Адские муки любви. Древнее толкование на одну фразу прп. Исаака Сирина
Хорошо известны слова преподобного Исаака Сирина о том, что мучимые в аду истязуются бичом любви. Эти слова сказаны в 27-м трактате «Первого собрания» преподобного Исаака, в русском переводе это Слово 18. Преподобный Исаак говорит о том, что в будущем веке «острота любви всех» будет устремлена «к Единому», то есть только лишь к Богу (в русском переводе «Слов подвижнических»: «быстрота желания всякого будет стремиться к Единому»). Другими словами, подвижник утверждает, что каждый человек в будущем веке будет испытывать любовь к Богу. При этом он говорит, что это любовь одним людям будет приносить радость, а другим — скорбь: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой»[1].
Эти слова преподобного Исаака Сирина получили широкую известность. В первой половине XIII в., в шестом веке после жизни подвижника, их цитирует митрополит Церкви Востока Соломон Басрский в своей «Книге пчелы», в которой обобщены взгляды различных авторитетных авторов на различные вопросы, связанные со священной историей и с вероучением.
Но в каком смысле любовь может приносить мучения? С таким вопросом обратился один сирийский монах к младшему современнику и последователю преподобного Исаака — Иосифу Хаззайе (то есть «Прозорливцу»). Ответ Иосифа сохранился в его «Книге вопросов и ответов», построенной в виде диалога «инока» и «вопрошающего» ученика. В своем ответе Иосиф Хаззайа показывает, что слова преподобного Исаака были ему хорошо известны, — и объясняет, как же надлежит понимать мучения любви. Этот ответ мы предлагаем вниманию читателей.
Отрывок из «Книги вопросов и ответов» приводится по сирийской рукописи XVI в. под номером 131 из Библиотеки патриархата Халдейской католической церкви в Багдаде (листы 55v–57v).
ИНОК отвечает: «Видение Господа нашего Христа в новом веке будет для праведников услаждением, а для нечестивых — мучением. Ибо праведники будут видеть Его и услаждаться тайнами ведения Его; нечестивые же будут подвергаться мучению ви́дением любви Его. <…>»[2]
ВОПРОШАЮЩИЙ задает вопрос: «Каково то страдание, которому подвергаются нечестивые в будущем веке? Овладевает ли ими скорбь, как в этом веке, или, может быть, их страдание отделено от сего? Ибо ты говоришь, что они истязуются любовью. Покажи мне, каково мучение любви в будущем веке. Ибо в этом веке всякое страдание при мучении, овладевающее человеком, приводит его к отчаянию и стеснению[3] души».
ИНОК отвечает: «От того века, [исполненного] света, сладости и радости, будет отъята смертность, удобопреклонность, печаль, скорбь, отчаяние и все страдания, которые в этом веке истязуют естество разумных [существ]. Ибо там их естество не будет принимать ни страдания, ни скорби. Но послушай, как нечестивые будут истязаться любовью ви́дения Господа нашего. Когда они будут видеть Господа и Бога нашего Христа и ви́дение любви Его будет истязать их, то не печалью и скорбью, как в этом веке, но любовью и рачением[4]: когда они будут непрестанно вожделевать сладости тайн Его. И подобно тому, как тот, кто кого-либо любит, истязуется любовью при виде его[5] — не так, что скорбь овладевает им, но так, что рачение любви к нему истязует его, потому что он вожделевает постоянно общаться с тем, кого любит, в беседе и услаждении, — так и все разумные [существа], для которых в будущем веке любовь к Господу нашему[6] будет мучением, будут истязаться по той причине, что они будут желать иметь общение с Ним через приобщение тайнам Его. Ибо те, кому любовь к Господу нашему[7] будет во услаждение, постоянно будут иметь с Ним общение в ведении Его святых тайн. Ибо непрестанно на них будет воссиявать небесное милосердие нашего Господа, потому что они сохранили заповеди Его в веке сем. Истязать же Его любовь будет всех тех, кто в веке сем творил волю души своей и не сохранил Его заповедей. Ибо, подобно тому, как в сем веке свет солнца светит разумным [существам], так и в будущем веке свет ви́дения Спасителя нашего будет светить всем разумным [существам]. Ибо, подобно членам тела, они тоже будут соединены с Господом нашим Христом, как сказал блаженный апостол: “Мы — члены Христовы, и мы от плоти Его и от костей Его” (Еф. 5:30)».
***
В дальнейших публикациях на портале «Иисус» будут представлены различные точки зрения на высказывания христианских авторов о воздаянии за грехи.
[1] Цитируется по русскому переводу, выполненному с греческого текста: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. — 4-е изд. — СТСЛ, 2019. С. 112–113.
[2] Ср. в «Главах о ведении» Иосифа Хаззайи: «В том огне, который виден уму во время молитвы, будут мучиться разумные [существа] в новом веке» (Иосиф Хаззайа. Книга глав о ведении. Новооткрытые фрагменты / Критическое издание, перевод с сирийского, предисловие и примечания М. Г. Калинина (продолжение) // Библия и христианская древность. 2019. № 3 (3). С. 15–51, здесь: с. 34 (сирийский текст), 35 (русский перевод)).
[3] Букв. «к связыванию».
[4] В оригинале — reḥmṯā, одно из обозначений любви в классическом сирийском языке, подразумевающее особые расположение и привязанность к предмету любви.
[5] Букв.: «истязуется любовью видения его».
[6] Букв. «любовь Господа нашего». В соответствующей конструкции в сирийском оригинале «Господь» может быть и субъектом, и объектом любви.
[7] Букв. «любовь Господа нашего». В соответствующей конструкции в сирийском оригинале «Господь» может быть и субъектом, и объектом любви.