Простит ли Бог всех?
Вопрос: Вопрос по отрывку из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов на встрече со своим братом Алешей сказал, что не принимает мира Божьего, где все – и мучимые, и мучители, и агнцы, и закоренелые грешники – будут жить в гармонии и простят друг другу все грехи. Как Вы полагаете, будут ли брать в Царство гармонии и истины, в загробный мир, в рай, всех людей, в том числе и грешников, вроде этого генерала и последних негодяев, или нет? Способен ли Господь простить всех, как это имел в виду Алеша Карамазов? Или же после смерти все будут «сортироваться» по степени своей греховности при жизни – кому в ад, кому в рай?
Митрополит Иларион: Вопрос очень непростой. Над этим вопросом билась философская мысль на протяжении столетий. Достоевский эти вопросы ставил, но так и не дал на них окончательного ответа, потому что окончательного ответа на них просто не существует.
Мы не знаем до конца, что будет происходить в Царстве Небесном. С одной стороны, мы знаем, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Об этом прямо говорится в Священном Писании, это желание Бога. Нет таких людей, которых Бог по Своему желанию хотел бы предать вечным мучениям.
На Западе существовало учение о том, что одна часть людей предопределена Богом ко спасению, а другая часть – к погибели. В частности, это учение развивал уже упоминавшийся в предыдущем вопросе западный богослов Блаженный Августин.
В восточной же христианской традиции, из которой естественным образом вырастает наша сегодняшняя православная традиция, ответ был всегда такой: Бог каждого человека предопределил ко спасению и каждого человека желает видеть спасенным. В раю достаточно места для всех людей. Христос сказал: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14.2). В рай не попадут только те люди, которые сами этого не захотят.
Но где происходит эта, как вы выражаетесь, «сортировка»? Она происходит не в загробном мире, а здесь, на земле. Именно здесь одни люди становятся на сторону Бога, а другие – на сторону Его врага, дьявола. Одни выбирают добродетельную жизнь, а другие – порочную. То есть Страшный суд начинается здесь, на земле, а продолжится в вечности, и то, как человек будет жить в вечности, напрямую зависит от того, как он жил на этой земле. А из этого основополагающего принципа следуют и все выводы, в том числе о том, кто будет допущен в Царство Небесное, а кто не будет допущен.
Мы знаем, с одной стороны, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись. С другой стороны, известно, что есть люди, которые не хотят этого спасения, которые всю свою жизнь поставили на то, чтобы противостоять Богу, бороться с Церковью, с религией, причинять людям зло. Как мы можем говорить о том, что такие люди будут уравнены в правах в Царстве Небесном? Это, конечно, невозможно.