Должен ли современный христианин верить в чудо?
Вопрос: Современному человеку свойственно рациональное критическое сознание. Можно ли верить в Христа как учителя морали, опуская при этом чудеса? Или же без веры в чудеса христианство невозможно?
Митрополит Иларион: Думаю, что без веры в чудеса подлинное христианство невозможно. Если мы откроем Евангелие, любое из четырех, то увидим, что значительная часть повествований посвящена именно чудесам Иисуса Христа.
В век рационализма, в частности, в Германии в XIX веке были предприняты попытки создать то, что Кант называл религией в пределах только разума. И вот как раз Кант в одном из своих трактатов говорил, что вера в чудеса противоречит этой религии просвещенного человека и что если в прежние времена правительства допускали чудеса, то в наше время они это уже не допускают. Будто бы совершение чудес зависит от воли правительства.
В те же годы Фридрих Георг Гегель написал свое сочинение под названием «Жизнь Иисуса», которое представляло собой пересказ Евангелия, но из этого пересказа были выброшены все чудеса Иисуса Христа, то есть Иисус был представлен исключительно как учитель нравственности. То же направление прослеживается в знаменитой книги Ренана «Жизнь Иисуса».
То же направление у нас на российской почве развивал Лев Николаевич Толстой, за что в конце концов он был отлучен от Церкви. Церковь обязана была констатировать, что то учение, которое проповедует Лев Толстой не является христианством. Христианство верит в Иисуса Христа не просто как в учителя нравственности, не просто как в пророка, а верит в Него как Бога и Спасителя, как Воплотившегося Бога, как Бога, ставшего человеком.