Что такое благодать? Ответ Амвросия Медиоланского
Кого Бог наделил благодатью и зачем? Как получить благодать? Святитель Амвросий Медиоланский переработал труды богослова и философа Филона, чтобы дать христианский ответ на эти вопросы.
Продолжаем публиковать разборы святоотеческих трудов, в которых многотомные исследования концентрированы для вашего удобства на нескольких страницах.
Отношения природы и благодати. Вопрос об отношении природы и благодати приобрел особое значение в IV веке, в ходе антиарианской полемики. Богословы того времени использовали понятия природы и благодати в вопросах усыновления Богу и обожения: Христос обладает божественной природой и является Сыном Божьим «по природе», тогда как люди усыновляются Богу и достигают обожения «по благодати».
Эта статья прослеживает, как святитель Амвросий Медиоланский переработал и «христианизировал» в своих трудах идеи иудейско-эллинистического богослова Филона.
Филон о благодати:
- Бог творит мир исключительно благодаря своей «щедрости», которая присуща ему по природе. Для Филона благодать не есть нечто «добавленное сверх природы», а сам факт, что мир вообще существует.
- Благодать подается Богом безвозмездно. Филон настаивает, что всеми своими дарами и добродетелями человек обязан исключительно Божественной благодати, которую он не заслужил.
- Бог раздает свои благодеяния не совершенно произвольно, а следуя определенной логике, которая доступна для понимания. Кроме того, дары подаются Богом в соответствии с возможностями человека воспринять эти дары. И Бог Сам делает человека способным воспринять их.
Взгляд свт. Амвросия. Святитель тонко корректирует положения Филона с позиций никейского богословия, опираясь, в первую очередь, на формулу «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Он не пользуется филоновским языком и не описывает творение мира в терминах благодеяния или дара. Святитель говорит об определенной целостности природы, в результате которой она обладает своей собственной «благодатью».
Амвросий соглашается с Филоном в том, что благодать подается человеку не за его заслуги, однако противопоставление благодати и заслуг он понимает в духе апостола Павла, христологически: благодать — это не вообще любой дар, а дар прощения, полученный от Христа.
Свт. Амвросий также соглашается с Филоном в том, что Бог подает благодать не произвольно, а в соответствии с Божественным планом. Однако и здесь святитель корректирует Филона, утверждая, что Бог не просто стремится привести испорченное человечество ко благу, а подает прощение тем, кто расположен его принять.
Свт. Амвросию удалось адаптировать учение Филона для целей никейского богословия. Его учение о природе и благодати в дальнейшем повлияло на богословов, которые смогли понять, что благодать не есть просто Божественный дар, а понятие, связанное с радикальной трансформацией человеческой природы, осуществленной через воплощение Христа.
Статью подготовил иерей Кирилл Слепян (штатный клирик храма Живоначальной Троицы в Троицке г. Москвы) на основе доклада преподобного Брайана Данкла (Бостонский колледж, США) на конференции «Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие» (Москва, 2021 г.).