Быть богословом и остаться человеком: пример Григория Кипрского
Существует расхожее мнение, что богословы – скучные и сухие кабинетные ученые, оторвавшиеся от реальной жизни, ушедшие от реальных проблем общества. Их научная работа многим людям непонятна и неинтересна. Некоторых людей сложность и абстрактность теологической работы заставляет думать, что богословы утратили живую веру и зарылись с головой в сухую и безжизненную схоластику. Так ли это?
В течение последнего года на портале «Иисус» был опубликован ряд материалов, посвященных истории полемики об исхождении Святого Духа [1-5]. В публикациях [4, 5] (а также в статье [6] на портале «Богослов.Ru») особое внимание было уделено личности и учению Патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского. У человека, обращающего внимание только на богословскую и внутрицерковную деятельность патриарха, может сложиться мнение, что этот иерарх был оторван от жизни, был аппаратчиком-бюрократом, занимался сухой схоластикой и, в целом, был очень далек от практической христианской жизни. Но такое впечатление является ложным. Обратим внимание на поведение патриарха в разных жизненных обстоятельствах.
После обнародования богословской концепции патриарха, разъяснявшей православное учение о Святом Духе, Григорий Кипрский был подвергнут критике с разных сторон – и с позиций сторонников Лионской унии, и с позиций некоторых противников унии в православном лагере. Параллельно с этим Византийская Церковь страдала от активной деятельности раскольников-арсенитов. Казалось бы, эти проблемы, бывшие очень острыми в течение всего периода его патриаршества, должны были полностью поглотить внимание патриарха. Но Григорий находил время и возможность думать о своей пастве и оказывать ей помощь в ситуациях, далеких от названных проблем церковной жизни.
Рассмотрим его письмо, написанное, возможно, в 1285 [7, с. 58; 8, с. 511, ссылка 1] году императору Андронику II Палеологу [8]. В первой части этого письма [8, с. 511-514] патриарх говорит о сложностях церковной жизни, а затем переходит к тем вопросам, которые, казалось бы, его напрямую не касаются. Григорий Кипрский описывает преступную деятельность служащих императорского двора, тем самым приобретая в очень сложное для себя время дополнительных врагов [8, c. 514-515]. Дальнейший текст письма показывает, что Григорий подвергает себя еще большему риску – он описывает злодеяния одного из крупнейших сановников империи – деспота Иоанна. Слуги этого вельможи отобрали часть стада у скотопромышленника, жившего в Константинополе или в окрестностях этого города, и не желали возвращать имущество владельцу [8, c. 516-518]. Это письмо показывает, что Григорий не боялся конфликта с людьми, имеющими власть и влияние: он был готов к противостоянию с ними ради борьбы за справедливость и для защиты тех людей, которые сами не могли постоять за себя. Этот крупный богослов, занимаясь полемикой и исследованиями святоотеческих текстов, находил время и силы на помощь другим людям.
Более полный анализ писем Григория [7] показывает, что его поведение, отраженное в письме императору Андронику II, было свойственно патриарху на протяжении всей жизни, в том числе и до возведения на патриарший престол [7, с. 58]. На протяжении всей своей жизни патриарх пытался защищать обездоленных и угнетенных. Кроме того, анализ эпистолярного наследия патриарха показывает, что он был очень дружелюбным человеком, писал много писем к друзьям, в письмах был искренен и не был лишен чувства юмора [7, с. 60-62].
Еще один пример того, что Григорий был «живым человеком», стремившимся воплотить в своей жизни евангельские идеалы, стали действия патриарха, предварившие его отставку. Когда окончание его патриаршества стало очевидным, Григорий попытался примириться со своими многочисленными врагами. Но этим он не ограничился – патриарх возместил своим врагам убытки, которые стали результатом интриг и вражды этих людей против Григория [9, с. 125-126]. Кабинетный ученый с черствым сердцем не пошел бы на такой шаг, он даже и не подумал бы о таком.
Наконец, очень глубоко внутренний мир патриарха показывает его «Автобиография» [10]. Патриарх анализирует прожитую жизнь не как богослов, мыслящий сложными схемами и оперирующий абстрактными понятиями. Он пытается осмыслить свою жизнь как простой христианин, раскаивающийся в своих грехах и уповающий на Божий промысел. В каком-то смысле это сочинение патриарха можно сравнить с «Исповедью» блаженного Августина, а также с «Исповедью» свт. Патрикия Ирландского, столь любимыми многими читателями во всем мире. Очень важно, знакомясь с догматическими трактатами Григория Кипрского, познакомиться и с раскрывающими личность этого человека сочинениями, среди которых важное место занимает его «Автобиография».
Подводя итоги, мы можем сказать, что патриарх Григорий и его литературное наследие полностью разбивают ошибочное мнение о богословах как людях, которым интересны только сухие абстрактные формулы и рассуждения, а не стремление реализовать в жизни евангельские принципы. Пример жизни патриарха учит нас видеть каждого человека с разных сторон, не ограничиваться рассмотрением только одной какой-то сферы его жизни. Необходимо отказываться от различных предубеждений и расхожих мнений, которые могут очернить человека в наших глазах и привести к охлаждению христианской любви между людьми, а вместе с этим – и к отрыву людей от Христа. Особенно важно задуматься над этими особенностями отношений внутри общества в период Великого поста.
Ссылки:
[1] В. В. Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii-svyatogo-dukha/.
[2] В. В. Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Период от конца VIII века до разделения 1054 г. Режим доступа: https://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii/.
[3] В. В. Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Период от разделения 1054 г. до освобождения Константинополя Михаилом Палеологом в 1261 г. Режим доступа: https://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-ishozhdenii-sv-duha/.
[4] В. В. Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Период от освобождения Константинополя Михаилом Палеологом в 1261 г. до взятия турками Константинополя в 1453 г. Режим доступа: https://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii-sv-dukha/.
[5] В. В. Мицук. Что Предание Церкви говорит нам об исхождении Святого Духа? Ответ патриарха Григория. Режим доступа: https://jesus-portal.ru/truth/articles/chto-predanie-cerkvi-govorit-nam-ob-iskhozhdenii-svyatogo-dukha-otvet-patriarkha-grigoriya/.
[6] В.В. Мицук. Основные идеи богословской полемики патриарха Григория Кипрского против сторонников унии и оппонентов учения о «воссиянии» Святого Духа через Сына // Научный богословский портал «Богослов.Ru». Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/6023804
[7] Бибиков М.В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского: бедность, бедствия, болезнь // Византийский временник. Т. 56 (81). М., 1996. С. 57-62.
[8] И. Е. Троицкий. Письмо Григория Кипрского, патриарха Константинопольского, к императору Андронику Палеологу старшему // Христианское чтение. 1870. № 9. С. 511-518.
[9] Игум. Мартирий (Багин). Григорий II патриарх Константинопольский, 1283-1289: [Канд. дис.]. Загорск, 1990.
[10] И. Е. Троицкий. Автобиография Григория Кипрского, патриарха Константинопольскаго. // Христианское чтение. 1870. № 7. С. 164-177.