Почему наш Патриархат называется Московским?
Вопрос: Почему наша Патриархия как институция называется Московской, а наш Патриарх именуется Московским и всея Руси? Мне кажется, что правильнее именовать нашу Патриархию – Патриархия всея Руси, такое название будет более точно обозначать сферу ответственности Русской Церкви. Кроме того, это будет правильнее и с политической точки зрения. Например, многих на Украине раздражает термин Московская, идет пропаганда и травля «московских попов», а так Церковь на Украине могла бы называться Украинская Православная Церковь Патриархии всея Руси.
Митрополит Иларион: Я думаю, что переименование Церкви не решит те проблемы, которые сегодня существуют на Украине. На Украине имеется проблема политического характера, кроме того, в стране существует раскол, а потому всегда найдутся демагоги или политические деятели, которых не будет удовлетворять то или иное название. Мы не можем менять название Церкви в угоду политической конъюнктуре.
Если посмотреть на историю Русской Церкви, то в течение нескольких веков она представляла собой единую митрополию в составе Константинопольского Патриархата с центром в Киеве, и глава этой митрополии именовался митрополит Киевский и всея Руси. После того, как митрополит Киевский и всея Руси в силу политических обстоятельств переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, он продолжал носить титул митрополита Киевского, находясь в Москве. Когда Русская Православная Церковь стала автокефальной, а затем на Руси было признано Патриаршество, Патриарх стал именоваться Московским, а в Киеве появился свой отдельный митрополит.
Мы очень дорожим единством Церкви, которое унаследовали от крещальной купели святого князя Владимира, и если Патриарх называется Московским, то он называется таковым, прежде всего, потому что является правящим епископом города Москвы. А титул «всея Руси» относится не только к России, но и к исторической Руси, которая включает в себя и нынешнюю Украину, и нынешнюю Белоруссию, а также, конечно, этот титул распространяется и на всю паству Русской Православной Церкви, проживающую в ближнем и дальнем зарубежье. Поэтому перемена титула не изменит нынешнюю ситуацию, но тот титул, который существует сегодня, то название Русской Православной Церкви, которое закреплено в Уставе, отражает сложившуюся историческую реальность.