Почему Церковью руководят монахи?
Краткое текстовое изложение:
Вопрос: Как получилось, что католическое духовенство пошло по пути целибата, а в Православии духовенство преимущественно женатое? И почему епископы в Русской Церкви избираются только из черного духовенства?
Митрополит Иларион: Первоначально в Церкви был один чин пастырей, он назывался епископами или пресвитерами. В посланиях апостола Павла мы видим употребление этих двух терминов в качестве синонимов. Апостол Павел и про тот, и про другой чин говорит: «епископ (или пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж...» (1 Тим. 3:2).
Монашество как институт в Церкви появилось только в IV веке, хотя аскеты, дававшие обет безбрачия, существовали в Церкви с самого начала. Постепенно монашество стало завоевывать все более прочные позиции в Церкви. Особенно прочными они стали после периода иконоборчества в 8-9 в., когда именно монахи стали на защиту иконопочитания.
В восточной Православной Церкви целибат (безбрачие) никогда не был обязательным для духовенства на уровне пресвитеров, то есть священников. С самого начала священники были женатыми, и по-прежнему большинство приходских священников женаты.
Что касается архиерейского служения, то с 4 века предпочтение стали отдавать безбрачным епископам. При этом они не были монахами, а просто не вступали в брак. До сих пор в целом ряде Поместных Православных Церквей епископами становятся не монахи, а просто люди, которые не вступили в брак — целибатное духовенство.
Самый интересный вопрос: почему так получилось, что безбрачие стало фактически обязательным на уровне епископата в Православной Церкви, тогда как сам апостол Павел говорил, что епископ должен быть женат? Я думаю, причин здесь должно быть несколько:
- Высокий авторитет монашеского и безбрачного духовенства, который был выше, чем у духовенства, состоящего в браке.
- Авторитет самого монашества — на епископское служение избирали самых авторитетных пастырей, которые находились как раз в монашеской среде.
- Защита Церкви от возможного посягательства на ее имущество.
Что я имею ввиду? Представьте себе, допустим, что епископ — это женатый человек, у него жена и пятеро сыновей. Наверное, ему захочется своих пятерых сыновей поставить на ключевые точки в епархии, на самые богатые приходы, сделать их настоятелями этих храмов. Может быть, и жена будет играть какую-то особую роль во всей этой структуре. Представьте себе, во что может превратиться епархия. Если у человека помимо собственно служения, которое должно занимать все его мысли и чувства, есть еще семейные интересы, то они могут переплетаться и привести к большому кризису в епархии.
Вот почему Православная Церковь на достаточно раннем этапе стала отдавать предпочтение безбрачному духовенству для избрания в епископы, а впоследствии (не позднее 10 века) сделало безбрачие обязательным условием для принятия епископского сана.