За что Церковь почитает апостола Павла?
Владимир Легойда: Владыка, я не могу Вас не спросить, поскольку мне тоже очень близок, смею надеяться, и очень интересен апостол Павел: что нового Вы в нем увидели, когда писали… Я книгу читал, но если резюмировать для наших зрителей, что для Вас было самым важным в этом новом открытии апостола Павла?
Митрополит Иларион: Для меня самым важным было то, что, я думаю, именно апостол помог ранней христианской общине понять, что Иисус Христос создал новую религию. Ученикам Спасителя после Его воскресения это было непонятно. Они долгое время еще продолжали ходить в храм Иерусалимский, они продолжали по субботам посещать синагоги. Да и сам Павел свою проповедь в каждом городе начинал с синагоги. Он шел в синагогу, проповедовал, но его либо выгоняли оттуда, либо даже палками били. То есть реакция всегда была отрицательной. Однако он всю жизнь надеялся. И даже в своих посланиях апостол Павел эту надежду – мы, наверное, о надежде будем говорить в следующем сегменте, я, может, забежал вперед. У апостола Павла была надежда на то, что весь Израиль спасется. Он эту надежду в Послании к Римлянам очень ярко выражает. Но действительность была иной – его проповедь среди иудеев не имела успеха. А проповедь среди язычников, наоборот, была успешной.
Апостол Павел был человеком, который в апостольскую общину вошел извне, не был ее частью. Наоборот, он был гонителем. Его долгое время не принимали, не верили в его искренность. И постоянно в своих посланиях апостол Павел должен был доказывать, что он все-таки апостол, хотя он и не был призван Христом при жизни, но что Христос его призвал потом и что он даже более других апостолов потрудился.
Именно Павел показал ранним христианам, что христианство – это не какое-то ответвление иудейской традиции, а совершенно новая религия. И он создал богословский базис для этой религии. Посмотрим, например, на наше богослужение. Всякий раз, когда я совершаю Литургию Василия Великого и читаю эти поразительные длинные молитвы-анафоры – они ведь буквально сотканы из слов и выражений апостола Павла. Девяносто процентов этих молитв – это апостол Павел. То есть он сформировал наше богословие, он сформировал наше богослужение. Именно он осознал богословское значение того, что апостолы своими глазами видели, и того, что евангелисты описали. Он, по сути дела, создал все христианское богословие.
Приобрести биографию апостола Павла можно на сайте Издательского дома «Познание».