Четыре опоры духовной жизни
Учение о четырех родовых добродетелях в трактате De virtutibus et passionibus и его место в греческой патристической традиции
Родовые добродетели (γενικαὶ ἀρεταί) в трактате De virtutibus et passionibus
Из всех творений богатого и разнопланового греческого корпуса прп. Ефрема Сирина только в трактате De virtutibus et passionibus (далее – VP)1 дважды говорится о четырех родовых добродетелях – в начале и в конце трактата2. Очевидно, что родовые (они же главные, или самые главные, или кардинальные)3 добродетели не находятся в центре внимания авторов, писавших по-гречески под именем прп. Ефрема. Тем не менее упоминание о родовых добродетелях позволяет задаться вопросом о том, каковы особенности учения автора одноименного трактата и насколько это учение вписывается в предшествующую – античную, христианскую4 – и последующую традиции.
Сложность задачи подчеркивается веером переводов этого выражения на славянский и русский языки, что видно на примере сочинений прп. Никиты Стифата (ок. 1005–1090). Выражение γενικαὶ ἀρεταί, которое неоднократно встречается в его трактате «О душе», в «Сотницах», в «Диоптре», переводилось прп. Паисием Величковским как «родные добродетели», или «соборные», или «главные»5. В печатном тексте славянского «Добротолюбия», отредактированном справщиками, в аналогичных случаях читаем: «первейшие» или «обдержательные»6, а в русском «Добротолюбии» свт. Феофана: «главнейшие добродетели»7 или просто «главные»8. Но в данном случае свт. Феофан переводил «родовые добродетели», приближаясь к пониманию прп. Паисия.
Далее мы проанализируем два фрагмента из VP, в которых встречается упоминание о четырех родовых добродетелях. Вот первый фрагмент:
«И душевными добродетелями мы прежде всего называем эти наиглавнейшие четыре, каковыми являются мужество, разумение, благоразумие/целомудрие и справедливость (τὰς γενικωτάτας τέσσαρας ταύτας, αἵτινές εἰσιν, ἀνδρεία, φρόνησις, σωφροσύνη καὶ δικαιοσύνη), ведь от них рождаются душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, долготерпение, незлобие, благость, негневливость, знание божественное, негневность, простота, невозмутимость, нелицемерие, любовь к истине и свобода, неосуждение, нетщеславие, ненадменность, отсутствие гордости, незлобие, бесхитростность, несребролюбие, сострадание, милостивость, готовность к отдаче, сдыдливость, благочестие…»9
Второй фрагмент завершает основную часть трактата. В нем, в отличие от первого, родовые добродетели приводятся после перечня главных христианских добродетелей:
«Надобно знать, что в меру совершенства какой бы то ни было добродетели невозможно достигнуть тому, кто в продолжение целой жизни съ неутомимым трудолюбием не стремится приобрести ее деятельною рачительностью. Сие должно сказать о милостыне, о молитве, о любви или о которой угодно изъ родовых добродетелей — о мужестве, благоразумии, целомудрии и справедливости (ἤ τινος τῶν γενικῶν ἀρετῶν, ἀνδρείας, φρονήσεως, σωφροσύνης καὶ δικαιοσύνης). При непрерывности труда в исполнении добродетелей надобно остерегаться, чтоб не умалять и совсем не уничтожать их цены и значения, допуская нехорошие при них цели, например человекоугодие, пустую славу и подобное. И, сверх всего этого, в добродетелях надобно упражняться всегда с рассудительностью, которая выше всех добродетелей, как бы некая царица и добродетель добродетелей»10.
Для греческого корпуса прп. Ефрема слово γενικός является крайне редким и помимо данного трактата встречается всего лишь один раз в другом смысловом блоке, обозначая обычное человеческое счастье и благоденствие11. Напротив, слово ἀρετή используется часто – в общем 432 раза. Следует также отметить, что во всем греческом корпусе прп. Ефрема все четыре добродетели перечисляются вне анализируемого трактата только один раз – как то, чего лишаются любящие богатство и ради него боящиеся смерти12.
Ниже мы приводим таблицу, в которой отмечена частота использования каждой из четырех добродетелей, а также основополагающей добродетели смирения в греческом корпусе под именем прп. Ефрема Сирина13.
Добродетель | Использование |
1) φρόνησις благоразумие | 42 |
2) σωφροσύνη умеренность | 77 |
3) ἀνδρεία мужество | 30 |
4) δικαιοσύνη справедливость | 175 |
5) ταπείνωσις смирение | 108 |
Этот же трактат VP, но в усеченном виде приписывался и прп. Иоанну Дамаскину14, в корпусе которого выражение «родовые добродетели» является таким же редким, как и в греческом корпусе прп. Ефрема. Справедливости ради надо отметить, что перечень четырех главных добродетелей у прп. Иоанна Дамаскина встречается чаще15, чем у св. Ефрема16.
Именно VP был включен свт. Феофаном в состав русского «Добротолюбия» в ряду других произведений под именем св. Ефрема17.
По классификации Д. Эммерденже-Илиаду все произведения «Псевдо-Ефрема» относятся к доиконоборческому, иконоборческому или послеиконоборческому периодам. Поскольку данный трактат мог быть известен свт. Фотию18, можно предположить для VP первый или второй вариант хронологии как более предпочтительный, что подтверждается и тем, что в церковной традиции трактат стал приписываться прп. Иоанну Дамаскину – богослову первого периода иконоборчества.
Четыре главные/родовые добродетели в античности
В античной, а потом христианской традиции число четыре19 имело широкий спектр значений. Символика числа четыре была особо плодотворна, поскольку существовали представления о мире как состоящем из четырех элементов и имеющем четыре части света, а также отдельные представления о четырех животных, болезнях20 и др. Данные воззрения были восприняты христианской традицией, для которой число четыре получило дополнительный авторитет в силу четверичного числа Евангелий после окончательного формирования канонического списка книг Священного Писания.
Представление о четырех главных добродетелях, к каковым чаще всего относили, вслед за Платоном21, Аристотелем22 и стоиками, мужество (ἀνδρεία), благоразумие (φρόνησις), целомудрие (σωφροσύνη как разумность) и справедливость (δικαιοσύνη), – сложилось в античности. Учение Платона о четырех данных добродетелях раскрывается, в частности, в «Федоне», притом что разумение (φρόνησις) оказывается sine qua non для трех других или для какой-нибудь иной добродетели23. Первоначально Платон писал еще о пятой добродетели – благочестии, но в поздних диалогах отказался от нее24. Аристотель пишет о том же наборе четырех добродетелей25, но, как и Платон, не использует термин «родовые». Он же писал о главной добродетели среди четырех – справедливости. Эта точка зрения нашла последователей и в христианской традиции.
Впоследствии учение о четырех доброделелях, с общим эпитетом «родовые», использовалось стоиками в разных вариантах. Так, император-стоик Марк Аврелий писал о четырех главных доброделях как о подлинном благе26.
Христианская патристическая традиция
В Ветхом Завете, в книге Премудрости Соломона, перечень четырех добродетелей находится под очевидным античным влиянием27. Однако это исключительный и нетипичный случай для библейского текста. В преддверии становления христианской аретологии оказывается Филон Александрийский, который не просто находился под античным влиянием, но создал грандиозный синтез античного и библейского учений. В частности, он сравнивал четыре основные добродетели с четырьмя реками рая, которые проистекают из одной «главной добродетели» — благости, берущей начало в Эдеме Божественной мудрости28.
Климент Александрийский, следуя Платону, стоикам и Филону, говорил о принципиальном единстве добродетели, разделяющейся на четыре «родовые» добродетели:
«Добродетель по силе едина (μία κατὰ δύναμιν ἡ ἀρετή), однако в зависимости от вида деятельности, в котором она проявляется, ее называют в одном случае разумением (φρόνησις), в другом – благоразумием (σωφροσύνη), в третьем – мужеством (ἀνδρεία) или справедливостью (δικαιοσύνη)»29.
Четыре главные добродетели приводят к обретению мудрости и господству над страстями30.
К IV в. учение о четырех главных добродетелях прочно завоевало свое место в христианской этике. Святитель Василий Великий пишет о них в произвольном порядке – и о прочих, от них зависящих. Хотя в вышеприведенном списке разумение на последнем месте, но, скорее всего, святитель не рассматривает этот перечень как перечисление по иерархии. О разумении в другом произведении он пишет особо, используя библейские цитаты и ссылаясь на античное стоическое учение о четырех добродетелях31.
В приписываемом свт. Иоанну Златоусту сочинении по поводу воскрешения Лазаря говорится о четырех главных добродетелях, из которых состоит разум и которые соответствуют четырем элементам, составляющим тело32.
Трактат VP в общем контексте
В целом в античной и христианской греческой литературе можно выделить разные подходы к изложению четырех главных добродетелей в системе аретологии.
- Четыре главные добродетели как единственные и основные добродетели души.
- Четыре главные добродетели как первоначальные добродетели для четырех групп, зависящих от них.
- Четыре главные добродетели как первые в перечне добродетелей.
- Перечень добродетелей, в котором четыре главные добродетели в полном составе или по отдельности занимают те или иные места33.
Очевидно, что античное учение о четырех добродетелях оказалось жизненно важным и в поздней Византии, где продолжались попытки дать им максимально глубокое духовное осмысление.
В начале VP содержится фрагмент, в котором четыре главные добродетели признаются ядром христианской аретологии. Другие ключевые христианские добродетели происходят от них, составляя основополагающую для веры и нравственной жизни цепочку. Ясная зависимость от античной традиции при наличии сильной и не зависимой от нее аскетики делает данный фрагмент ценным и значимым, хотя и трудно сопоставимым с оригинальным наследием прп. Ефрема Сирина.
В основной части трактата подробно излагается христианская аскетика применительно к трем частям души: их болезненное состояние во грехах и уврачевание, в котором участвуют разные добродетели, но не четыре главные, или античные, о которых автор как будто забывает. Также излагаются восемь страстей, или страстных помыслов по терминологии Евагрия, и предлагаются соответствующие христианские добродетели34.
В конце трактата автор снова вспоминает о главных добродетелях (у прп. Иоанна Дамаскина данное место опущено), которые на сей раз составляют отдельный блок после перечня христианских добродетелей: милосердия, воздержания, молитвы, любви. В данном случае доказывается необходимость ревностного и постоянного исполнения каждой из вышеперечисленных добродетелей. Ключевыми словами оказываются слова «цель», которая позволяет исполнять добродетели во всей полноте, и «рассудительность» (διάκρισις). Последняя «больше всех добродетелей, как царица35 и добродетель добродетелей (μείζων γὰρ πασῶν τῶν ἀρετῶν ἡ διάκρισις, ὡς βασίλισσά τις οὖσα, καὶ ἀρετὴ ἀρετῶν)»36. Но далее автор снова возвращается к этимологии добродетели как выбора37 и к смыслу разумения как получения умом максимальной пользы38 от богообщения39. Данное рассуждение, очевидно, продолжает рассуждение свт. Василия Великого о том, что «мы знаем разумение как одну из четырех главных добродетелей, благодаря которым мы, люди, становимся знатоками добрых, дурных и нейтральных вещей»40.
Особый акцент на рассудительности как самой главной добродетели не противоречит системе родовых добродетелей, поскольку рассудительность и разумение близки друг другу. «Сказал старец: рассудительность больше всех добродетелей»41, – данное назидание рождается в египетской пустыне. О том же писал и прп. Нил Анкирский: «И таким образом испытанный этими искушениями [подвижник] приходит к рассудительности, которая выше всех добродетелей»42. О рассудительности говорил и прп. Иоанн Лествичник, называя ее «умным светом Божественных добродетелей», созерцаемым духовно: «Свет для всех суставов тела – чувственные очи, а умный свет Божественных добродетелей – рассудительность»43. Данное описание возвращает в начало VP, где говорится о телесных и духовных чувствах.
Завершается трактат описанием образа Божия в человеке, который дан всем, и подобия, которое приобретается добродетельной жизнью лишь святыми44.
Очевидно, что для автора VP четыре главные добродетели оказываются рамками повествования о преодолении страстей и очищении. Такой ограниченный подход указывает, насколько значимым для христианской аскетики оставалось наследие античной этики.
Родовые добродетели по отдельности в греческом корпусе, приписываемом св. Ефрему
Но какова траектория каждой из добродетелей в греческом корпусе св. Ефрема? Возможно, это тема отдельного и не очень благодарного исследования. Предварительно можно заметить, что самое большое значение приобретает «разумение», но под другими именами («рассудительность» и пр.). Благоразумие/целомудрие часто выступает вместе с чистотой как oratio bimembris («двухчленное выражение»). Мужество входит в перечни добродетелей – иногда как «чадо терпения» – но вне тесной связи с главными добродетелями. И наконец, справедливость не имеет особого значения по аристотелевской схеме и значительно уступает чисто христианским добродетелям – таким, как смирение:
«Если ты возлюбишь его [смирение], в тебе поселится Божественная благодать, и будет благодать как источник, источающий исцеления людям… Оно – столп всех добродетелей, в нем нет печали смерти. Оно научает справедливости и мужеству, терпению и миру. Оно – дом Божий, храни его»45.
Сама же справедливость все более ассоциируется с Божественным судом, вразумлением и воздаянием46.
Учение о главных добродетелях у прп. Максима Исповедника как возможный источник для VP
В качестве заключения мы кратко рассмотрим учение о главных добродетелях прп. Максима Исповедника, ибо это наиболее яркое раскрытие темы, предшествовавшее VP и, возможно, оказавшее на него влияние. Как известно, аскетическое и богословское учение прп. Максима Исповедника стало богатым синтезом античной и христианской традиции. Для прп. Максима термин γενικός был важной понятийной категорией. Так, он писал о двух «главнейших» добродетелях по сравнению с четырьмя «главными»: о премудрости как пределе всех знаемых вещей и кротости как пределе всех деятельных вещей47. В другом же месте – о самой главной добродетели – любви48. В священной нумерологии прп. Максима представление о четырех добродетелях вступает в соотношение с другими четверицами или иными цифрами. «Четыре мириады составляют четверицу главных добродетелей; с ними разум, преодолев природу и время, восстанавливается в блаженном достижении бесстрастия»49. В частности, прп. Максим сравнивает четыре добродетели с четырьмя Евангелиями: «Святым Евангелиям равночисленна сила четырех главных добродетелей»50.
Соотношение четырех добродетелей с тремя силами души, основанное на предшествующей традиции, раскрывается у прп. Максима Исповедника с максимальной полнотой51. Он описывает, в том числе, соотношение четырех добродетелей и четырех элементов, из которых составлено тело52.
С учетом вышесказанного вполне возможно предположить, что трактат De virtutibus et passionibus был составлен в «школе» прп. Максима как компилятивное учебное руководство по аскетике. Но для ответа на этот вопрос потребуется гораздо более детальный анализ других фрагментов текста трактата. В любом случае, как мы постарались показать, трактат De virtutibus et passionibus, авторство которого в греческой традиции приписывается прп. Ефрему Сирину, имеет особую важность для греческой аскетической литературы.
1 Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα / ῎Εκδ. Κ. Γ. Θραντζολας. Θεσσαλονίκη, 1994. T. 5. Σ. 392–410. О прп. Ефреме Сирине см.: Ефрем (Лэш), архим. Ефрем Сирин // ПЭ. 2008. Т. 19. С. 79–105. О трактате VP в составе греческого корпуса прп. Ефрема см.: Hemmerdinger-Iliadou D. Ephrem, Les versions, I, Ephrem Grec // DSp. 1960–1961. 4. Col. 788–800; Eadem. Ephrem: versions grecque, latin et slave. Addenda et corrigenda // EHBS. 1975–1976. 42. P. 320–373.
2 О четырех главных добродетелях (virtutes cardinales) в западной традиции см.: Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden; Boston, 2011; Becker M. Die Kardinaltugenden bei Cicero und Ambrosius: De officiis. Basel, 1994; Bovendeert J. Kardinale deugden gekerstend. De vier kardinale deugden vanaf Ambrosius tot het jaar 1000. Nijmegen, 2007. В отличие от христианских добродетелей античные родовые добродетели были более ориентированы на восприятие обществом (Kimmel L. Literature and the passion of virtue // Virtues and passions in literature: Excellence, Courage, Engagements, Wisdom, Fulfilment / Edited by A.-T. Tymieniecka. Hanover (NH.). 2008. P. XI–XXV, особенно: P. XVII). См. также: O'Connell. Cardinal Virtues. Boston (MS.), 1918; Pieper J. The Four cardinal virtues Prudence, justice, fortitude, temperance. Notre Dame (IN.), 1966. Соответствующая западная терминология была разработана у свт. Амвросия Медиоланского: благоразумие (prudentia), мужество (fortitudo), умеренность (temperantia), справедливость (justitia). См. об этом: Гранцианский М. В., Скурат К. Е., Фокин А. Р. Амвросий, епископ Медиоланский // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 129–130; Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель // Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 472–486, особенно С. 480.
3 О кардинальных добродетелях в западной патристике на примере наследия свт. Исидора Севильского см.: Воронцов С. А. Преломление стоической и патристической традиций понимания схемы четырех добродетелей в сочинениях Исидора Севильского // Вопросы философии 7 (2014). С. 108–114. О кардинальных добродетелях в средневековье см.: Mähl S. Quadriga virtutum: Die Kardinaltugenden in der Geistesgeschichte der Karolingerzeit. Cologne, 1969.
4 Ср. классификацию четырех доброделей в рамках «этической» (то есть стоической) и «сотериологической» (то есть христианской) традиции; см.: Воронцов С. А. Преломление стоической и патристической традиций… С. 112).
5 Син. 930. Л. 244. Яц. 62. Л. 90 об. Прп. Паисий Величковский так и переводил в черновике «Сотниц», как видно по славянской рукописи второй половины XVIII в. из собрания А. И. Яцимирского (Яц. 62. ЛЛ. 1–122 [БАН]), а на полях приводил другие возможные варианты, например, при переводе Гл. 49 из 3-й Сотницы: «соборные» и «главные».
6 Nicetas Stethatus. Centuria 1, 96 // PG 120, 897. Слав. пер.: Добротолюбие или словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец / Переведено с греческого языка. М., 2001. Т. 2. С. 393.
7 Nicetas Stethatus. Centuria 1, 96 // PG 120, 897. Рус. пер.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. М., 1900. Т. 5. С. 109.
8 Nicetas Stethats. Centuria 2, 12 // PG 120, 905:19. Рус. пер.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Т. 5. М., 1900. С. 115.
9 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus (Т. 5. Σ. 393:5-13; выделение наше). То же см.: Joannes Damascenus. De virtutibus et vitiis (fragmenta) [Sp.] // PG 95, 85:14-25. Ср. в переводе свт. Феофана: «О душевных добродетелях утверждаем, что главным образом четыре родовые добродетели, а именно: мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость…» (Добротолюбие в русском переводе дополненное. М., 1895. Т. 2. С. 369).
10 Цитируется по переводу свт. Феофана (Добротолюбие.... Т. 2. С. 376; выделение наше). Греч. текст: Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus (Т. 5. Σ. 405:1–10).
11 См.: «Я стал чуждым для привычных мне вещей» (Ξένος ἐγενόμην τῶν γενικῶν μου πραγμάτων) – Ephraem Syrus. Consilium de vita spiritali, ad monachum novitium (capita 96) 28:3 // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 2. Σ. 218.
12 Οὐχ ὅπως κατορθωθῇ αὐτῶν ἡ σωφροσύνη καὶ ἡ φρόνησις, δικαιοσύνη τε καὶ ἀνδρεία·οὐ περὶ γεέννης καὶ δικαιοκρισίας Θεοῦ – Ephraem Syrus. De recordatione mortis et de virtute ac de divitiis // Ibid. T. 4. Σ. 251:1.
13 Статистика приводится с учетом данных, полученных при обращении к ресурсу: TLG on-line.
14 См.: Joannes Damascenus. De virtutibus et vitiis (fragmenta) [Sp.] // PG 95, 85–98. В статье: Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель — это различие не отмечено.
15 См., например: Joannes Damascenus. Dialectica sive Capita philosophica (recensio brevior) 35:22–26 // Die Schriften des Johannes von Damaskos. (Patristische Texte und Studien 7) / Hrsg. von P. B. Kotter. Berlin, 1969. Bd. 1. S. 120), где говорится о четырех добродетелях с особым акцентом на разумении. В «Священных параллелях» один из типичных ходов — начать перечень добродетелей с четырех наиболее известных: Joannes Damascenus. Sacra parallela. Recensiones secundum alphabeti litteras dispositae, quae tres libros conflant // PG 96, 13.
16 Ephraem Syrus. De recordatione mortis et de virtute ac de divitiis // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα … T. 4. Σ. 251:1.
17 Свт. Феофан писал: «Греческое Добротолюбие ничего не имеет из св. Ефрема. Мы считаем несправедливостию лишить свой сборник сокровищ его учения» (Добротолюбие… Т. 2. С. 310). Среди семи включенных произведений VP занимает четвертое. См.: «Подвижнические наставления св. Ефрема Сириянина» (Добротолюбие… Т. 2. С. 311–488; Творения святых отцов в русском переводе. 1848–1849. Т. 12–14).
18 См. изложение сочинений, приписывавшихся св. Ефрему: Photius. Bibliotheca 196 Ephrem // Photius. Bibliothèque / Ed. R. Henry. Paris, 1962. Т. 3. P. 89–92.
19 Четверица добродетелей описывается при помощи слов τετράς и τετρακτύς.
20 См.: «Первых и самых главных болезней по числу четыре…» – Galenus. De naturalibus facultatibus II 8 // Claudii Galeni Opera omnia / Ed. K. G. Kühn. Leipzig, 1821. Vol. 2. P. 118:14–16.
21 Согласно Платону, трем силам души соответствуют три основные добродетели: рассудительность – разуму; мужество – воле; умеренность (σωφροσύνη) – чувству, а справедливость, четвертая добродетель, является их синтезом (см.: Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель. С. 472).
22 Ср.: Michael Psellus. De omnifaria doctrina 69:2–3 // Michael Psellus. De omnifaria doctrina / Ed. L. G. Westerink. Nijmegen, 1948. P. 45. Подробнее см.: Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель. С. 472–473.
23 Plato. Phaedo // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 1. Oxford, 1900. P. 69b. См. также: Plato. Leges // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 5. Oxford, 1907. P. 965d.
24 Sedley D. The speech of Agathon in Plato’s Symposium // The virtuous life in greek ethics / Ed. B. Reis. Cambridge, 2006. P. 47–69, особенно: P. 58.
26 Marcus Aurelius Antoninus. Τὰ εἰς ἑαυτόν 5, 12, 1:3.5.12 // The meditations of the emperor Marcus Aurelius / Ed. A. S. L. Farquharson. Vol. 1. Oxford, 1944.
27 Прем. 8:6–7: Если же благоразумие (φρόνησις) делает многое, то какой художник лучше ее? Если кто любит праведность (δικαιοσύνην), — плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.
28 Philo Judaeus. Legum allegoriarum 1, (19) 63–66 // Philonis Alexandrini opera quae supersunt / Hrsg. von L. Cohn. Berlin, 1896. Bd. 1. S. 77–78.
29 Clemens Alexandrinus. Stromata 1, 20, 97, 3:3–4:1 // Clemens Alexandrinus (Die griechischen christlichen Schriftsteller 15) / Hrsg. von O. Stählin. Berlin, 1906. Bd. 2. S. 62.
30 Clemens Alexandrinus. Stromata 7, 3, 17, 3:5–4:2 // Clemens Alexandrinus (Die griechischen christlichen Schriftsteller 17) / Hrsg. von O. Stählin. Leipzig, 1909. Bd. 3. S. 13.
31 Basilius Caesariensis. Homilia in principium Proverbiorum // PG 31, 397.
32 Joannes Chrysostomus. De non judicando proximo [Sp.] // PG 60, 766.
33 Ср.: Ephraem Syrus. <Precationes ad Dei Matrem> 4 // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 6. Σ. 367:6–368:2, особенно: Σ. 367:16.
34 См.: Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Ibid. T. 5. Σ. 402–403.
35 Ср.: Sophronius. Homilia in nativitatem Christi, см.: Usener H. Weihnachtspredigt des Sophronios // Rheinisches Museum für Philologie. N.F. 41 (1886). S. 501––516, особенно: S. 513:29.
36 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 406.
37 Ср.: Alexander. In Aristotelis topicorum libros octo commentaria // Alexandri Aphrodisiensis in Aristotelis topicorum libros octo commentaria / Hrsg. von M. Wallies. Berlin, 1891. S. 350:5.
38 Ср. слова Сократа о пользе от разумения: Plato. Meno // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 3. Oxford, 1903. P. 88c:4–d:3. Ср. у Аристотеля: Aristoteles. Protrepticus Fr. 38 // Aristotle's Protrepticus / Ed. I. Düring. Stockholm, 1961.
39 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 408:12–14.
40 Basilius Caesariensis. Homilia in principium Proverbiorum // PG 31, 397.
41 Εἶπεν γέρων· ὅτι μεῖζον πασῶν τῶν ἀρετῶν ἐστιν ἡ διάκρισις – Apophthegmata. Сollectio anonyma (e cod. Coislin. 126) 106:1. См. также: F. Nau. Histoires des solitaires égyptiens // Revue de l'Orient Chrétien 12 (1907). P. 402.
42 Nilus Ancyranus. Epistulae 2, 140:85–87 // PG 79, 261.
43 φῶς δὲ νοερὸν ἀρετῶν τῶν θείων διάκρισις – Joannes Climacus. Scala paradisi 26 // PG 88, 1036.
44 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 409–410. В переводе свт. Феофана это описание опущено.
45 Ephraem Syrus. Capita centum. Quomodo quis humilitatem sibi comparet 90:9-12 // Ibid. T. 2. Σ. 343.
47 Maximus Confessor. Ambigua ad Joannem 21, 9:1–5 // On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua / Ed. N. Constas. Cambridge (MS.), London, 2014. P. 432.
48 Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 40:61–66 // Maximi confessoris quaestiones ad Thalassium. (Corpus Christianorum. Series Graeca 7) / Ed. C. Laga, C. Steel. Vol. 1. Turnhout, 1980. P. 269–270.
49 См.: Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 55:143–144 // Ibid. P. 489.
50 ἡ τοῖς ἁγίοις Εὐαγγελίοις τῶν τεσσάρων γενικῶν ἀρετῶν ἰσάριθμος δύναμις — Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 63:463–464 // Ibid. P. 175.
51 Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 41:13–17 // Maximi confessoris quaestiones et dubia (Corpus Christianorum. Series Graeca 10) / Ed. J. H. Declerck. Turnhout, 1982. P. 35. См. также о равновесии сил души и добродетелей, достигаемом благодаря справедливости: Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 48:6–14 // Ibid. P. 40–41.
52 Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 87:7–12 // Ibid. P. 68.