Почему притча о десяти девах не соответствует христианским заповедям?
Притча о десяти девах.
Фреска нартекса церкви Святых Архангелов в Лесновском монастыре, Македония. XIV век
Вопрос: Почему в притчах о десяти девах мудрые девы не дали масла неразумным? Ведь христианство заключается в любви к ближнему, самопожертвовании, самоотдаче.
Митрополит Иларион: Притча – эта метафорический рассказ, при помощи которого рассказчик хочет передать ту или иную нравственную заповедь. В данном случае речь идет о двух группах людей: первая группа – ее символизируют мудрые девы, которые запаслись елеем, то есть они приготовили себя к встрече с женихом. А неразумные девы – это те, которые не запаслись елеем, то есть не подготовились к этой встрече.
В притче о десяти девах вообще не идет речь о каких-то поведенческих моделях. Здесь говорится о некой символической, метафорической истории. Эта метафора использована Господом Иисусом Христом, чтобы напомнить людям о том, что они должны всегда быть готовыми к встрече с Богом – и по той причине, что смерть может настигнуть человека в любой момент, и в силу того, что качество жизни зависит от степени готовности человека в любой момент встретиться с Богом.Соответственно, две группы дев символизируют готовых или неготовых встретиться с Господом.
Об этом, собственно, и идет речь в этой притче, а не о том, как надо себя вести, если у твоего соседа закончилось масло и он обращается к тебе с просьбой им поделиться. В притче важно понять смысл, а не обращать внимание на какие-то второстепенные детали. Недаром святитель Иоанн Златоуст говорил, что не на все в притчах Господа Иисуса Христа нужно обращать внимание, и не всякая деталь имеет символический смысл. Именно поэтому очень важно читать не только евангельские притчи, но и святоотеческие толкования на них.
Подробнее о толковании евангельских притч митрополит Иларион рассказывает в книге «Чему подобно Царство Небесное? Восемь притч Иисуса Христа», выпущенной Издательским домом «Познание».