Почему не каждая икона становится чудотворной?
Вопрос: Содержит ли икона благодать в себе? Как богословие объясняет разницу, если она вообще есть, между обычными и чудотворными иконами, намоленными и ненамоленными?
Митрополит Иларион: Прежде всего, нужно понять, что такое икона. Икона – это священное изображение, но не всякое изображение Иисуса Христа, Божий Матери, кого-либо из святых или каких-либо сцен из Священного Писания является иконой. Есть, например, живописное изображение Христа, различных евангельских сюжетов.
Икона пишется по определенным правилам, которые складывались на протяжении многих веков. Все они имеют определенную богословскую основу под собой. Например, на иконе, как правило, персонаж не изображается реалистично. Он изображается в некоем условном иконном облике, потому что икона не является портретом. Это изображение человека, уже достигшего в своей жизни небесной славы и поэтому на иконе никогда не подчеркивается телесность. Наоборот, икона всегда представляет одухотворенный образ человека.
На иконе не принято изображать страдания. Например, на иконе распятия Иисуса Христа Спаситель всегда изображается мертвым, то есть Его тело еще висит на кресте, но Он уже умер, Его глаза закрыты.
Иконы пишутся по определенным правилам. Например, существует правило обратной перспективы. И это иногда связывают с тем, что человек, который стоит перед иконой, должен чувствовать себя не зрителем, а находиться как бы внутри этой композиции. То есть, если мы видим икону Рождества Христова, то мы не просто сторонние наблюдатели того события, которое изображается на этой иконе, но мы приглашаемся как бы войти внутрь этого события и стать участниками того действия, что изображается на иконе.
Некоторые иконы признаны чудотворными, это зависит от того, как конкретная икона действует на людей. Невозможно написать чудотворную икону, невозможно изготовить ее по заказу. Иконы становятся чудотворными благодаря особой силе, которой Бог наделяет некоторые из них.
Все иконы несут в себе божественную благодать, которая дается ради имени того, кто изображен на иконе. Когда мы, например, молимся Иисусу Христу перед Его иконой, то мы молимся не иконе, а Самому Спасителю. Но через эту икону Иисус Христос может подавать нам благодать. А вот почему Господь одним иконам дает чудотворную силу, а другим нет, этого мы не знаем. Но нам известно, что у Бога есть много способов воздействовать на людей. И мы также знаем, что каждая икона является окном в другой мир.