Нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню
Еще в XIX веке замечательный проповедник архиепископ Иннокентий Херсонский, размышляя над жизнью святой Марии Египетской, говорил о том, что современному человеку трудно все это понять и, конечно, невозможно осуществить. Но, отталкиваясь от опыта Марии, он произнес замечательные слова: нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню.
Эти слова, думаю, могут быть понятны и людям XXI века. Путь Марии от самой бездны греха пролегал через покаяние и привел к уединению, к абсолютному ограничению своих потребностей, к жизни в соответствии с волей Божией, в полном доверии к тому, что Бог совершит в отношении нее. Если ей суждено было умереть от голода, от жажды, быть растерзанной дикими зверями, она была готова принять эту смерть. Эта женщина ничего не боялась. Она стремилась к уединению. А почему? Потому что оставаясь наедине с самим собой, человек лучше начинает себя понимать. Он видит свои слабости, ничто внешнее не провоцирует его на ложь, на греховные поступки — есть он, Бог и больше никого. Уединение является непременным условием в формировании человеческой личности.
Конечно, вряд ли кто-нибудь из современных людей готов повторить подвиг Марии Египетской… Но это не значит, что мы не должны серьезно воспринимать повествование о ее жизни в пустыне. Наоборот, это означает, что мы должны задуматься о том, почему же эта светская женщина, столь вовлеченная в грехи мира сего, ушла в это уединение? И ответ, конечно, один: когда человек начинает серьезно анализировать свою внутреннюю жизнь, когда он пред Богом исповедует свои грехи, когда он сознает свое несовершенство, ему нужно сконцентрироваться, ему нужно подумать, нужно принять какие-то меры к ограничению самого себя. И тогда уединение становится жизненной необходимостью, потому что житейская суета не дает возможности произвести эту трудную работу по преобразованию своей собственной души.