Сомневаться в Боге – норма или грех?
Владимир Легойда: Владыка, Вы сказали, что у Вас нет сомнений в вере. А вообще как Вы считаете, сомнения в вере у любого человека – это плохо, это данность, это нормально?
Митрополит Иларион: Я не считаю, что это плохо. Каждый человек очень по-разному себя позиционирует по отношению к Богу и к по-разному Бога воспринимает. У каждого человека вера проявляется по-разному и по-своему. Пример, который я часто привожу, – это Федор Михайлович Достоевский, глубоко верующий человек, написавший много замечательных мыслей и о Боге, и о Церкви, и о нравственности. Но при этом он, по-видимому, до конца дней сомневался. Эти сомнения присутствуют и в его романах, и в его дневниках. И, по-моему, он где-то даже написал: «Наверное, я до конца дней и буду сомневаться».
Думаю, что сомнение – это вполне естественное свойство человека. Мы помним слова апостола Павла, что если Христос не воскрес, то тщетна ваша вера и тщетна наша проповедь. А ведь в воскресении Христа сомневались даже Его ближайшие ученики. Мы это видим по всем четырем Евангелиям. Каждый из евангелистов счел своим долгом сообщить нам о том, как ученики сомневались. Иоанн упоминает, что Фома сказал: «Пока не увижу – не поверю». Матфей пишет о том, как в Галилее ученики встретили Спасителя воскресшего и одни поклонились, другие усомнились. Лука рассказывает о том, как двое учеников не узнали Спасителя, и Он обращался к ним со словами: «О несмысленные и косные сердцем». То есть в каждом из Евангелий это присутствует. Если даже ближайшие ученики Спасителя сомневались в том, что Он говорил, сомневались, может быть, в силе Его чудес и усомнились в самом главном совершенном Им чуде – в воскресении, то вполне естественно, что и другие люди сомневаются.