Авва Евагрий Понтийский о теле человека
Авва Евагрий Понтийский родился в IV веке на севере современной Турции в понтийском городке Ивора. Отец аввы Евагрия был рукоположен святителем Василием Великим в хорепископы, сам же Евагрий был чтецом у свт. Василия. После смерти святителя авва Евагрий переезжает в Константинополь, где позднее будет рукоположен в сан архидиакона святителем Григорием Богословом. После некоторых событий в личной жизни авва Евагрий переезжает в Палестину, где находит пристанище у своих друзей – Мелании и Руфина. Здесь же, в Палестине, он принимает постриг и затем уходит в Египетскую пустыню, в которой и подвизается в иноческом делании до конца своих дней.
Авва Евагрий, ученик Великих Каппадокийцев, почитатель Оригена и учитель Палладия, был одним из ведущих аскетов-богословов в традиции христианского Востока. Наряду с Оригеном и Дидимом Слепцом был осужден V Вселенским Собором, однако его аскетические труды продолжали переписываться – как под именем различных отцов Церкви, в первую очередь преподобного Нила Анкирского, так и под его собственным именем. В частности, значительное количество рукописей, содержащих тексты аввы Евагрия под его именем, содержится на святой горе Афон1Athos, Protaton 26 (10й век); Athos, Lavra Г 93 (Athous 333, 11й век); Athos, Panteleimon 635 (Athous 6142, 17й век); Athos, Vatopedi 57 (13й -14й век); Athos, Lavra M 54 (Athous 1745, 18й век).. Его тексты также вошли в «Добротолюбие» и до сих пор высоко ценятся во всем христианском мире.
Аскетическое богословие аввы Евагрия тесно связано с антропологическим пониманием человека в целом. Его аскетические упражнения основаны на возможности взаимовлияния духовной и физической составляющих человека посредством волевых усилий. Свою аскетическую систему авва Евагрий основывает на утверждении, что человек посредством преодоления своей природы может приблизиться к Богу, к святости.
«Но как тело возвышается над своей природой посредством здоровья и силы души, так же и душа посредством силы и мудрости Божией возносится к Его природе»2Евагрий Понтийский. Письмо к Мелании. Пер. Ю. Н. Аржанова. // URL.: http://www.k-istine.ru/library/evagriy_pontiyskiy-19.htm (дата обращения 5.05.2020)..
Для полноценного понимания концепции целостности человека в представлении аввы Евагрия необходимо рассмотреть понятия «ум», «душа» и «тело». В данной статье мы рассмотрим понимание им термина «тело».
Говоря о теле, авва Евагрий выделяет два отдельных понятия: тело как физическое тело человека в общепринятом понимании, материальный объект; и тело как ограниченное пространство, о́рган, наполненный материальным или нематериальным «веществом»3ТЕЛО — ТЕЛО, тела, мн. тела, тел, телам (срн. телеса), ср. 1. Ограниченное пространство, заполненное какой-нибудь материей, веществом (физ.). То, что заполняет что-н., занимает большую часть в чем-н. См. Ушаков. Словарь. // URL.: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=76598 (дата обращения 1.05.2020).. Под телом как органом авва Евагрий понимает ум человека. Проводя аналогию, авва Евагрий говорит, что, как человеческое тело является вместилищем души человека, так и ум человека является вместилищем Души, которая есть Логос и Святой Дух: «Ум есть тело Духа и Логоса»4Беневич Г. И. Антология восточнохристианской богословской мысли. Том I // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/antologija-vostochnohristianskoj-bogoslovskoj-mysli-tom-1/4#4_25 (дата обращения 1.05.2020).. Кроме того, по мысли аввы Евагрия, как тело человека отражает действие ума посредством души, так и ум человека, будучи телом Души (Логоса и Духа), являет Бога Отца. «И так же как ум при посредничестве души действует в теле, так же и Отец при посредничестве Его Души действует в Его теле, которое есть ум»5Евагрий Понтийский. Письмо к Мелании. Пер. Ю. Н. Аржанова. // URL.: http://www.k-istine.ru/library/evagriy_pontiyskiy-19.htm (дата обращения 5.05.2020)..
Рассуждая о природе (φύσις) тела, авва Евагрий говорит о возможности (посредством волевых усилий) преодоления, возвышения над природой. Принцип такого возвышения и лежит в основе аскетических упражнений аввы Евагрия и приводит, по его мнению, человека к святости. «То же, что случается выше природы или против природы – вот что заслуживает удивления. Ибо удивлению [по поводу того, что случается] выше природы, сопутствует похвала, удивлению же [по поводу того, что случается] против природы – осуждение»6Беневич Г. И. Антология восточнохристианской богословской мысли. Том I // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/antologija-vostochnohristianskoj-bogoslovskoj-mysli-tom-1/4#4_25 (дата обращения 1.05.2020)..
Becoming
Источник: Wayne McGregor, Marc Downie, Nick Rothwell. From the collection of Studio Wayne McGregor / Google Arts and Culture
Говоря о физическом теле человека, авва Евагрий выделяет две природы: чувственно воспринимаемую и умопостигаемую.
Чувственно воспринимаемой природой обладают все тварные создания – и разумные, и неразумные. Она обусловлена наличием зрения, слуха, обоняния и осязания. «Чувственно воспринимаемое тело благодаря славной премудрости Божией состоит из четырех чувственно воспринимаемых элементов»7Евагрий Понтийский. Письмо к Мелании. Пер. Ю. Н. Аржанова. // URL.: http://www.k-istine.ru/library/evagriy_pontiyskiy-19.htm (дата обращения 5.05.2020).. Авва Евагрий говорит о стремлении этих элементов к равновесию, как гарантии здоровья и комфортного существования тварного создания.
Умопостигаемое тело действует на ум и душу человека, поэтому является более сложным и свойственно только разумному человеку. Умопостигаемое тело воспринимает посредством все тех же четырех элементов, но на более глубоком, более значимом и сложном уровне.
«У тела же умопостигаемого есть следующие порядки: жизнь и смерть, здоровье и болезнь. Его формы при этом такие: стояние и сидение, хождение и склонение, молчание и говорение. Его побуждения следующие: голод, сон, желание, ярость, страх, грусть, ненависть, лень, беспокойство, хитрость, гнев, чванство, печаль, скорбь, злоба. Противоположны этим побуждениям: сытость, бодрствование, отвращение, умиротворение, смелость, радость, любовь, рвение, спокойствие, простодушие, мягкость, смирение, веселье, утешение, доброта»8Там же..
В человеческой умопостигаемой природе, по мнению аввы Евагрия, в результате стремления к равновесию для обеспечения комфорта, жизни и здоровья одни побуждения сменяют другие. Сон сменяется бодрствованием, голод сытостью и наоборот. Человек способен преодолевать эти побуждения посредством волевых усилий, что, по мнению аввы Евагрия, является движением к святости. «Когда его побуждения проявляются естественно и упорядоченно, то это признак малого, частичного здоровья души. Когда же у него их нет, то это знак совершенства»9Евагрий Понтийский. Письмо к Мелании. Пер. Ю. Н. Аржанова. // URL.: http://www.k-istine.ru/library/evagriy_pontiyskiy-19.htm (дата обращения 5.05.2020).. Однако в связи с греховным повреждением человечества, человек склонен к побуждениям не только естественным, направленным на обеспечение жизни и здоровья, но и к противоестественным, направленным на удовлетворение страстей. По мнению аввы Евагрия, такие страстные побуждения могут быть побеждены выработанной посредством воли и реализованной в определенных упражнениях, привычкой.
В своих рассуждениях о греховных помыслах авва Евагрий указывает на влияние духовной составляющей на физическую. Так, по его словам, «признаком страстей, действующих в душе, бывают: или какое-либо произнесенное слово, или телом совершенное движение»10Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие Том первый. Евагрия монаха о деятельной жизни сто глав. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/57 (дата обращения 3.05.2020)..
Тело, по мнению аввы Евагрия, играет одну из важнейших ролей в деле спасения человека и тесно взаимосвязано с умом и душой, хотя, по его мнению, по воскресении и не остается физическим, хотя и обновленным, телом, а становится духовным. «Будет воскрешение мертвых, мир сей прейдет, и мы восприимем духовные тела»11Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Наставления девственницам. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/65 (дата обращения 7.05.2020).. Однако, несмотря на такое утверждение, он эксплицитно утверждает, что достичь бесстрастия возможно лишь посредством участия в церковных таинствах – причащения Крови и Тела Христова. «Плоть Христова – деятельные добродетели: кто вкушает их, тот сделается бесстрастным. Кровь Христова – различение деяний, кто пьет его, тот просветится им»12Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/64 (дата обращения 1.05.2020)..
Литература
- Беневич Г. И. Антология восточнохристианской богословской мысли. Том I // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/antologija-vostochnohristianskoj-bogoslovskoj-mysli-tom-1/4#4_25 (дата обращения 1.05.2020).
- Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие Том первый. Евагрия монаха о деятельной жизни сто глав. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/57 (дата обращения 3.05.2020).
- Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/64 (дата обращения 1.05.2020).
- Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Наставления девственницам. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/65 (дата обращения 7.05.2020).
- Евагрий Понтийский. Письмо к Мелании. Пер. Ю. Н. Аржанова. // URL.: http://www.k-istine.ru/library/evagriy_pontiyskiy-19.htm (дата обращения 5.05.2020).
- Ушаков. Словарь. // URL.: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=76598 (дата обращения 1.05.2020).