенах которых в мягкой вулканической породе — туфе — одно над другим высекались локулы — ниши для гробниц. Для молитвенного поминовения усопших в катакомбах устраивались кубикулы – комнаты прямоугольной формы и крипты – более пространные помещения, где могло поместиться значительное количество народа.
Наиболее известны катакомбы, расположенные в окрестностях Рима. Общая протяженность подземных коридоров, входящих в римские катакомбы, составляет несколько сотен километров; в общей сложности в катакомбах насчитывается от 600 до 800 тысяч захоронений.
Вопреки распространенному представлению, в катакомбах христиане не могли скрываться от гонений: как правило, места расположения катакомб были слишком хорошо известны. В основном катакомбные церкви использовались для поминовения усопших, в частности, тех мучеников, тела которых были в них захоронены. В то же время, катакомбные храмы использовались также для совершения Евхаристии. В «Апостольских постановлениях», представляющем собой компиляцию из литургико-канонических памятников I–III веков, говорится: «…Без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную Евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах».
Посещение катакомб по воскресеньям было традицией многих благочестивых христиан. Об этом свидетельствует блаженный Иероним:
Когда я, будучи еще мальчиком, учился в Риме, то считал долгом вместе с другими сверстниками по воскресным дням посещать места погребения апостолов и мучеников и сходить в катакомбы, вырытые в земле на значительной глубине. Войдя сюда, видишь стены, по обеим сторонам заполненные трупами мертвецов; место столь темное, что представляется, будто сбылись слова пророка: да снидут во ад живи (Пс. 44:16). Там и сям проникает сюда сверху свет, едва достаточный для того, чтобы облегчить на одно мгновение ужас, внушаемый темнотою; двигаясь дальше и снова погружаясь в тьму ночи, невольно вспоминаешь слова поэта Вергилия: «Ужас овладевает душою, страшит сама тишина».
Катакомбные церкви, а также отдельные гробницы украшались различными изображениями. Эти изображения, датируемые периодом со II по VI век, могут быть условно разделены на три категории: 1) символы и символические изображения; 2) изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе; 3) картины на христианские сюжеты, иконы. Все эти изображения имеют нравственно-дидактический характер и призваны отразить основные истины христианского вероучения. Большинство изображений выполнены в технике фрески, однако встречаются и мозаики (в частности, в катакомбах Домициллы).
К числу раннехристианских символов относятся рыба, якорь, корабль, виноградная лоза, агнец, корзина с хлебами, птица-феникс и целый ряд других. Одним из древнейших символов Евхаристии является изображение рыбы со стоящей у нее на спине корзиной с хлебами и вином: это изображение находится в катакомбах Каллиста, датируется началом III века. К числу евхаристических символов относятся также виноградная лоза, кисть винограда, птицы, клюющие виноград, два павлина, пьющие из чаши. Корабль, руль, парус и якорь были символами Церкви как спасительного Ноева ковчега. Птица-феникс служила символом воскресения и бессмертия. Рыба символизировала самого Спасителя: слово «рыба» (ἰχθύς) читалось как акроним, из начальных букв складывались слова Ἰησοῦς Χριστός Θεοῦ Υἱός Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Другим важнейшим христологическим символом был агнец, нередко изображавшийся в круге или с нимбом вокруг головы. Образ Доброго Пастыря – юноши в пастушеской одежде с ягненком или козленком на плечах – также был символом Христа, согласно евангельским словам «Я есмь пастырь добрый» (Ин 10:11). Все перечисленные символы имели языческие корни, однако, будучи включены в христианский обиход, они обрели новый смысл и превратились в ту тайнопись, при помощи которой христиане напоминали друг другу об основных истинах веры.
К числу античных образов и сюжетов, переосмысленных в христианском духе, относятся сцены из поэм Гомера, изображения Горгоны-Медузы, Орфея с лирой и другие. В раннехристианской литературе (в частности, у Климента Александрийского) Орфей нередко выступал в качестве прообраза Христа: подобно тому, как Орфей укрощал зверей игрой на лире, Христос покоряет людей через слово Евангелия. В то же время, Орфей воспринимался как греческая параллель библейскому псалмопевцу Давиду. На фреске в катакомбах Домициллы, датируемой III веком, Орфей изображен сидящим на камне с лирой в руках; вокруг него располагаются птицы и животные (голуби, павлин, змея, лошадь, лев, овца, черепаха, заяц), слушающие его пение. Фигура Орфея вписана в восьмиугольник, по краям которого расположены сцены декоративного характера, а также сцены из библейской истории: Даниил во рву львином, Моисей, изводящий воду из скалы, воскрешение Лазаря. Таким образом, в сознании живописца образ Орфея неотделим от истории спасения.
Наконец, заметное место в живописи катакомб занимают ветхозаветные и христианские сюжеты. Наиболее распространенные сюжеты из Ветхого Завета: Адам и Ева; Ной в ковчеге; жертвоприношение Авраама; Иона, поглощаемый китом; Иона, выбрасываемый китом на берег; Иона, лежащий под тыквой; Даниил, окруженный львами; Моисей, изводящий воду из скалы; Моисей, снимающий сандалии перед Неопалимой Купиной; три отрока в печи огненной. В числе новозаветных сюжетов: поклонение волхвов; Крещение; беседа Христа с самарянкой у колодца; воскрешение Лазаря; исцеление кровоточивой; насыщение народа хлебами и рыбой и другие. Некоторые притчи Христа, в частности, о сеятеле, о десяти девах, также нашли отражение в живописи катакомб.
Если рассматривать катакомбы как единый ансамбль, а в их настенных росписях видеть единую программу, то центральной фигурой этой программы оказывается Христос. Изображения Христа в катакомбах могут быть разделены на три категории: символические и аллегорические (в виде рыбы, агнца, Доброго Пастыря и т.д.); в виде молодого человека греко-римского типа, с короткими волосами и без бороды (условно назовем этот тип изображения Христа «античным»); в виде человека средних лет с бородой и удлиненными волосами (назовем этот тип «иконографическим»). «Античный» тип Христа присутствует во фресках II–IV веков, в частности, в сцене беседы Христа с самарянкой из катакомб на Виа Дино Компаньи; в мозаичной сцене воскрешения Лазаря из катакомб Домициллы; в изображении Христа с апостолами из катакомб Домициллы. «Иконографический» тип встречается в целом ряде фресок, начиная с конца IV века. Наиболее ранняя из известных науке подобных фресок находится в катакомбах Коммодиллы: здесь Христос представлен с длинной бородой, длинными вьющимися волосами; Его взор устремлен не на зрителя, а в сторону. Этот тип более позднего происхождения, чем «античный»: он получает широкое распространение в послеконстантиновскую эпоху.
Важное место в иконографической программе катакомб занимает образ Божией Матери с Младенцем. Наиболее древнее изображение Святой Девы, датируемое обычно концом II века, находится в катакомбах Прискиллы: здесь Она представлена сидящей, с покрытой головой, в одежде римской женщины; на Ее руках Младенец, прильнувший к Ее груди (что иногда трактуется как первый пример иконографического типа, который впоследствии получит наименование «Млекопитательница»). Перед Девой стоит молодой человек в одежде пророка или философа — предположительно, пророк Исаия или Иосиф Обручник. Если это Иосиф Обручник, значит, речь идет о самом раннем изображении Святого Семейства. Если это пророк Исаия, то, значит, имеется в виду пророчество о рождении Христа от Девы (Ис. 7:14). Высказывались также предположения, что это пророк Валаам, потому что он указывает вверх на звезду (Чис. 24:17).
Начиная с III-IV веков изображения Божьей Матери становится все более разнообразными.
На фреске в катакомбах Коммодиллы V или VI века Дева Мария представлена в темном одеянии, полностью закрывающем Ее голову и тело; лишь лицо, шея и руки остаются открытыми; Младенец со свитком в руке восседает у Нее на коленях; по сторонам от Нее изображены мученики Феликс и Адавктус; слева на переднем плане — вдова Коммодилла (богатая римлянка, в память которой устроен катакомбный храм).
На фреске в катакомбах Агнии Дева Мария представлена в фас, в позе Оранты (с поднятыми вверх руками); на Ее голове пышные волосы, лишь слегка прикрытые покрывалом; на переднем плане, на уровне Ее груди, также в фас, изображен Младенец Иисус.
Оранта (от лат. orans — «молящийся») — очень распространенный иконографический тип в живописи катакомб. Он представляет собой изображение мужчины или женщины с воздетыми руками. Таких изображений в римских катакомбах много, и в основном в позе Оранты представлены мученики и мученицы древней Церкви, а также усопшие, погребенные в катакомбах. В некоторых, наиболее древних изображениях Оранты, ученые видят символический образ молитвы. Однако с веками этот образ был переосмыслен и стал восприниматься как изображение молящейся Девы Марии. Известный исследователь христианских древностей А. П. Голубцов пишет об «Орантах» из катакомб:
Большая часть этих фигур не имеют при себе пояснительных надписей и, всего вероятнее, представляют погребенных там или здесь женщин. Но есть между ними несколько и таких, которые комментируются надписями, красноречиво говорящими, что под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию. Сходство в постановке, одежде и чертах лица между безымянными фигурами этого рода и отмеченными надписью: Maria, Mara и т. п. показывает, что в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины.
Неоднократно в живописи катакомб встречается сцены рождественского цикла. Самым древним изображением считается фреска греческой капеллы катакомб Прискиллы (II в.). здесь Богородица изображена сидящей на троне, к Ней подходят трое волхвов. На фреске в катакомбах Петра и Марцеллина (1-я половина III в.) Богородица с Младенцем сидит на троне, по сторонам от Нее изображены две мужские фигуры (возможно, Иосиф Обручник и пророк Исаия). В катакомбах Домициллы (1-я половина IV в.) Дева Мария изображена в трехчетвертном обороте, без головного убора: Она восседает на троне, держа Младенца на руках; к Ней с дарами приближаются волхвы. «По общему характеру, по стилю, деталям, по живости и простоте движений фреска приближается к лучшим образцам катакомбной живописи и должна относиться еще к III веку. Тем любопытнее, что Божия Матерь представлена здесь Девою-Матерью, с непокрытой головою, и что Младенец изображен в возрасте грудного ребенка, не отрока, а, быть может, даже спеленатого», — пишет крупнейший исследователь христианского искусства Н. П. Кондаков.
Еще один сюжет, встречающийся в росписи катакомб: Благовещение. В частности, в катакомбах Присциллы имеется изображение сидящей на троне женщины, к которой обращается с речью мужчина. Это изображение датируется II или III веком. Несмотря на простоту и лаконичность образа, нет сомнений в том, что имеется в виду именно событие, описанное в Евангелии от Луки: ангел Гавриил возвещает Деве Марии о рождении от Нее Младенца.
Помимо Христа и Божией Матери, в живописи катакомб мы встречаем изображения апостолов, мучеников, пророков и святителей. Многофигурные композиции чередуются со сценами, в которых участвуют два или три персонажа, или с одиночными портретами; изображения символического характера сочетаются с живописью вполне реалистичной.
Живопись катакомб являет мир раннехристианской Церкви во всем его многообразии. Это Церковь гонимая, чьи богатейшие внутренние ресурсы лишь частично отражены в ее изобразительном искусстве. Это Церковь, пронизанная эсхатологическим ожиданием грядущего Царства Божия; Церковь, в которой стерты границы между миром живых и миром усопших, между настоящим, прошлым и будущим.
Иконописная программа катакомб имеет прямую связь с теми молитвами и священнодействиями, которые в них совершались. И образы на стенах подземных церквей имели отнюдь не только декоративный смысл. По крайней мере, некоторые из них, очевидно, создавались в качестве объектов молитвенного поклонения. Тот факт, что, наряду с образами Христа, с самого начала бытия Церкви в ее изобразительном искусстве присутствует образ Девы Марии, свидетельствует о том, что литургическое поклонение Ей началось уже в раннехристианский период.