Почему веры недостаточно для спасения?
Вопрос: Блаженный Августин пишет: «Без Церкви можно верить в Бога, без Церкви можно исповедовать Святую Троицу, держать Евангелие и даже проповедовать его. Единственное, что нельзя без Церкви, это спастись». Как понимать слова святого? То есть, если я верю в Бога, стараюсь жить по заповедям и жертвую собой ради ближних, но не хожу в храм, то я не спасусь? А люди, которые в храм ходят, чтобы свечку поставить и постоять, подумать о своем на Литургии, спасутся?
Митрополит Иларион: Всякий раз, когда я слышу о том, что кто-то спасется, а кто-то не спасется, я спрашиваю себя: насколько мы вообще вправе об этом судить? Ведь спасает человека Бог, но Он спасет человека, как говорили святые отцы, не без участия самого человека. Бог уже совершил все необходимое для этого: Он воплотился, то есть стал человеком, Он принял на Себя грехи людей, Он дал нам заповеди, по которым нужно жить, он дал нам Церковь, где мы можем участвовать в Таинствах, принимать внутрь себя Самого Воплотившегося Бога, когда причащаемся Тела и Крови Его. То есть со стороны Бога путь нашего спасения уже пройден, и то, что Бог мог для нас сделать, Он уже сделал. Но спасение не может быть навязано человеку, спасение – это дар, и уже от человека зависит, принять его или нет; от человека зависит, как он откликнется на этот дар.
Христос говорит, что для спасения человека недостаточно просто веры в Бога. Ведь мы знаем, что фарисеи и книжники времен Иисуса Христа были очень даже верующими людьми. Они соблюдали множество ритуалов и правил, были людьми праведными. Тем не менее, оказалось, что именно с ними Христос вступил в конфликт, который Ему стоил Его человеческой жизни. Значит, каждый из нас на этот призыв Божий ко спасению отвечает по-разному. Кто-то может сказать: я делаю добрые дела, но не буду ходить в церковь, и надеется, что тем самым он достигнет спасения. Конечно, лучше делать добрые дела, чем их не делать. Более того, больше правды у того человека, который делает добрые дела, чем у человека, который ходит в церковь, но добрые дела не совершает. Еще апостол Иаков говорил о том, что вера без дел мертва (Иак. 2.20), и бесы веруют и трепещут (Иак. 2.19). То есть наша вера естественным образом должна проявляться в делах.
С другой стороны, когда люди задают вопрос: можно ли спастись без Церкви? – действительно, святые отцы, не только Блаженный Августин, который здесь не точно процитирован, но и Киприан Карфагенский, и многие другие, говорят о том, что без Церкви спастись невозможно. Потому что Церковь – это община учеников Христа. Христос приглашает вас в нее и говорит: «Я создал эту общину для того, чтобы тебя спасти, открыть тебе дверь в Царство Небесное». Вы можете, конечно, не откликнуться на это приглашение, но тогда и не задавайте вопрос о спасении. Учение Христа можно либо принять полностью, либо не принять вовсе. Какое-то частичное принятие Его учения невозможно. Если Христос создал Церковь для того, чтобы открывать людям путь ко спасению, чтобы через Таинства они могли приобщаться к Богу, то это и есть тот путь, по которому нам следует идти.