Зачем дьявол искушал Христа?
Краткое изложение:
Вопрос: Объясните, пожалуйста, зачем дьявол искушал Христа в пустыне? Зная, что Он Бог, — зачем Его искушать?
Митрополит Иларион: Эта история многократно толковалась, в том числе в древней Церкви. Но мне кажется, особенно интересное толкование дал Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы». Иван Карамазов своему брату Алёше, послушнику монастыря, излагает легенду о Великом инквизиторе.
Согласно этой легенде, Иисус Христос явился в Севилье, в Средние века, совершал чудеса и исцеления. Люди за Ним пошли, и на паперти Севильского собора Его встретил Великий инквизитор, который приказал Его арестовать. И затем он начинает говорить, причем Иисус все время молчит, а Великий инквизитор все время говорит:
«Ты совершил ошибку, когда не согласился на условия, которые Тебе ставил дьявол. Если бы Ты на них согласился, все человечество было бы в Твоих руках. Дьявол говорил: если хочешь, насытиться, преврати эти камни в хлебы, и ты насытишься — а Ты этого не сделал. Людям нужно дать материальное благосостояние, и тогда они за Тобой пойдут. Люди откликаются на материальные ценности, на чудо, которое ты совершишь в их глазах — а Ты и это отказался сделать. Наконец, Ты отказался от самого главного — от политической власти. Тем самым Ты совершил ошибку».
Иисус ничего ему не отвечает, но легенда построена таким образом, что ответы содержатся в вопросах. И позиция самого Достоевского заключается в том, что рассказ об искушениях Иисуса Христа в пустыне — это символический рассказ о судьбах мира, о судьбе Сына Божия и Его учения. Христос говорил, что Его учение не будет многими признаваемо, что многие будут гонителями его последователей, что за исповедание Его имени люди будут страдать — Он обо всем этом предупреждал.
По сути Христос отказался от всех средств, при помощи которых Он мог легко увлечь людей: чуда ради чуда, политической власти. Он на землю принес Царствие Божие, учение о духовных ценностях и о духовном мире. Те искушения, которые Он отверг — это, по мнению Достоевского, символическое изображение всего конфликта между Христом и миром сим.
Эту же историю трех искушений подробно рассматривает философ Николай Бердяев. Он говорит о том, что религия, которую принес на землю Христос — это религия свободы. Христос не ожидает от людей, что они пойдут за Ним только потому, что Он совершает чудеса или обладает земной властью. Христос ожидает, что люди добровольно откликнутся на Его зов — по любви к Богу, добродетели и по желанию достичь Царствия Небесного.