Почему не все верят в Бога?
Вопрос: Какие есть доказательства существования Бога? Я не нашел ни одно.
Митрополит Иларион: Доказательства существования Бога бывают разные. Вот например латинский богослов Фома Аквинский находит пять доказательств бытия Божия. Одно из них заключается в том, что все в мире движется, а для того, чтобы что-то двигалось, должен быть какой-то «перводвигатель», вот этим «перводвигателем» является Бог. Другое доказательство исходит из того, что у каждого предмета должна быть некая причина, а, соответственно, все предметы должны восходить к некой первопричине.
Но эти доказательства, конечно, не могут убедить скептика, и они не могут убедить человека неверующего, потому что если человек не хочет видеть присутствие Бога в мире или в событиях собственной жизни, то нет такого доказательства, которому он бы мог поверить. Самое сильное доказательство – это то, что происходит в жизни человека, когда Бог иной раз вторгается в жизнь даже людей неверующих, и они оказываются в такой ситуации, когда понимают, что Бог находится рядом, или что Бог вмешался в их жизнь, или что они без Бога не могут ничего сделать.
В качестве примера могу привести примеры некоторых людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Эти люди не верили в Бога, они отрицали бытие Божие, но потом они оказались в такой ситуации, когда поняли, что своими силами они не могут справиться с болезнью. И они себе сказали: «Я обращусь к Богу за помощью, и я буду и сам бороться, но буду и Бога призывать в помощь». И они, исцеляясь от своей зависимости, одновременно исцелились и от неверия. И такие события происходят с очень многими людьми. Если мы прочитаем Евангелие, то увидим, что чудеса, которые совершал Иисус Христос, имели целью не столько физическое исцеление людей, сколько то, чтобы люди поверили в Бога, в его присутствие в их жизни, в его милосердие и в его силу.
Вера является некой тайной. Это тайна, которая существует между конкретным человеком и Богом. Мы никогда точно не знаем, почему два человека могут жить в одинаковых обстоятельствах, в одинаковых условиях, с ними происходят похожие вещи, но один за этими событиями видит присутствие Божие, а другой не видит. Есть и у человека определенная ограниченность – есть люди, которые свое собственное сердце закрывают для Бога, они не хотят, чтобы Бог вошел в их сердце, они отказываются слышать проповедь о Боге. А есть и такие ситуации, когда Бог, по каким-то одному Ему известным причинам себя не открывает конкретному человеку.
Многие люди сейчас не называют себя атеистами, а называют себя агностиками. Это происходит от приставки «а-», означающей «не», и слова «гнозис», означающего «знание». То есть, буквально агностик – это человек, который «не знает» и сознается в своем незнании, есть Бог или нет. Такая позиция является честной, потому что мы действительно многого не знаем. Но когда человек агрессивно отрицает бытие Божие, когда он нападает на веру, нападает на Церковь, когда он закрывает свое сердце для Бога, то это опасная ситуация, духовно опасная, которая вредит не только ему, но и окружающим людям.
«Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». (Ин. 4:46-48)