Амвросий Медиоланский о Троице: восточный или западный богослов?
Седьмое воскресенье по Пасхе Церковь посвящает памяти отцов Первого Вселенского собора. Именно на этом соборе был сделан первый шаг в формулировании догмата о Боге, едином в Троице. Впоследствии это учение дорабатывали отцы Церкви. Сегодня мы разберем, что говорил о Троице свт. Амвросий Медиоланский, и поймем, считать ли его восточным или латинским богословом.
Эта статья продолжает цикл кратких лекций о святых отцах и их трудах.
Предпосылки. В период между 357 и 360 гг. в богословии случились существенные сдвиги. Они были обусловлены тремя событиями, имевшими место в середине четвертого века:
- Попытка императора Констанция насильно привести епископов империи к единой вере и навязать им единый символ веры.
- Появление «гетероусианского» богословия — учения о тварной природе Сына.
- Начало открытых споров относительно статуса Святого Духа.
Про-никейское богословие. Перечисленные события привели к формированию «про-никейского» богословия. Таких богословов волновали следующие вопросы:
- Способы рассуждений о рождении и существовании Сына, которые позволяют четко показать Его отличие от Отца и вместе с тем не разделять Божественное Единство.
- Способы рассуждений об Отце, Сыне и Святом Духе как неслиянном единстве.
- Рассуждения о божественности Святого Духа.
- Использование «разделительной» экзегезы — метода, который позволяет разделить все места Писания, которые говорят о Христе, на относящиеся к Слову как таковому и относящиеся к воплощению Слова.
- Соблюдение строгого методологического апофатизма, то есть подчеркивание факта, что все, относящееся к внутренней жизни Бога, остается для нас полностью непознаваемым.
Латинское и греческое. Жесткое разделение богословия отцов на латинское и греческое не является адекватным отражением ситуации четвертого века. Вернее было бы говорить о разных «диалектах», с помощью которых те или иные отцы рассуждали на перечисленные выше темы. В частности, использование понятий «сущности» и «ипостаси» в то время не было официально принятым и единственным способом Троичного богословия. Многие отцы, и, в частности свт. Амвросий, могли рассуждать вполне в духе Никейского собора, не применяя этих терминов.
Читайте также: Зачем спорить по поводу учения о Святом Духе?
Свт. Амвросий Медиоланский видел единство Божества как единство силы и действия Троицы. Такой подход, во-первых, прекрасно отражает про-никейские богословские принципы, о которых говорилось выше, а во-вторых, опирается на латинскую традицию предшествующего времени. У латинских богословов было принято определять силу как реальность природы. Когда эти богословы говорили, что Бог есть единая сила, они говорили о Божестве как о живой реальности, которая априори неразделима.
С другой стороны, свт. Амвросий перенял у греческих богословов и философов понимание того, что единство логически предшествует числу. Характерной чертой богословия Амвросия является отрицание и множественности, и числового единства в Троице.
По всей видимости, Амвросий Медиоланский также знал и о богословии каппадокийцев в 370-х годах, и сумел перевести его положения на язык, соответствующей латинской традиции, что говорит о выдающейся «богословской интеллигентности» святителя.
Читайте также: Что такое благодать? Ответ Амвросия Медиоланского.
Статью подготовил иерей Кирилл Слепян (штатный клирик храма Живоначальной Троицы в Троицке г. Москвы) на основе доклада преподобного Брайана Данкла (Бостонский колледж, США) на конференции «Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие» (Москва, 2021 г.).