Вера как тренд и гонения на атеистов
Владимир Познер: Сегодня в России говорить «я – православный» – примерно то же самое, что в СССР сказать «я – коммунист». То есть это очень приветствуется. А говорить «я – атеист» – примерно то же самое, как в советское время сказать «я – верующий». Это не приветствуется. И я даже знаю атеистов, которые стесняются сегодня об этом говорить. И поэтому число атеистов официально намного меньше, чем есть на самом деле. Эта проблема Вас никак не беспокоит?
Митрополит Иларион: Вы затронули тему – «сколько людей соблюдает Великий Пост?». Но мы не измеряем Православие только по стандартам соблюдения Великого Поста. Есть очень много людей, которые хотят соблюдать Великий Пост, но не могут или соблюдают не в полной мере. Кто-то по состоянию здоровья, кто-то по семейным обстоятельствам. Но если человек тянется к Богу, то он обязательно находит к Нему свой путь. Собственно, Церковь как раз и дает каждому возможность своим путем прийти к Богу. Вы сравнили нас с Коммунистической партией…
Владимир Познер: Нет, я только сказал, что определенная атмосфера складывается: когда говорите «я православный», это приветствуется, хотя, может, ты и не православный совсем, как тогда «я – коммунист» приветствовалось, хотя, может, ты совсем не коммунист. И наоборот, сегодня сказать, что «я – атеист» – не очень. То есть я говорю о подлинных мыслях человека и о том, как приспосабливаются. И дальше если говорить, Вам не кажется, что сегодня Русская Православная Церковь обрела определенный… не авторитет даже, я бы сказал, а такую силу, что как-то неловко сказать «нет, я не православный»?
Митрополит Иларион: Мне так не кажется. Потому что Вы, например, говорите вполне открыто, публично, в прямом эфире, что Вы не православный, а атеист.
Владимир Познер: Да. И получаю за это очень много неприятных высказываний в интернете и так далее.
Митрополит Иларион: Но ведь и мы получаем неприятные высказывания, когда говорим что-то, что расходится, как говорится, с трендом. Я глубоко убежден в том, что мы должны жить, да и живем сейчас обществе, где каждый может быть самим собой, до тех пор, конечно, пока не переступает границ приличия − границ, связанных с общественной моралью. Но каждый может верить в то, во что он хочет, в того, в кого он хочет. Христианство никому не навязывает себя, ведь и Господь Иисус Христос ходил по земле, проповедовал, исцелял людей, изгонял бесов, но никому ничего не навязывал.
Владимир Познер: Христос – безусловно. Христос – это правда. Но если говорить о христианских Церквах, не только о Русской Православной Церкви, но и о Католической, которая исторически порой очень даже себя навязывала и даже людей сжигала живьем за то, что они не соглашались. Мы же знаем эту историю, это было. Нельзя отказаться от этого.
Митрополит Иларион: В истории было многое. Не хочу говорить за другие Церкви, но должен сказать, что в истории Православной Церкви все-таки такого не было, чтобы на кострах сжигали, отдавали под суд. Да, были разного рода проявления чувств, которые, с нашей сегодняшней точки зрения, да и с общехристианской точки зрения, не вписываются в то, о чем говорил и чему учил Христос. Но ведь Церковь состоит из живых людей, у которых есть грехи, страсти, свои недостатки.
Владимир Познер: Конечно, разумеется.
Митрополит Иларион: Вы говорите о вызовах. Наверное, самым главным вызовом Церкви с момента ее основания было то, что она создавалась из живых людей, из которых состоит общество.
Источник: интервью митрополита Волоколамского Илариона Владимиру Познеру в эфире программы «Познер» на Первом канале, 6 апреля 2015 года.